Система мира Птолемея Разное СодержаниеКто такой Птолемей?Геоцентрическая система мира ПтолемеяЗакат геоцентрического мировозренияОбъяснение видимых движений планет и других небесных тел осложняет

Происхождение системы

Впервые эта теория появилась ещё в Древней Греции. Местные мыслители верили в неё и распространяли в обществе. Более того, геоцентризм считается основой не только для античной, но и для средневековой космологии, а также астрономии. Постепенно в качестве альтернативы появилась гелиоцентрическая система. Из неё уже затем вышли модели Вселенной, существующие и в настоящее время.

Сформированная геоцентрическая система мира представляет Землю в качестве центра существующего мироздания. Планета при этом владеет асимметрией, а также надёжной центральной осью. Если верить данным представлениям, то планета опирается на опоры, которые удерживают её в стационарном положении. Древнейшие цивилизации в собственной интерпретации воспринимали оси большими слонами, черепахами и китами.

В основе появления теории находится древнегреческий философ и математик Фалес Милетский. Он утверждал, что опорой для Земли является мировой океан. Что касается Вселенной, то, она абсолютно не имеет конкретного направления. Вместо этого существует центрально-симметрическое строение. Все эти факторы наводили философа на выводы о том, что наша планета находится в стабильном покое. Версии о какой-либо сторонней поддержке Фалес отвергал.

По мнению другого мыслителя Анаксимена Милетского, геоцентризм имел другую структуру. Он предположил, что Земля не просто так стабильно удерживается в открытом космосе. В этом ей якобы помогает сжатый воздух. У данной теории также постепенно появилось много приверженцев. У многих учёных существовали разные мнения по поводу строения нашей планеты. Среди личностей, которые открыто выражали собственное мнение, можно выделить:

  • Платона;
  • Аристотеля;
  • Демокрита;
  • Парменида и др.

Более обдуманным был геоцентризм в исполнении Пифагора. Именно он выражал уверенность в том, что Земля обладает формой шара. Постепенно с этим предположением согласились и другие мыслители. Их дискуссии привели к образованию канонической версии геоцентрической системы. Её разработкой и совершенствованием затем занимались многие астрономы в Древней Греции.


Одно из самых ранних дошедших до нас изображений геоцентрической системы (Макробий, Комментарий на Сон Сципиона, рукопись IX века)

Гелиоцентрическая система мира

Гелиоцентрическая система мира

Гелиоцентрическая система мира — идея о том, что Солнце является центром мироздания и точкой, вокруг которой вращаются все планеты, в том числе и Земля. Данная система предполагает, что наша планета выполняет два вида движения: поступательное вокруг Солнца и вращательное вокруг своей оси. Положение самого же Солнца относительно других звезд считается неизменным.

Термин «гелиоцентризм» происходит от греческого слова «гелиос» (в переводе «Солнце»).

Особенности гелиоцентрической системы мира

Найти некую центральную точку Вселенной предоставляется возможным только в том случае, если Вселенная ограничена. Таковой она обязана согласно гелиоцентрической системе мира.

Также в данной системе возникло такое понятие как внешние и внутренние планеты. К последним относились Меркурий и Венера, т.к. их орбиты вращения вокруг Солнца всегда должны быть внутри орбиты Земли.

Параллакс — угол, отмеченный символом π

Важнейшей особенностью гелиоцентризма являются годичные параллаксы звёзд. Данный эффект проявляется в виде изменения видимых координат звезды. Он связан со сменой положения наблюдателей (астрономов), возникшей из-за вращения Земли вокруг Солнца.

Гелиоцентризм в античность и средневековье

Мысли о том, что Земля движется вокруг некоего центра всего мира, возникла еще в головах древних греков.

Так были предположения о вращении Земли вокруг своей оси, а также о движении Марса и Венеры вокруг Солнца, которое вместе с ними вращается вокруг нашей планеты.

Однако считается, что впервые гелиоцентрическая система мира была изложена в III веке до н. э. Аристархом Самосским. Он сделал два важных вывода:

  1. Вероятнее всего, что наша планета вращается вокруг Солнца. Причиной тому размер Солнца, который значительно превышает размер Земли. Данные об относительных величинах Земли, Луны и Солнца были получены из собственных расчетов Аристарха.
  2. В связи с отсутствием видимых годичных параллаксов звезд он предположил, что орбита нашей планеты представляется точкой относительно расстояний до звезд.

Однако идеи Аристарха не приобрели широкого распространения в античности.

Наиболее известной версией геоцентрической системы в Древней Греции была так называемая теория гомоцентрических сфер, разработкой которой занимались астрономы Евдокс, Каллипп и Аристотель.

Согласно этой теории все небесные тела, вращающиеся вокруг нашей планеты, были закреплены на жестких сферах, соединяющихся между собой и имеющих единый центр — Землю.

Геоцентрическая модель Солнечной системы

В связи с подобным мировоззрением преобладающей части общества, другие приверженцы идеи Аристарха Самосского не высказывали свои взгляды, в результате чего греки отказались от этой идеи и полностью приняли геоцентризм. Любые школы, преподававшие в то время рационализм, не поддерживали идей Аристарха, так как считали природу мироздания неподвластную для понимания и исключали любые возможности описать динамику планет.

В средние века гелиоцентризм почти не упоминался в научных трудах, кроме некоторых его идей, например, вращение Земли вокруг своей оси.

Научная революция Николая Коперника

В 1543-м году польский астроном, механик и священнослужитель Николай Коперник опубликовал свою научную работу, которая называлась: «О вращении небесных сфер».

В ней астроном описывал гелиоцентрическую теорию, подтверждая ее рядом физических расчетов, опирающихся на тогдашнюю теоретическую механику. Согласно его концепции смена дня и ночи, а также движение Солнца по небу объясняются вращением Земли вокруг своей оси.

Точно также, при помощи движения Земли вокруг Солнца, объясняется движение нашего светила по небосводу в течение всего года.

Гелиоцентрическая система мира по Копернику

Коперник объяснил следующие феномены:

  • В результате перемещения Земли, которая поочередно, то приближается, то отдаляется от любой из планет нашей системы, эти планеты совершают т.н. попятное движение. То есть спустя какой-то отрезок времени они начинают перемещаться в обратную сторону от направления движения Солнца.
  • Предварение равноденствий. На протяжении 18-ти веков ученые искали причины такого эффекта как предварение равноденствий, согласно которому с каждым годом весеннее равноденствие наступает несколько раньше. В своих трудах Николай Коперник смог описать данный эффект как следствие периодического смещения земной оси.
  • По стопам Аристарха Самосского, Коперник утверждал, а также доказывал, что сфера звезд расположена на очень большом расстоянии относительно расстояний между планетами, в результате чего ученые не наблюдают годичные параллаксы. А предположение о вращении нашей планеты вокруг своей оси подтверждал следующим: если наша планета все-таки неподвижна, то вращение небосвода должно происходить по причине вращения самой звездной сферы, а учитывая высчитанное расстояние до нее, скорость ее вращения будет немыслимо велика.

Кроме того гелиоцентрическая система могла объяснить изменение блеска и размеров планет Солнечной системы, а также дать более точную оценку размеров планет и расстояний до них. Сам же Николай Коперник смог примерно определить размеры Луны и Солнца и максимально точно указать время, за которое Меркурий полностью проходит свою орбиту вокруг Солнца – 88 земных суток.

Н. Коперник заложил основу современного вида орбит планет Солнечной системы

Несмотря на совершенную революцию в области астрономии, теория Коперника имела несколько недостатков. Во-первых, центральной точкой описанной им системы оставался центр орбиты Земли, а не Солнце.

Во-вторых, все планеты нашей планетарной системы, двигались по своим орбитам неравномерно, а наша планета сохраняла свою орбитальную скорость.

А также вероятнее всего Коперник не отбрасывал идею о вращающихся небесных сферах, а лишь перенес центр их вращения.

Последователи и противники Коперника

Впоследствии у польского астронома появилось большое множество последователей, в том числе Джордано Бруно, который утверждал, что небосвод не ограничивается небесными сферами, а другие светила, это небесными тела, ни чем не уступающие Солнцу. К сожалению, за свои убеждения Бруно был назван еретиком и приговорен к сожжению.

Известный итальянский ученый Галилео Галилей поддерживал теорию Коперника, опираясь на собственные наблюдения.

Он также утверждал, что Земля никогда не занимала место между Меркурием (либо Венерой) и Солнцем, что указывало на вращение этих двух планет вокруг звезды по орбитам, находящимся внутри земной. Обратное утверждение доказывало расположение орбиты Земли внутри орбит внешних планет.

Из-за своих убеждений в 1633 году 70-летний Галилей был подвержен инквизиционному процессу, в результате которого он оказался под «домашним арестом» вплоть до своей смерти в 78 лет.

Галилео Галилей и его знаменитый телескоп

Противники же гелиоцентризма настаивали на нескольких аргументах, опровергающих теорию Коперника. Если бы Земля вращалась вокруг своей оси, то чудовищная центробежная сила разорвала бы ее.

Мало того, с ее поверхности слетали бы все легкие предметы, причем двигались бы они в направлении, противоположном вращению. Предполагалось, что все небесные объекты не имеют массы, поэтому они могут двигаться без приложения к ним больших сил.

В случае с Землей возникал вопрос о существования колоссальной силы, которая смогла бы вращать нашу массивную планету.

Один из противников геоцентризма выдающийся датский астроном Тихо Браге разработал так называемую «гео-гелиоцентрическую» систему мира, согласно которой сфера звезд, Луна и Солнце движутся вокруг Земли, а другие космические объекты – вокруг Солнца.

Спустя некоторое время приемник Браге – немецкий физик Иоганн Кеплер, проанализировав внушительный объем результатов наблюдений своего наставника сделал несколько значительных открытий в пользу гелиоцентризма:

Законы Кеплера по сей день служат астрономам для определения орбит удаленных космических тел

  • Плоскости планетарных орбит Солнечной системы пересекаются в точке нахождения Солнца, что делало его центром их вращения, а не центр земной орбиты, как предполагал Коперник.
  • Орбитальная скорость нашей планеты периодически изменяется, также как и других планет.
  • Орбиты планет эллиптические, причем скорость движения небесных тел по ним напрямую зависела от расстояния до Солнца, что делало его не только геометрическим, но и динамическим центром планетарной системы.

Были сформулированы так называемые законы Кеплера, которые подробно и математическим языком описывали законы движения планет Солнечной системы.

Обоснование теории

Отвергнув определённые отличия, геоцентрическая система мира от разных светил науки всё же имела общие характеристики. Астрономы по-разному, но поддерживали идею с центральным положением и полной неподвижностью нашей планеты. Анаксимандр опирался в своих выводах на то, что космос обладает симметрией сферического типа. С ним не был согласен Аристотель. У него геоцентризм предусматривал довольно серьёзный вес Земли. По этой причине столь тяжёлое космическое тело просто обязано находиться в центре Вселенной.

Последователь Пифагора Филолай предполагал наличие орбитального движения у нашей планеты. Эту теорию категорически отвергал Аристотель. Он аргументировал свою позицию тем, что движение будет приводить к звёздному смещению, которое к тому времени не наблюдалось. Другие авторы озвучивали свои эмпирические доводы. Плиний Старший в одной из своих работ объяснил геоцентризм тем, что Земля характеризуется равенством между ночью и днём. Следует отметить, что с точки зрения астрономии подобные доводы не имеют права на существование.

По версии Птолемея, центральное расположение Земли объясняется тем, что траектория падения тел в космосе строго вертикальное. Учёный выступал против осевого вращения планеты. Он был уверен, что все предметы, не касающиеся поверхности Земли, должны были визуально совершать противоположное движение. Необходимо отметить, что этот довод пользовался успехом до тех пор, пока не были открыты первые законы механики.

Благодаря постоянно появляющимся новым открытиям, геоцентризм в мире учёных не утрачивал своего интереса. В определённый момент Анаксимен сделал предположение о том, что период обращения Солнца вокруг Земли зависит от высоты его расположения. То же самое касалось и других космических тел. Мыслитель даже сформировал собственную версию расположения светил. По его мнению, сразу после Земли находится Луна, а далее Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Что касается Меркурия и Венеры, то их расположение вызывало некие разногласия. Платон и Аристотель предполагали, что данные планеты находятся за Солнцем. Им противоречил Птолемей. Учёный считал, что Венера и Меркурий расположились между Солнцем и Луной.

Благодаря Гиппарху астрономия становилась точной математической наукой, что позволяло приступить к созданию универсальной тематической теории астрономических явлений. За решение этой задачи взялся знаменитый александрийский астроном Клавдий Птолемей, что отражено в его фундаментальном труде «Большое математическое построение астрономии в XIII книгах» («Альмагест»).

Опираясь на достижения Гиппарха, Птолемей изучал подвижные небесные светила. Он существенно дополнил и уточнил теорию движения Луны, усовершенствовал теорию затмений. Но подлинно научным подвигом ученого стало создание им математической теории видимого движения планет. Эта теория опиралась на следующие постулаты: шарообразность Земли; колоссальная удаленность от сферы звезд; равномерность и круговой характер движений небесных тел; неподвижность Земли; центральное положение Земли во Вселенной.

Теория Птолемея сочетала теории эпициклов и эксцентриков. Он предполагал, что вокруг неподвижной Земли находится окружность (деферент) с центром, несколько смещенным относительно центра Земли (эксцентрик). По деференту движется центр меньшей окружности — эпицикл — с угловой скоростью, постоянной по отношению к собственному центру деферента и не к самой Земле, а к точке, расположенной симметрично центру деферента относительно земли (эквант). Сама планета в системе Птолемея равномерно движется по эпициклу. Для описания вновь открываемых неравномерностей в движениях планет и Луны вводились новые дополнительные эпициклы — вторые, третьи и т.д. Планета помещалась на послед­нем. Теория Птолемея позволяла предвычислять сложные петлеоб­разные движения планет (их ускорения и замедления, стояния и попятные движения). На основе созданных Птолемеем астрономи­ческих таблиц положение планет вычислялось с весьма высокой по тем временам точностью (погрешность менее 10′).

Из основных свойств планетных движений, определенных Пто­лемеем, вытекал ряд важных закономерностей. Во-первых, усло­вия движения верхних от Солнца и нижних планет существенно различны. Во-вторых, определяющую роль в движении и тех и других планет играет Солнце. Периоды обращения планет либо по деферен­там (у нижних планет), либо по эпициклам (у верхних) равны периоду обращения Солнца, т.е. году. Ориентация деферентов нижних пла­нет и эпициклов верхних связана с плоскостью эклиптики. Тщатель­ный анализ этих свойств планетных движений привел бы Птолемея к простому выводу, что Солнце, а не Земля — центр планетной систе­мы. Такой вывод задолго до Птолемея сделал Аристарх Самосский, который доказывал, что Солнце в несколько раз больше Земли. Впол­не естественно, что меньшее тело движется вокруг большего, а не наоборот. Хотя размеры других планет прямым путем Птолемей оп­ределить не мог, тем не менее было ясно, что и они гораздо меньше Солнца. Но переход к гелиоцентризму для Птолемея был невозмо­жен — он считал Землю центром мира и приводил множество доводов в пользу этого взгляда. Отказаться от своего мировоззрения очень сложно, а от эпохи и вовсе невозможно. Только спустя 14 столетий, в совершенно другую эпоху, когда старое мировоззрение уже себя исчерпало, Н. Коперник сумел сделать этот решительный шаг.

Птолемей (а до него Гиппарх), введя эксцентрики для более точ­ного отображения неравномерностей видимого движения небесных светил, по сути, уже лишил Землю ее строго центрального положения в мире, какое она занимала в аристотелевской модели Вселенной. Введением экванта Птолемей еще более нарушил аристотелевские физические основания геоцентризма. В этом отношении он превзо­шел даже Коперника.

В астрономической системе Птолемея максимально использова­лись те возможности, которые представляла античная наука для реа­лизации принципа «спасения явлений», для объяснения движения небесных тел с позиций геоцентрического видения мира. Построение геоцентрической системы Птолемеем завершило становление первой естест­венно-научной картины мира.

В течение длительного времени эта сис­тема была не только высшим достижением теоретической астроно­мии, но и ядром античной картины мира, и астрономической осно­вой антропоцентрического мировоззрения.

Аргументация астрономических явлений

Для представителей древнегреческой астрономии геоцентризм являлся благодатной темой для дискуссий. При этом сложнее всего учёным было с научной точки зрения объяснить очевидные и заметные явления, происходившие в космосе. Среди таких фактов в первую очередь следует выделить неравномерное передвижение светил. Особенно сложной оказалась тема о попятных движениях, которые характерны для планет. В Древней Греции планеты воспринимались в качестве божеств, которые якобы обязаны следовать исключительно равномерным и плавным движениям.

Возникшая трудность не остановила греков. В данном случае геоцентризм пополнялся новыми моделями. Нелегко объяснимые перемещения крупных космических тел аргументировались результатом сложения сразу нескольких различных круговых движений. В ходе обсуждений появились теории эпициклов и гомоцентрических сфер.

Изучение геоцентрической системы происходило:

  • в Византии;
  • в Индии;
  • на Исламском Востоке;
  • на Латинском Западе.

Увлекательная тема, которой стала геоцентрическая система мира, привлекала внимание иудеев. И это при том, что общепринятые еврейские представления изображали Землю плоской. Иудейские учёные постепенно стали отказываться от этой версии и прислушиваться к древнегреческим коллегам. Первым, теорию Аристотеля в своих трудах поддержал Моисей Маймонид. Он даже принял участие в дискуссиях арабских учёных, направленных на противодействие теории Птолемея. Маймонид выступал против того, что эпициклы существуют физически.

Леви бен Гершом по праву считается талантливым астрономом в Средних веках. Он также верил в то, что геоцентризм в корне верен. Параллельно с тем он отвергал теорию гомоцентрических сфер, предложенную Ал-Битруджи. Такого же мнения учёный был и по поводу теории эпициклов, разработанной Птолемеем. Гипотеза Леви бен Гершома предусматривает эксцентрические небесные сферы. Проще говоря, они не имели физической возможности слишком плотно приближаться друг к другу. Между ними якобы располагаются слои жидкости, образовавшиеся из первичной материи. Речь идёт об остатках, которые появились после сотворения мира Богом.

Музей Лунариум

Первые представления об устройстве мира были выдвинуты и обоснованы великим древнегреческим ученым Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Ученый предполагал, что небо отделено от Земли и не имеет с ней ничего общего. На Земле четыре основных элемента – воздух, земля, огонь и вода – претерпевают непрерывные взаимопревращения: различные предметы возникают, какое-то время существуют, а затем распадаются. На небе же ничто не изменяется. Единственным изменяющимся светилом являлась Луна. Аристотель предположил, что лунная сфера (т. е. неподвижная сфера, которая вместе с закрепленной на ней Луной вращается вокруг Земли) представляет собой границу между не подверженными разрушению небесами и изменчивым миром Земли, названным «подлунной сферой». Неизменные же небесные тела состоят из особого, пятого, элемента – чистого и неизменного эфира – квинтэссенции.

Аристотель обосновал, что Земля является центром Вселенной. Действительно, естественным движением всех тяжелых элементов должно было быть движение по направлению к центру (падение вниз), что соответствовало реальности, ведь если бы такого центра не было, падение предметов продолжалось бы вечно, без остановки. Из-за стремления элементов к центру мира Земля получила форму шара. Лёгкие элементы, напротив, стремились от центра, но не уходили за границы «подлунной сферы».

Земля, согласно Аристотелю, не должна была двигаться ни вокруг своей оси, ни вокруг Солнца, ибо это нарушало бы закон естественного движения самого тяжелого элемента. Если бы Земля действительно осуществляла такое движение, то она меняла бы свое положение относительно сферы неподвижных звезд. В таком случае наблюдалось бы перемещение звезд на небе. Но поскольку такой эффект не наблюдался, Земля не могла двигаться!

Первая же «система мира», которая объясняла видимое движение небесных светил и планет, была предложена во 2 веке н.э. последователем Аристотеля, александрийским астрономом Птолемеем.

Центром вселенной Птолемей, подобно Аристотелю, считал Землю, именно поэтому его система мира была названа геоцентрической (др.-греч. Γαία –земля). Вокруг Земли движутся (в порядке удаленности от Земли) Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звезды. Но если движение Луны, Солнца и звезд круговое, то движение планет было гораздо сложнее. Наблюдения показали, что направления движения планет как бы описывают по небу петли. Объясняя видимую сложность движения планет, Птолемей предположил, что планеты движутся по малой окружности – эпициклу с постоянной скоростью, а центр эпицикла, в свою очередь, по большой окружности – деференту. Таким образом, каждая из планет движется не вокруг Земли, а вокруг определённой точки, которая, в свою очередь, движется по кругу (деференту), в центре которого и находится Земля.

Сделанные Птолемеем вычисления были очень важны для современников, они давали возможность составлять календари, помогали путешественникам ориентироваться в пути, служили расписанием сельскохозяйственных работ для земледельцев. Подобная система мироздания считалась верной почти полторы тысячи лет.

С течением времени обнаруживались все большие расхождения наблюдаемых положений планет с вычисленными ранее, но на протяжении веков думали, что геоцентрическая система мира Птолемея просто недостаточно совершенна и предпринимали попытки её усовершенствовать – вводили для каждой планеты всё новые и новые комбинации круговых движений. Многочисленные попытки увеличения точности системы Птолемея лишь усложняли её.

Эти представления господствовали до тех пор, пока великий польский астроном Николай Коперник (1473-1543гг.) радикально не изменил эту общепринятую картину мира.

Как и его предшественники, Николай Коперник стремился сделать модель Птолемея более стройной и простой. В простоте, был он уверен, кроется истина. Многочисленные астрономические наблюдения и их сравнение с данными Птолемеевой системы убеждали в том, что на самом деле не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной.

В 1508 г. Коперник написал: «То, что нам кажется движением Солнца, на самом деле происходит не из-за того, что оно движется, а потому что движется Земля». Исходя из этого положения, Коперник весьма просто объяснил всю кажущуюся запутанность движений планет и предложил радикально новую – гелиоцентрическую (др-греч. Hēlios – Солнце) систему мира.

Первый набросок своей теории Коперник изложил в «Малом комментарии Николая Коперника», вышедшем в 1516 году. В этом комментарии ученый дал предварительное изложение своего учения, вернее, тогда еще своих гипотез. Он не счел нужным приводить в нем математические доказательства, поскольку они предназначались для более обширного сочинения.

Новая теория исходила из следующих требований:

  • Первое. Не существует одного центра для всех небесных орбит или сфер.
  • Второе. Центр Земли не является центром Мира, но только центром тяготения и центром лунной орбиты.
  • Третье. Все сферы движутся вокруг Солнца, расположенного как бы в середине всего, так что около Солнца находится центр мира.
  • Четвертое. Отношение, которое расстояние между Солнцем и Землей имеет к высоте небесной тверди, меньше отношения радиуса Земли и ее расстоянию от Солнца, так что по сравнению с высотой тверди оно будет даже неощутимым.
  • Пятое. Все движения, замечающиеся у небесной тверди, принадлежат не ей самой, но Земле. Именно Земля с ближайшими к ней стихиями вся вращается в суточном движении вокруг неизменных своих полюсов, причем твердь и самое высшее небо остаются все время неподвижными.
  • Шестое. Все замечаемые нами у Солнца движения не свойственны ему, но принадлежат Земле и нашей сфере, вместе с которой мы вращаемся вокруг Солнца, как и всякая другая планета; таким образом, Земля имеет несколько движений.
  • Седьмое. Кажущиеся прямые и понятные движения планет принадлежат не им, но Земле. Таким образом, одно это ее движение достаточно для объяснения большого числа видимых в небе неравномерностей.

После тридцати лет упорного труда, долгих наблюдений и сложных математических расчетов он убедительно доказал, что Земля — это только одна из планет и что все планеты обращаются вокруг Солнца.

Свою новую теорию ученый описал в труде «Об обращениях небесных сфер. Шесть книг».

Труд содержит описания астрономических приборов, а также новый, более точный, чем у Птолемея каталог неподвижных звёзд. В ней разбирается видимое движение Солнца, Луны и планет. Книга опубликована весной 1543 г., когда её автор тяжело заболел.

Коперник умер 24 мая 1543 г., и был похоронен под плитами Фромборского кафедрального собора.

На пьедестале памятника Копернику в Варшаве высечены такие слова: «Остановивший Солнце, сдвинувший Землю». В них вся суть открытия Коперника. Ему удалось убедить людей в том, что они живут не в надежном неподвижном центре мира, а обитают на одной из планет, обращающейся вокруг Солнца. Нужно было обладать титаническим разумом и великой свободой мысли, чтобы сделать этот шаг – упразднить различие между «земным» и «небесным».

Вращением ручки приведите в движение Геоцентрическую систему мира (с голубой Землей в , которую описывает планета. Древние ученые объясняли данное движение при помощи вспомогательных кругов (дифферентов и эпициклов). Вращая ручку Гелиоцентрической системы мира, вы можете увидеть, что кажущаяся сложность в движении планет вызвана движением Земли вокруг Солнца. Когда Земля «догоняет» другую планету, то кажется, что наблюдаемая планета как бы останавливается, а потом движется назад.

Византийские версии

В научном плане самое большое распространение геоцентризм обрёл в Византии. Александрия вовсе считалась центром эллинистической науки, куда однозначно входит и астрономия. Известный византийский купец Косма Индикоплевст первым решил, что геоцентрическая система мира является ошибочной. Дополнительно он откровенно высмеивал версию о существовании Земли в виде шара.

Византийским учёным всё же не удалось достигнуть успехов индусов в освоении ключевых математических аппаратов. Представители исламских государств также сумели дальше продвинуться в соответствующем вопросе. Проблема философов из Византии заключалась в том, что они даже не пытались рассматривать новые появляющиеся космологические предположения. Всё, что выходило за рамки гипотез Аристотеля, не интересовало их. В результате геоцентризм в Византии на определённом этапе остался без развития.

Представления Аристотеля

Учение Аристотеля

Также была популярна геоцентрическая система мира Аристотеля. Она заключалась в постулате, что Земля является тяжелым телом для Вселенной.

Как показывала практика, все тяжелые тела падают отвесно, так как находятся в движении к центру мира. Земля при этом сама располагалась в центре. На этом основании Аристотель опровергал орбитальное движение планеты, приходя к выводу, что оно приводит к параллактическому смещению звезд. Он же стремился рассчитать, сколько от Земли до Луны, сумев добиться только приблизительных вычислений.

Отношение религии

Изначально сторонники религиозной философии стали выступать в качестве оппонентов описанной теории. В их понимании геоцентризм разрушал божественные устои мира. Популярный стоик Клеанф вовсе призывал суд привлечь к ответственности Аристарха Самосского за его гелиоцентрическую гипотезу.

Христианская церковь навязывала мнение о том, что мир создан Богом и только ради человека. При этом геоцентрическое учение всё же сумело приспособиться к этим религиозным правилам. Даже в современном мире описанная теория порой встречается, но происходит это в протестантских группах консервативного типа. Чаще всего они функционируют на территории США. Такие религиозные группы в своих учениях опираются на детальное прочтение Библии. Хотя существует мнение о том, что главная книга христиан поддерживает версию о плоской Земле. В Исламе параллельно с тем уверенны, что предполагаемое движение нашей планеты противоречит их вере. Среди агрессивных сторонников геоцентризма в современном иудаизме можно смело выделить представителей движения Хабад.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: