Новости космонавтики — планы, прогнозы, перспективы


[UPD] Журнал Новости космонавтики может закрыться

Александр Ильин
Во-первых — ещё раз — спасибо всем! Собрали примерно 50 000р — около 1/3 необходимой для печати майского номера суммы.

Отвечу на вопросы:

1) “Что это за журнал такой?”

“Новости космонавтики” — и журнал и форум — это эпоха, явление, бренд. Я читаю журнал лет с 12 — с первой половины 90-ых. Не представляю, как можно утверждать, что тебе интересна космонавтика и не читать НК. Коллектив журнала выпустил несколько замечательных книг. При участии редакции издавали дневники Каманина. А «Мировая пилотируемая космонавтика»? Назовите книгу лучше. Где ещё можно прочесть про все полеты шаттлов, например?

Подписка НК — это настоящая энциклопедия мировой космонавтики — подробное описание всех пусков (нет больше нигде!), хроника работы на МКС, межпланетные аппараты — нигде в мире нет журнала с таким количеством информации о космических делах.

И коллектив уникальный, люди по 20 лет работают. Просто фантастика — я в детстве читал их статьи — а теперь это мои коллеги. Игорь Афанасьев (да–да — это он написал классические «Неизвестные корабли» и другие всем известные книги), Игорь Лисов (гениальный редактор, переводчик многих научно–популярных книг — верить нельзя никому — только Лисову).

А форум? Там Старый рассказывает про ННиНШ, там SerB (Сергей Буркатовский — посмотрите в wiki) выкладывал свой проект лунной экспедиции. Да на форум НК отраслевые институты за вдохновением ходят!

В общем — полностью согласен с этой статьей — trv-science.ru/luchshee-chto-est-v-kosmonavtike

2) “Зачем нужна бумажная версия?”

— Дело в том, что «серьезные люди» воспринимают Интернет (и электронные версии) — как забаву для школьников — «молодежь какая-то там за компьютерами сидит». Потенциальные рекламодатели хотят, чтобы журнал попадал на столы как раз к «серьезным людям». Ситуация с восприятием Интернета меняется, но не так быстро, как хотелось бы. — Многим подписчикам приятней и удобней читать журнал на бумаге. Всё-таки планшет меньше по формату, чем журнал. Я пробовал читать и на планшете и в бумажном виде — второй вариант нравится больше (при том, что я читаю книги почти только в электронном виде уже лет 12). Кстати — многие подписчики люди из отрасли — в возрасте — а значит, опять же — никаких интернетов не знают.

3) “Почему такая неудобная система оплаты?”

У редакции сейчас нет нормальных админов — старые остались от какого-то спонсора — но они даже поддерживать сайт толком не могут. Как выводить деньги из платежных систем? Кто их подключит? Как бухгалтер это всё проведет и где взять бухгалтера, который в этом разбирается? Главный редактор вообще хочет отказаться от электронной версии, так как она мало денег приносит. Он против всех этих новшеств — раньше-то они были не нужны.

4) “Соберите деньги краудфандингом, сделайте нормальную оплату и денег будет достаточно и т.д.”

Для существования журнала нужно 1 400 000 р в месяц (зарплаты, печать, другие нужды) — раньше уходило 1 600 000 — 1 800 000 — но нашли способы сэкономить. Напомню — сейчас, благодаря совершенно фантастической рекламе — набрали за день 50 000р и темпы резко снизились. Возможно, если подключить все способы оплаты и пытаться рекламировать журнал (а бесплатная реклама — скорее исключение, чем правило) — получиться собирать 200-300 тысяч в месяц (в лучшем случае) — это только 1/5 необходимой суммы. Краудфандинг на “космические” проекты в России приносит в лучшем случае сотни тысяч — не хватит даже на месяц!

5) “Если денег всё равно не хватает — зачем это всё?”

Журнал всегда жил за счет поддержки добрых людей. Прямой поддержки отрасли не было — но среди руководителей добрые люди тоже находились. Полтора года назад ситуация изменилась. Сейчас есть определеннее надежды (обещания) — со стороны ОРКК. Однако, ОРКК не может распоряжаться средствами напрямую, пока не станет госкорпорацией Роскосмос. Они могут только отдать приказ предприятиям — размещайте платные статьи. Предприятия, однако, всячески стараются затягивать с этим. В общем — сейчас главное дотянуть до окончания реформы. А там — или господдержка или провал. Зарплату сотрудники редакции уже не получают. Про гонорары (большая часть доходов сотрудников — именно гонорар) и не говорю. За аренду журнал не платит — нашлись добрые люди — приютили. Компьютеры остались от старых спонсоров. Но печатать журнал нужно — и бесплатно его не напечатают. Поэтому, если получиться хотя бы несколько месяцев где-то находить деньги на печать — появляется шанс дожить до окончания реформ.

Астрономическая неделя с 20 по 26 июля 2020 года
17.07.2020 12:31 | Александр Козловский
На данной неделе 20 июля Сатурн достигнет противостояния с Солнцем. Всю неделю невооруженным глазом видна яркая комета NEOWISE (C/2020 F3) с блеском около 2m.

Астрономическая неделя с 13 по 19 июля 2020 года
10.07.2020 7:10 | Александр Козловский
На данной неделе 14 июля Юпитер вступит в противостояние с Солнцем. Всю неделю имеет место парад планет, а левее яркой звезды Капелла из созвездия Возничего наблюдается яркая комета NEOWISE (C/2020 F3) с блеском около 2m

Аннотации основных статей журнала «Земля и Вселенная» № 3, 2020 г.
29.06.2020 17:54 | В. И. Щивьев/Редакция журнала ЗиВ
«Экзотариумы других солнц: крупные достижения в изучении внесолнечных планет». Кандидат физико-математических наук Гадельшин Дамир Раелович, кандидат физико-математических наук Валявин Геннадий Геннадьевич (Специальная астрофизическая обсерватория РАН). Исследования экзопланет – новое направление в астрономической науке.

Календарь наблюдателя на июль 2020 года
23.06.2020 10:10 | Александр Козловский
Очередной выпуск ежемесячника, освещающего астрономические явления и небесные тела, доступные для наблюдений невооруженным глазом и любительскими оптическими средствами

Журнал «Небосвод» за июль 2020 года
23.06.2020 8:55 | Александр Козловский
Очередной номер журнала «Небосвод» для любителей астрономии и от любителей астрономии

Астрономическая неделя с 6 по 12 июля 2020 года
21.06.2020 8:50 | Александр Козловский
На данной неделе 6 июля долгопериодические переменные звезды RT Лебедя и U Кита достигнут максимума блеска (6,5m), а Луна (Ф= 0,98-) пройдет южнее Юпитера и Сатурна. 11 июля Луна (Ф= 0,61-) пройдет южнее Марса, а Венера пройдет в градусе севернее Альдебарана

Астрономическая неделя с 29 июня по 5 июля 2020 года
20.06.2020 13:41 | Александр Козловский
На данной неделе 30 июня Луна (Ф= 0,70+) окажется в перигее своей орбиты на расстоянии 368960 км от центра Земли, а 1 июля Меркурий пройдет нижнее соединение с Солнцем. 2 июля Луна (Ф= 0,92+) пройдет севернее Антареса, а 4 июля Земля достигнет афелия своей обриты на расстоянии 1,0166943 а.е. от Земли

Астрономическая неделя с 22 по 28 июня 2020 года
19.06.2020 7:01 | Александр Козловский
На данной неделе 22 июня Луна (Ф= 0,01+) пройдет точку максимального склонения к северу от небесного экватора (близ Меркурия), а 27 июня наступит максимум действия метеорного потока Июньские Боотиды (поток переменный, ZHR= 0 — 100). В этот же день произойдет покрытие Луной (Ф= 0,4+) звезды ню Девы (4,0m) при видимости на Дальнем Востоке

Аннотации основных статей журнала «Земля и Вселенная» № 2, 2020 г.
15.06.2020 18:39 | В. И. Щивьев/Редакция журнала ЗиВ
«Пасынки Галактики, или Звездные объекты внегалактического происхождения внутри Млечного Пути». Доктор физико-математических наук, профессор МАРСАКОВ Владимир Андреевич (НИИ физики Южного федерального университета). …

Календарь наблюдателя на июнь 2020 года
22.05.2020 7:10 | Александр Козловский
Очередной выпуск ежемесячника, освещающего астрономические явления и небесные тела, доступные для наблюдений невооруженным глазом и любительскими оптическими средствами

Мифы и реальность отечественной космонавтики

Космические разработки всегда были предметом особого внимания не только правительства СССР, но и мировой общественности в союзе с прессой и прочими средствами массовой информации. А после того как 12 апреля 1961-го года состоялся первый полет ракеты-спутника «Восток» с человеком на борту в космическое пространство, интерес к данной теме разросся до необычайных размеров.

Уже через день после полета Гагарина – 14-го числа – Президиумом Верховного Совета было учреждено одно из самых почетных званий советского периода «Летчик-космонавт СССР». Согласно архивным данным за всю историю существования советской космонавтики, то есть вплоть до конца 1991-го года, вновь учрежденного звания были удостоены семьдесят два космонавта, первым из которых, конечно, по праву стал Юрий Алексеевич Гагарин. А последним в этом доблестном списке 10 октября 1991-го года под номером 72 стал Токтар Аубакиров, совершивший полет на орбитальном комплексе «Мир».

С появлением первых людей, которые имели возможность увидеть нашу Землю из космического пространства, повсеместно стали рождаться фантастические легенды и надуманные истории, небылицы, зачастую основанные на совершенно не относящихся к космонавтике обстоятельствах, а иногда и просто не имеющие под собой никаких разумных оснований. Рождению мифов вокруг этих героических личностей, а также программ по освоению околоземного пространства сильно способствовала обстановка строжайшей секретности, которая по вполне понятным причинам всегда окружала и окружает космические разработки и всех участвующих в этом людей. И чем больший доступ к таинственной информации получает человечество, тем немыслимее становятся истории. А единожды разбитые специалистами в пух и прах, надуманные рассказы имеют особенность со временем возвращаться, вновь будоража неугомонную общественность, так жаждущую сенсаций.

Самой популярной, широко освещенной зарубежными средствами массовой информации сказкой, стала версия о том, что Гагарин является далеко не самым первым космонавтом нашей планеты. Целью такого сочинительства в годы «холодного» противостояния было всяческое очернение наших космических проектов, которые добивались потрясающих успехов. Пиком этой бредовой теории стала соответствующая запись в книге рекордов Гиннесса 1964-го года издания, где в качестве первого человека, полетевшего в космос, был назван Владимир Ильюшин, являвшийся сыном известного конструктора.

История отважного летчика, который в действительности даже не был членом первого состава космонавтов, была дополнена ужасающими фактами его гибели. По одной из версии трагедия произошла из-за неисправности во время полета, по другой – летчик выжил и сумел приземлиться на территории Китая, где его захватили в плен и в течение долгих месяцев подвергали пыткам, от которых он скончался, так и не выдав ни одной государственной тайны. Эта сумасбродная версия впервые получила огласку в начале апреля 1961-го года устами английской прессы, а затем, вплоть до самых девяностых, обрастала массой подробностей и исправлений. Однако фактом является лишь то, что в 1959-ом году Владимир Ильюшин установил мировой рекорд динамического потолка на боевом самолете, составивший около двадцати пяти тысяч метров высоты. За что и получил впоследствии Героя Советского Союза. А в Китае летом 1960-го года Ильюшин находился на самом деле совершенно по иной причине. Там он проходил курс лечения, восстанавливая здоровье после автомобильной аварии, а вовсе не после космического полета. И смерть летчика наступила в возрасте восьмидесяти двух лет, в 2010-ом году.

Помимо грамоты от высшего государственного органа нашей страны каждому «Летчику-космонавту» вручался особый серебряный знак, который пилот должен был носить на правой стороне кителя над имеющимися почетными наградами, если таковые у него были. Каждый знак имел порядковый номер, который соответствовал порядковому номеру самого космонавта.

К сожалению, миф о Владимире Ильюшине был далеко не единственным среди подобных ему. Существует целый ряд людей, которые, по мнению иностранных журналистов, были запущены в космос на верную гибель задолго до Гагарина, так и оставшихся безвестными вследствие провала конечной цели их миссии. В шестидесятые годы западной прессой даже приводились подробные списки с указанием конкретных фамилий. Самые невероятные из них были основаны на данных, полученных в 50-ые годы от двух чудаковатых радиолюбителей, итальянцев по национальности, которым якобы чудом удалось перехватить обрывки переговоров советских космонавтов с ЦУП. Цитаты этих разговоров получили широкий резонанс в итальянской прессе. Уже в конце прошлого века, в пору расцвета отечественной критики советской эпохи и ее руководства, данная тематика обросла свежими «фактами» и «уликами». Не стоит загружать читателей перечислением фамилий с указанием дат и причин, по которым липовые космонавты терпели аварии и гибли. Ни одна из таких предлагаемых истории зачастую с участием, кстати, реально существовавших людей не имела под собой никаких достоверных документальных подтверждений. Исследователями и историками было выяснено, что из множества приведенных фамилий пятеро были обычными наземными техниками, никогда не летавшими в космос, шестой оказался известным парашютистом, а седьмой – заслуженным летчиком-испытателем. Упоминания об остальных космонавтах-смертниках не были найдены ни в одной базе данных. Эти люди-невидимки никогда не рождались, нигде не учились и не проживали. Все это наталкивает на мысль, что их личности были просто-напросто выдуманы.

Почвой для подобного рода догадок о погибших космонавтах, запущенных в полет еще до Гагарина, могли являться и совершенно обычные обстоятельства. Члены команды по обслуживанию полетов рассказывали, что при проведении испытаний, предшествующих непосредственному запуску человека в космос, в небо отправляли животных, а также человеческие манекены, изготовленные из темного каучука. Обнаружив такое содержимое скафандра после приземления, любой не посвященный в подробности процесса человек, в том числе и солдаты из выставленного вокруг оцепления, вполне могли подумать, что видят обгоревшее тело пилота. Потом такое «открытие» превращалось в новую легенду, пересказываемую из уст в уста и щедро дополняемую деталями очередным рассказчиком. Уже позже во избежание казусов на «лицо» фантома стали прикреплять надпись «Макет», дабы не слишком шокировать местную публику, которая зачастую первой находила псевдо труп и даже помогала в его транспортировки на базу.

Нагрудный знак «Лётчик-космонавт СССР» выполнен в виде пятиугольника с выпуклым ободком. В его центре представлено изображение нашей планеты с территорией Советского Союза, выделенной красным цветом. Золотая орбита спутника вместе с самим спутником опоясывает земной шар. Из звездочки, обозначающей столицу нашей Родины, выходит еще одна золотая орбита, являющаяся шлейфом от летательного аппарата, устремленного в космическое пространство. В верхней части знака золотыми буквами выполнена надпись «Летчик-космонавт», а в нижней – «СССР» и две золотые лавровые веточки. На оборотной стороне выбит порядковый номер награды. С помощью дужки и ушка знак соединяется с планкой, покрытой красной лентой. С задней стороны планки имеется нарезной штифт и гайка для крепления всей конструкции на одежде.

«Любительских» версий было придумано предостаточно. Одни фантасты упрямо твердили о том, что это произошла благодаря проискам враждебных инопланетных пришельцев, устранивших опасного для них землянина. Еще одна группа «исследователей» выдвигала предположения о том, что самолет попал в реактивную струю другого летательного аппарата или столкнулся с метеозондом. Согласно рассказам побывавших на месте крушения спасателей, ими были обнаружены обрезанные стропы парашюта одного из пилотов. Сам парашют, кстати, изначально не был найден. Так родилась версия о диверсии, подготовленной сотрудниками КГБ или агентами иностранной разведки. Но тайна пропавшего парашюта оказалась гораздо проще и обыденней. Успевшие прибыть на место аварии до команды спасателей местные жители решили, что им очень пригодится бесхозно лежащий в лесу огромный кусок ткани.

Еще одна, крайне оскорбительная для памяти погибших космонавтов версия содержит данные о многочисленных торжествах и бурных банкетах, предшествовавших их полету и сопровождаемых обильными возлияниями. Сторонники этой теории утверждают, что Гагарин и Серегин были нетрезвые в момент последнего полета, а потому не могли адекватно среагировать на возникшую аварийную ситуацию. Люди, которые хоть немного знакомы с «космической кухней» в ответ на такие глупости просто разводят руками, а на вопрос о том, что же все-таки произошло в действительности, говорят о возможности существования сразу нескольких вариантов. Какая из неполадок, могущих привести к разгерметизации кабины самолета, имела место в реальности, пожалуй, уже не узнает никто.

Среди отечественных летчиков-космонавтов встречаются не только мужчины. Знаками «Летчик-космонавт СССР» были отмечены Светлана Савицкая и Валентина Терешкова, а знаком «Летчик-космонавт Российской Федерации» удостоен будущий депутат государственной Думы России – Елена Кондакова.

Следует отметить и еще один нелепейший миф, связанный с «космическим» семейным союзом между Валентиной Терешковой и Андрияном Николаевым, которых некоторые считали подопытными объектами в секретной программе по «селекционному спариванию» и рождению детей, зачатых в космосе.

Обидные для семейной пары басни путешествуют по свету со дня их свадьбы, посаженным отцом на которой был сам Н.С. Хрущев. Именно это, видимо, и навело обывателей на мысль о секретности и важности сего «объединения». Никто из них и не мог предположить того, что свободные молодые люди, служившие в одном отряде и ежедневно общавшиеся между собой, могли просто понравиться друг другу безо всяких «высоких целей».

К слову, подтверждением того, что именно Юрий Алексеевич был первым космонавтом в истории человечества можно привести один случай, рассказанный людьми, непосредственно присутствующими на стартовой площадке перед отправкой Гагарина в космос. Когда на него надевали скафандр, то один из помощников заметил, что удостоверение, подтверждающее его личность и то, что он является космонавтом Советского Союза, находится в нагрудном кармане одежды под защитным костюмом. Достать документ в случае необходимости было практически невозможно. В этот же момент кто-то вспомнил о случившемся инциденте после приземления на советской территории одного очень известного иностранного разведчика. Местные крестьяне, обнаружившие сбитого Фрэнсиса Пауэрса первыми, едва не убили его в порыве гнева, справедливо приняв за вражеского шпиона. После этого было озвучено предложение написать на шлеме космонавта крупными буквами слово «СССР», чтобы сразу было понятно кто он такой и каких кровей. Перед самым стартом работником предприятия «Звезда» была вручную нанесена надпись, хорошо видная с экранов советских телеприемников, транслирующих исторический момент по всей стране. Доказательством подлинности истории может служить простое сопоставление фактов. Когда показывали видеозапись поездки Гагарина непосредственно на стартовую площадку, то каждый мог видеть, что на его шлеме еще не было надписи, тогда как в момент старта она уже присутствовала. Впоследствии на каждом скафандре космонавтов данная аббревиатура наносилась заранее промышленным способом.

После распада Советского Союза Законом Российской Федерации от 20 марта 1992-го года было учреждено новое звание «Летчик-космонавт РФ» и соответственно новый нагрудный знак, на котором были изменены цвета символики, а надпись «СССР» была заменена на слово «Россия». Силуэт границ СССР красного цвета на знаке был подменен синим силуэтом территории России, а красная ленточка уступила место трехцветной в соответствии с цветами флага новорожденной страны. Представляемых к званию космонавтов начали вновь обозначать с первого номера, который был присвоен 11 августа 1992-го года только вернувшемуся из космического полета Александру Калери.

За полвека, прошедшие со времени первого полета человека к звездам, мелкие и крупные, а подчас и весьма солидные иностранные издания частенько прибегали к очернению достижений советской космонавтики, рассказывая небылицы и об украденных технологиях, и о специалистах, которые СССР якобы бесстыдно использовали в своих целях. Появлялись и совершенно потрясающие воображение истории, как, например, рассказ журнала «Шпигель» о Рауле Штрайхере, заявившем, что ему удалось побывать на околоземной орбите и сделать виток вокруг планеты еще в далеком 1945-ом году. На Западе он всерьез претендовал на лавры первого космонавта. Но, что еще мог придумать стареющий человек, лишенный внимания, на восемьдесят шестом году жизни? Удивительно, но немецкая пресса всерьез стала раскручивать данную тему, подводя под нее определенные исторические факты. В космической области существует еще невероятное множество различных мифических теории и выдуманных деяний. Однако их большая часть даже не заслуживает внимания и рассматривается историками только ради установления подлинности событий, а также с целью отстоять светлую память и честь людей, которые посвятили свои жизни освоению космоса и разгадке его бесконечных тайн.

Источники информации: -https://wiki.istmat.info/миф:гагарин_не_был_первым_космонавтом -https://nashivkosmose.ru/perviy_polet_v_kosmos.html -https://monetnii.ru/pzletkosmonavt.htm -https://www.astronet.ru/db/msg/1207758

Новости космонавтики — планы, прогнозы, перспективы

Предлагаю вниманию блок новостей про космонавтику.

Большое интервью ТАСС дал исполнительный директор госкорпорации «Роскосмос» по перспективным проектам и науке Александр Блошенко. Полностью оно доступно по ссылке.

https://tass.ru/interviews/7182113

Тезисно:

1) В конце года Роскосмос внесет концепцию программы изучения и освоения Луны в правительство. Сейчас головная научно-исследовательская организация ракетно-космической промышленности ЦНИИмаш совместно с Российской академией наук разрабатывает развернутый сценарный план, который будет рассчитан на период, выходящий за пределы действующей Федеральной космической программы, то есть далеко за 2025 год. Конкретные суммы в этот документ не войдут, но будут очерчены разумные границы по объему работ.

2) По ракете-носителю на метане создан большой задел. Работы по созданию двигателей на метане ведутся предприятиями отрасли с 1998 года. Кроме того, изначально опытно-конструкторская работа (ОКР) «Феникс», которая позже была переориентирована на разработку «Союза-5», предполагала создание перспективной ракеты носителя среднего класса именно на метане. С этой ОКР была синхронизирована разработка соответствующего двигателя. В воронежском КБ химавтоматики ведется разработка опытного образца двигателя тягой 85 тонн. Опытный образец получил индекс РД-0177, а перспективное летное изделие — РД-0169.

Сейчас предлагается сделать новую ракету носитель среднего класса на метановых двигателях. РКЦ «Прогресс» разработало в инициативном порядке основные разделы ее эскизного проекта. Новая ракета, в отличие от «Союза-2», не будет иметь боковых блоков, а получит тандемную схему — один блок на первой ступени, один на второй, то есть это будет «карандаш», по компоновке внешне похожий на «Зенит». Соответственно, планируется интенсифицировать работы в КБ химавтоматики по метановому двигателю, чтобы создать уже летный образец для проведения советующих испытаний. На первой ступени нового носителя планируется использовать воронежские РД-0169, на второй — тот же РД-0169, но с высотным соплом. Этот двигатель в перспективе будет сертифицирован на многоразовое применение.

Эта ракета не предназначена для замены ракеты «Союз-2», потому что она нужна для пилотируемой программы, обеспечена заказами Министерства обороны и имеет огромную статистику успешных стартов. Одна из главных причин создания новой ракеты — задел по технологиям на многие годы вперед. Кроме двигателей, она получит новую систему управления, новые материалы и технологии производства. Носитель будет предельно прост и надежен в эксплуатации и технологичен в изготовлении.

Метан позволяет применять новые конструктивно-компоновочные схемы при проектировании, за счет этого число деталей и сборочных единиц по сравнению с «Союзом-2» уменьшится вдвое, что существенно повысит технологичность и удешевит себестоимость выпуска ракеты. Ее стартовая масса будет меньше, чем у «Союза-2», а грузоподъемность даже немного больше — до 10 т на низкую околоземную орбиту при пуске с космодрома «Восточный». Ракета получит головной обтекатель увеличенного размера — до 5 м в диаметре, что сегодня очень важно для заказчика, так как ограничение по диаметру обтекателя ограничивает типы космических аппаратов, которые можно выводить.

Другая изюминка нового носителя в исходно заложенной предельной цене пуска. Проектирование носителя под заданную стоимость пуска — принципиально новый подход для отрасли и одновременно объективная необходимость

3) РКЦ проработал компоновку ракеты и варианты стартовых комплексов под нее. Теперь нужно делать полноценный эскизный проект. При выделении необходимых денег создать летный вариант ракеты на метане можно будет к концу 2024 года, а первый старт выполнить в 2025 году.

4) Ракета на метане имеет следующие выгодыю Во-первых, это упрощение конструкции ракеты. Это достигается за счет применения двигателя с умеренными параметрами в камере сгорания (давление, температура), также положительно сказывается на характеристиках и хорошая охлаждающая способность метана, его более высокий удельный импульс (двигатель будет более экономичен), применение надежной системы турбонасосных агрегатов и удачная компоновка баков. Температура жидкого метана в баке горючего (-160 °C) близка к температуре жидкого кислорода в баке окислителя (-183 °C). По сравнению с использованием керосина в качестве горючего, который требует поддержания его при температуре +40 °C, это позволяет существенно упростить систему термостатирования, сделать ее единой и выполнить баки для окислителя и горючего с совмещенными днищами. Все это упрощает и повышает надежность изделия.

Во-вторых, с метаном удобно реализовывать схему горячего резервирования за счет того, что он создает меньшее давление и температуру в камере сгорания по сравнению с керосиновым двигателем при одинаковом уровне тяги. То есть пять-семь двигателей первой ступени номинально работают в щадящем режиме, и в случае отказа одного из них есть возможность форсировать работу остальных, обеспечив тем самым успешный пуск и выполнение миссии.

Третье. Метановые двигатели выгодно использовать на многоразовых ракетах, потому что такое топливо создает гораздо меньше сажи по сравнению с керосином и, соответственно, требует меньшего межполетного обслуживания.

Четвертое. Доступность, а также меньшая стоимость сырья позволят снизить и стоимость запуска. Двигатель называется метановым, потому что в нем применяется гостированный сжиженный природный газ марки А, который на 99% состоит из метана. Это то, что серийно выпускает «Газпром», и разработка нового вида топлива не требуется. Именно на таком топливе и проводились предварительные прожиги изделий. Все решения по транспортировке и хранению этого вида топлива уже придуманы и доведены практически до совершенства.

5) Антропоформный робот, который станет первым пилотом перспективного транспортного корабля «Орел» в ходе запуска в 2023 году, получил имя «Артем». «Артем», в отличие от летавшего на «Союзе МС-14» робота «Федора», будет управлять кораблем.

Второй запуск «Орла», предварительно назначенный на 2024 год, предполагает стыковку с Международной космической станцией (МКС). «Артем» будет находиться на борту и в этом полете, но в процесс стыковки со станцией вмешиваться не будет, так как это проблематично с точки зрения безопасности.

'Преемник робота Федора получил имя

6) Первый запуск «Орла» без космонавтов на борту запланирован на 2023 год с космодрома Восточный, стыковка корабля в этот полет с Международной космической станции не предусматривается. В 2024 году, также без космонавтов, «Орел» выполнит второй полет с последующей стыковкой с МКС. Пилотируемые полеты корабля планируется начать в 2025 году.

7) На «Восточном» в перспективе можно организовать студенческую стартовую площадку с небольшими полями падения для экспериментальных суборбитальных ракет.

С этого старта студенты наших технических вузов будут запускать ракеты, которые сами будут разрабатывать, модернизировать и комплектовать своей полезной нагрузкой

До того как такой старт будет создан и организованы работы студенческих групп над пусковыми проектами, можно запустить и другой формат обучения. Можно выводить собранные студентами космические аппараты как попутную нагрузку. Будут ли они работать весь положенный срок или ломаться — для Роскосмоса не столь принципиально, важным является обеспечение условий для незасорения низких околоземных орбит, но для студентов, вложивших свои силы в эту программу, это станет бесценным опытом. Подобные проекты и сейчас есть, но на поверку эти спутники можно назвать «студенческими» лишь условно.

8) Циркулирующее предложение о добыче в лунном грунте изотопа гелия Не-3 и спасения человечества от энергетического голода основано на нескольких заблуждениях.

Во-первых, этого изотопа в поверхностном слое лунного реголита очень мало. В солнечном ветре гелий (Не-4) составляет около 4%, и действительно есть очень небольшая доля изотопа Не-3. Эти частицы при столкновении с Луной имплантируются в ее грунт, но на очень маленькую глубину, поскольку частицы солнечного ветра имеют относительно малые энергии. Поэтому имплантированные частицы быстро улетучиваются с поверхности. Для того чтобы добывать этот изотоп в необходимых объемах, нужно создать на Луне промышленность, соизмеримую с золотодобывающей отраслью на Земле. При этом доля Не-3 в лунном грунте столь мала, что если бы золото на Земле содержалось в таком же количестве, его добыча оказалась бы экономически невыгодной.

Во-вторых, единственным преимуществом управляемой термоядерной реакции Не-3 по сравнению с обычной реакцией дейтерий — тритий, которую пока безуспешно в течение более чем 50 лет пытаются осуществить в разных странах, является то, что продуктами реакции являются заряженные протоны, а не нейтроны, как в случае реакции дейтерий — тритий. Протоны легче остановить магнитными полями, забрать у них энергию и сделать реакцию немного более чистой. Стоит отметить, что плата за это небольшое преимущество оказывается очень высока: для дейтерий-тритиевой плазмы термоядерный синтез возможен при температурах, превышающих 100 млн градусов. Для реакции с изотопами Не-3 нужна температура в девять-десять раз больше, то есть порядка миллиарда градусов. Конечно, не исключено, что в будущем человечество решит и эту задачу сверхвысокотемпературного термоядерного синтеза, но и тогда изотопы Не-3 не понадобятся — близкую критическую температуру для синтеза (1,3 млрд градусов) имеет реакция с атомами бора, который в неограниченных количествах можно добывать в земных океанах.

Таким образом, пока вопрос практического использования лунного Не-3 в термоядерной энергетике на повестке не стоит. Есть ряд неразрешимых на сегодня технологических проблем, которые не позволяют создать на Земле реактор на гелии-3. Плюс цена добычи и доставки гелия-3 с Луны совершенно нивелирует его потенциальные преимущества и пока относит эту тему в разряд спекуляций.

По лунной программе:

Летный образец манипулятора, который будет задействован в миссии «Луна-25» («Луна-Глоб»), создан в Институте космических исследований (ИКИ) РАН и прошел все испытания. Об этом сообщила ТАСС начальник лаборатории робототехники ИКИ Татьяна Козлова.

По ее словам, манипулятор является улучшенной версией комплекса для миссии «Фобос-Грунт» со своей системой управления. Предполагается, что на Луне он будет «собирать грунт и передавать аналитическому прибору на борту».

На манипуляторе будут установлены камеры для съемки поверхности естественного спутника Земли и инфракрасный спектрометр для анализа состава грунта. Основной задачей, уточнила Козлова, будет поиск воды на Луне.

Цель проекта «Луна-25» — запуск автоматического зонда для исследований в районе южного полюса Луны. Планируется, что модуль будет посажен недалеко от кратера Богуславского. Ранее научный руководитель ИКИ РАН Лев Зеленый сообщал ТАСС, что аппарат должен быть запущен в 2021 году.

О Восточном:

АО «Уралкриомаш» (УВЗ, Ростех) отправил новое оборудование для второй очереди космодрома Восточный под космический ракетный комплекс «Ангара-А5» — систему подачи воды для стартового стола ракеты-носителя. Об этом сообщила в пятницу пресс-служба УВЗ.

Ранее сообщалось, что «Уралкриомаш» разработал и изготовил системы заправки тяжелой «Ангары» нафтилом и жидким кислородом. Первые резервуары для хранения топлива были отправлены на космодром в августе 2020 года. В настоящее время «Уралкриомаш» готовится к работе на третьей очереди космодрома, предназначенной для запуска ракеты-носителя сверхтяжелого класса. Идет согласование исходных данных по проекту.

По федеральной целевой программе подготовки инфраструктуры космодрома Восточный «Уралкриомаш» работает с 2012 года. Для возведения первой очереди космодрома на предприятии создан уникальный наземный заправочный комплекс для ракеты-носителя «Союз». Он работает сразу с несколькими типами горючего: керосином и нафтилом. Все этапы производственной цепочки — от разработки конструкторской документации до пуско-наладочных работ на космодроме выполнили специалисты уральского предприятия.

Количество техники, которая используется при строительстве второй очереди космодром Восточный, в декабре увеличится. Об этом сообщили ТАСС в Роскосмосе.

На данный момент задействована 141 единица техники, на стройке заняты более 1,2 тыс. человек. Работы, подчеркнули в Роскосмосе, могут продолжаться практически при любых метеоусловиях.

Вторая очередь строительства космодрома Восточный в Амурской области предполагает возведение стартового стола под тяжелые ракеты-носители «Ангара-А5» и сопутствующей инфраструктуры. В пресс-службе Роскосмоса сообщили ТАСС, что строительство объектов второй очереди «развивается по утвержденному плану и графикам». 15 декабря с опережением почти на полгода планируется установка технологического оборудования в хранилище кислорода и азота. Всего в плане второй очереди, пояснили в дирекции, планируется строительство еще 18 объектов, по которым ведется предконтрактная работа.

О сотрудничестве с НАСА:

Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) собирается приобрести два места на российском корабле «Союз» для отправки астронавтов на Международную космическую станцию (МКС). Соответствующую заявку управление разместило на портале государственных закупок США.

Официальный представитель NASA, занимающийся вопросами МКС, Гэри Джордан сообщил 19 ноября ТАСС, что управление собирается приобрести дополнительные места на «Союзе», но не уточнял их количество.

Ранее на сайте российского Центра подготовки космонавтов (ЦПК) была опубликована информация, согласно которой экипажи кораблей «Союз МС-17» и «Союз МС-18», которые отправятся на станцию осенью 2020 года и весной 2021 года соответственно, полностью состоят из российских космонавтов. При этом в пресс-службе Роскосмоса тогда ТАСС сообщили, что госкорпорация в ближайшее время примет решение о предоставлении мест астронавтам NASA на «Союзах».

О расторжении контракта с ЦЭНКИ

Роскосмос расторг контракт с Центром эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) на запуск в 2020 году трех спутников «Гонец» с помощью ракеты-носителя «Союз-2.1б», новый будет предусматривать их вывод на орбиту в 2021 году. Об это сообщили ТАСС в четверг в пресс-службе госкорпорации.

Согласно информации с сайта госзакупок, контракт между Роскосмосом и ЦЭНКИ был расторгнут по соглашению сторон.

При этом работы по нему не начаты и затраты не производились.

Роскосмос ранее заказал изготовление и поставку ракеты-носителя «Союз-2.1б» для запуска космических аппаратов «Гонец-М» № 30, № 31 и № 32. Сроки выполнения работ — с даты заключения государственного контракта до 25 ноября 2020 года. До сих пор спутники системы «Гонец» запускались ракетами-носителями «Рокот» и «Циклон».

Ранее в Роскосмосе сообщили о замене ракеты «Ангара» на носитель «Союз-2.1» при запуске трех спутников «Гонец» в 2021 году. В госкорпорации отметили, что ракеты «Союз 2.1» полностью адаптированы под спутники «Гонец». При этом в Роскосмосе пояснили, что не отказываются от ракеты «Ангара», ее летные испытания продолжатся, а серийное производство начнется в 2023 году в Омске.

О планах Laros

Российская частная компания Laros планирует самостоятельно разработать ракетные двигатели на перекиси водорода тягой 20 тонн для своей сверхлегкой орбитальной ракеты-носителя. Об этом сообщил ТАСС владелец Laros Олег Ларионов.

Как сообщалось, компания в 2024-2026 годах планирует выполнить первый запуск орбитальной ракеты-носителя, которая сможет выводить в космос нагрузку массой 200 кг. На начальном этапе на ее первой ступени могут использоваться восемь двигателей на перекиси водорода тягой 2,5 тонны каждый или четыре двигателя с тягой по 5 тонн.

Орбитальная ракета компании, как и суборбитальная (испытания которой могут начаться уже в следующем году), получит многоразовую первую ступень. Она будет возвращаться на Землю по схеме, похожей на используемую американской компанией SpaceX, — ступень будет садиться на опорах на площадку за счет работы двигателей.

Ларионов уточнил, что «на посадке у перекисных двигателей можно использовать облегченный режим работы — только на разложении перекиси».

О планах «Спутникс»

Частная космическая вместе с холдингом «Российские космические системы» (входит в госкорпорацию «Роскосмос») планирует разработать новую платформу для спутников массой от 80 до 200 кг, летные испытания которой запланированы на 2024 год. Об этом говорится в сообщении компании, размещенном на ее странице в социальной сети «ВКонтакте».

Платформу можно будет использовать в спутниках дистанционного зондирования Земли, позже — в аппаратах космической связи и научных целях.

Как уточнили в компании, основной задачей является «уменьшение массы и габаритов спутниковой платформы с сохранением функционала „больших“ космических аппаратов — от 600 кг и выше». В «Спутниксе» убеждены, что результат увеличит долю России на мировом рынке дистанционного зондирования Земли в два-три раза за счет повышения доступности спутниковых данных и их экспорта на зарубежные рынки.

Проект был одобрен Межведомственной рабочей группой по реализации Национальной технологической инициативы (НТИ) в пятницу. Планируется, что на реализацию проекта Фонд поддержки проектов НТИ предоставит на условиях софинансирования грант в размере 332 млн рублей. Еще 143 млн рублей, отметили в компании, будут проинвестированы в уставный капитал компании на этапе коммерциализации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: