Биография
18-го декабря 1934-го года в Иркутске появился на свет будущий космонавт Волынов Борис Валентинович. Но по причине направления его матери на работу в другой город, семья Волыновых переехала, и детство Бориса проходило в г. Прокопьевск, Кемеровская область. Еще в школе в голове подростка возникла идея стать летчиком. До 1952-го года Борис учился в средней школе, а после, в течение года – военной авиационной школе в Казахстане, город Павлодар. С 1953-го по 1956-й год проходил обучение в Сталинградском военном авиаучилище, сегодня – Волгоградское.
Завершив свое образование, Борис Волынов отправился на службу в авиацию Московского округа ПВО в городе Ярославль. До 1960-го года Борис Валентинович служил на должности летчика, а после – старшего летчика.
Ранние годы
Борис Волынов родился в сибирском городе Иркутске 18 декабря 1934 года. Когда мальчик был еще маленький его родители Валентин Спиридонович и Евгения Израилевна переехали в кузбасский городок Прокопьевск, где он провел свое детство и юность. Мама работала врачом и все время была на работе. Юному Борису приходилось присматривать за младшим братом, и чтобы его защищать от уличной шпаны он начал усиленно заниматься спортом.
В 1952 году Борис получил школьный аттестат, после чего отправился в павлодарскую военную авиационную школу. Выбор был не случаен, ведь после поездки в Кишинев, где удалось лично полетать на ПО-2, юноша всерьез заболел небом. Получив первоначальные навыки управления самолетом, молодой человек отправился в Сталинград для учебы в ВАУЛ, которое закончил в 1955 году. В дальнейшем начал служить летчиком и старшим летчиком в подразделениях Московского округа ПВО, управлял истребителями МИГ-15 и МИГ-17.
Почтовая марка в честь полёта космического корабля «Союз-21»
Космическая подготовка
Вначале марта 1960-го года Бориса Волынова зачислили в качестве слушателя-космонавта в отряд космонавтов. Последующий год Борис полностью отдается прохождению общей космической подготовки, которую завершает в 1961-м году. В этом же году Волынова зачисляют в Военно-воздушную академию Жуковского, на инженерный факультет, а также в отряд космонавтов.
До 1964-го года космонавт Волынов проходил подготовку по программе полетов на кораблях серии «Восток», однако так и не принимает непосредственное участие в полетах, по причине их отмены, либо остается дублером основного экипажа.
С середины 1964-го года Борис Валентинович принимает участие в подготовке к полетам на кораблях уже серии «Восход». В период существования Лунной программы теоретически готовится по программе облета нашего спутника на корабле Л-1.
Следующий этап космической подготовки Бориса Волынова проходил в рамках космических полетов на кораблях серии «Союз». Так в 1967-1968-м годах он проходил обучение для миссии «Стыковка». В результате чего был утвержден как командир КК «Союз-5» по программе «Стыковка».
Кроме того, в 1968-м году подполковник Волынов окончил инженерный факультет ВВИА и стал «летчиком-космонавтом».
Новый полет
Второй орбитальной экспедиции пришлось ждать 7 лет. Командир экипажа Волынов отправился в космос вместе с бортинженером В. Жолобовым на бору пилотируемого КК «Союз-21» 6 июля 1976 года. Работа шла в рамках секретной советской программы «Алмаз», поэтому все проведенные исследования имели закрытый характер. Ее появление объяснялось желанием военных обладать своей станцией для выполнения разведывательных задач.
Во время нахождения на борту военной ОС «Салют-5» были выполнены эксперименты по выращиванию кристаллов и перекачке топлива, что помогло в доработке грузовых кораблей «Протон». Биологическая программа включала наблюдение за поведением рыб. Неожиданно на 42-сутки полета произошел сбой в работе бортовых систем, в том числе регенерации кислорода.
Хотя космонавтам спустя 2 часа, удалось восстановить функционирование систем жизнеобеспечения у обоих возникли проблемы со здоровьем. Особенно тяжело было Жолобову, который испытывал тяжелые головные боли, которые не проходили от имеющихся на борту медикаментов. Кроме того, по данным NASA существовали проблемы с психологической совместимостью. В результате было принято решение о досрочном приземлении (на 11 дней раньше намеченного).
Весь объем предспусковых работ космонавт Волынов проводил в одиночку, включая облачение Жолобова в скафандр. Расстыковка прошла не в штатном режиме – немного заклинило защелки стыковочного узла, а во время приземления спускаемый аппарат ударился ребром и свалился на борт. В последующие годы Борис Волынов оставался на службе в ЦПК в качестве инструктора и командира, откуда уволился в 1990 году. Сейчас проживает вместе с супругой в Звездном городке.
Источник
Первый полет
15-го января 1969-го года Б. Волынов – командир корабля, бортовой инженер А. Елисеев и инженер-исследователь Е. Хрунов стартовали с Байконура. Спустя день была произведена 1-я в мире стыковка двух космических кораблей с космонавтами на борту. При этом спустя 34 витка кораблей вокруг Земли, космонавты Елисеев и Хрунов, надев скафандры, перешли из корабля «Союз-5» на борт «Союз-4» через разгерметизированный отсек. Примечательно, что космонавты принесли командиру КК «Союз-4» — Владимиру Шаталову газеты и письма, датированные после старта «Союз-4». Оба корабля, будучи состыкованными, находились на орбите 4 часа и 35 минут.
После успешного выполнения основной задачи миссии, «Союз-5» отправился на Землю. Однако во время схода с орбиты спускаемый аппарат не отделился от агрегатного отсека, в результате чего спуск происходил по нештатной траектории, с вращением во всех направлениях. По этой причине парашют спускаемого аппарата начал закручиваться, не выполняя свою функцию в полной мере. К счастью, парашют частично тормозил спускаемый аппарат, и хотя перегрузки были втрое выше (10 g), чем требовалось для успешной посадки, вероятность гибели космонавта была мала. 18-го января 1969-го года, врезавшись в землю на спусковом аппарате, Борис Валентинович получил несколько значительных травм, среди которых перелом корней зубов верхней челюсти.
Несмотря на полученные травмы, в 10 утра следующего дня, Борис Волынов вместе с другими космонавтами докладывал о результатах полета Госкомиссии, а через три дня – руководству СССР.
До 1971-го года, по причине полученных травм, космонавта Волынова отстранили от космических полетов. Однако позже он все же добился разрешения. С 1971-го года Борис Валентинович проходил подготовку к проведению пилотируемых полетов на космическую станцию «Салют».
Дорога в космос
Служба шла гладко, и будущий космонавт Волынов не мечтал покорять околоземные просторы, но однажды его вызвали к командиру полка и предложили полетать на другой, более совершенной технике. Он не отказался, но из пяти военных летчиков, приглашенных на медкомиссию для полетов в космос, был отобран только Борис Валентинович.
А Вы смотрели: Где заканчивается Солнечная система?
Наиболее суровым испытанием оказалась сурдокамера – небольшая капсула, в которой нужно было прожить 10-15 суток. Она имела максимально возможную свето- и звукоизоляцию, а также экранирование от магнитного поля. За три недели до легендарного гагаринского полета (10-е сутки в сурдокамере) случился пожар, в результате которого Волынов получил многочисленные ожоги.
Памятный почтовый блок в честь полёта космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5»
Материалы по теме
На борту станции они провели ряд научных экспериментов, среди которых: выращивание кристалла, перекачка топлива, наблюдение за рыбами в условиях отсутствия гравитации. Однако на 42-е сутки миссии возникли неполадки на станции, из-за чего отключился ряд приборов, в том числе и система обеспечения кислородом. Спустя два часа функционирование станции было восстановлено, но последствия пережитой аварийной ситуации сказались на физическом и психологическом состоянии экипажа. Космонавт Волынов чувствовал боли в сердце, состояние Жолобова было еще более тяжелое. Когда экипаж покидал станцию, Жолобов уже не был способен самостоятельно надеть скафандр, в чем ему помогал Борис Волынов. Все работы на ОР «Салют» пришлось единолично завершать Борису Валентиновичу, который также был не здоров. После – он погрузил заболевшего инженера на борт корабля и отправился на Землю.
Полет был прекращен досрочно и продлился 49 суток и 6 часов.
За проведение еще одной опасной космической миссии Борис Волынов во второй раз получил звание Героя Советского Союза.
↑ Второй полёт
Травмы оказались столь серьёзными, что Волынова отстранили от дальнейших полётов. Но такой расклад его не устраивал, и после «зализывания ран» он в 1971 году всё-таки добился повторного приёма в космонавты. Теперь ему предстояло готовиться к пилотируемым полётам на космическую станцию «Салют».
пернд стартом Б.Волынов и В.Жолобов фото
В 1976 году корабль «Союз-21» повёз Волынова и его партнёра Виталия Жолобова к орбитальной станции «Салют-6». На ней они проводили множество экспериментов, в частности:
- Выращивание кристалла;
- Наблюдение за рыбами в условиях невесомости;
- Переливание топлива.
Этот полёт продолжался 49 суток и 6 часов. Однако уже на сорок вторые сутки у экипажа начались проблемы. Одной из них был отказ системы подачи кислорода. Проблему довольно быстро удалось решить, однако дальнейшее пребывание на станции стало весьма тяжёлым. Виталий Жолобов и вовсе «вышел из строя», будучи не в состоянии даже самостоятельно надеть скафандр. Физическое и психическое состояние Волынова было лучше, поэтому ему в одиночку пришлось закончить все работы и погрузить заболевшего товарища в корабль.
По плану полёт должен был длиться ещё дольше, однако его пришлось закончить раньше времени. За эту опасную миссию Волынова второй раз наградили званием Героя СССР (первый раз – после первого полёта в 1969 году).
Космические полёты
Б. В. Волынов принадлежит к первому набору в группу космонавтов, в отряде с марта 1960 года. Прошёл полный курс подготовки к полётам кораблей типа «Восток». С ноября 1961 по август 1962 года проходил подготовку по программе группового полёта корабля «Восток-3» и «Восток-4» в группе космонавтов.
В июне 1963 г. Б. В. Волынов был дублёром Валерия Быковского во время полёта корабля «Восток-5».
В 1964 г. проходил тренировку для полёта на космическом корабле «Восход» вместе с Борисом Егоровым.
В 1965 г. проходил тренировку в качестве командира экипажа космического корабля «Восход-3», однако в мае 1966 г. полёт был отменён.
С сентября 1966 по 1967 год проходил теоретическую подготовку по программе облёта Луны на космическом корабле «Л-1» в составе группы космонавтов.
15 января 1969 г. Б. В. Волынов (позывной «Байкал-1») совершил полёт на космическом корабле «Союз-5». Во время полёта впервые была осуществлена стыковка с другим космическим кораблём «Союз-4». Два космонавта, Евгений Хрунов и Алексей Елисеев, вышли в открытый космос и перешли в корабль «Союз-4» под управлением лётчика космонавта В. А. Шаталова. Корабли «Союз-4» и «Союз-5» находились в состыкованном состоянии 4 часа 35 минут. 18 января 1969 г. Б. В. Волынов вернулся на Землю на корабле «Союз-5». Видя, что разделения не произошло и руководствуясь соображениями секретности, он передал на Землю, что в иллюминатор видит антенну. В ЦУП поняли, что значит эта фраза, но помочь ничем не могли. Чувствуя, что не сможет выжить при посадке, приложил усилия к сохранению бортового журнала.
При спуске корабля «Союз-5» не сработали соответствующие системы и началось падение спускаемого аппарата на Землю. Борис Волынов смог выжить в экстремальной ситуации, но получил травму (перелом корней зубов верхней челюсти). После этого его на несколько лет отстранили от полётов. Но он снова смог добиться допуска к полётам. Этому событию посвящён документальный фильм 1-го канала телевидения («Тайны века». «Падение из космоса»).
По материалам 1-го канала телевидения
6 июля 1976 г. Борис Волынов совершил свой второй космический полёт на корабле «Союз-21» вместе с лётчиком-космонавтом СССР Виталием Жолобовым (позывной «Байкал»). На следующий день произошла стыковка с орбитальной станцией «Салют-5». Это была первая экспедиция на орбитальную станцию «Салют-5». Полёт продолжался 49 суток и был прерван в связи с плохим самочувствием В. М. Жолобова. 24 августа 1976 г. космонавты вернулись на Землю.
Памятный почтовый блок в честь полёта космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» | Почтовая марка в честь полёта космического корабля «Союз-21» |
Образование
- В 1952 году окончил 10 классов средней школы № 1 города Прокопьевск Кемеровской области.
- В 1953 году окончил 24-ю военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС Приволжского ВО в городе Павлодар, Казахстан.
- В 1956 году окончил Сталинградское (ныне — Волгоградское) военное авиационное училище лётчиков (ВАУЛ) им. Краснознамённого Сталинградского пролетариата.
- С сентября 1961 по 6 января 1968 года проходил подготовку на инженерном факультете Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) им. Н. Е. Жуковского, и получил квалификацию «лётчик-инженер-космонавт».
- В 1980 году в ВВИА им. Н. Е. Жуковского защитил диссертацию в области эргономики космических летательных аппаратов и получил степень кандидата технических наук.
По материалам сайта www.astronaut.ru