Космонавт Евгений Васильевич Хрунов, биография


Хрунов Евгений Васильевич

Летчик-космонавт. Герой Советского Союза. Полковник ВВС. Почетный гражданин городов Калуга, Тула, Шахтерск, Чирчик. Инструктор парашютно-десантной подготовки. Доктор Технических наук.

Евгений Хрунов родился 10 сентября 1933 года в деревне Пруды, Тульская область. После школы в 1952 окончил Иваньковский сельскохозяйственный техникум. Далее, отправился в вооруженные силы по призыву. В 1953 году окончил Павлоградскую военную авиационную школу первоначального обучения летчиков, а в 1956 году стал выпускником Батайского военного авиационного училища летчиков. Служил в строевых частях Военно-Воздушных Сил. Позднее получил диплом заочного отделения Военно-политической академии.

С 1960 года принят в отряд космонавтов. В 1968 году окончил Военно­-воздушную инженерную академию имени Николая Жуковского по специальности «Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним». В 1964 году Хрунов приступил к подготовке по программе «Выход», предусматривавшей осуществление первого выхода человека в открытый космос. Являлся дублером Алексея Леонова.

Свой первый космический полет Евгений Хрунов совершил с 15 по 17 января 1969 года вместе с Борисом Волыновым и Алексеем Елисеевым в качестве инженера­ исследователя на космическом корабле «Союз­-5» продолжительностью 1 сутки 23 часа 45 минут. В ходе полета впервые в мире выполнена стыковка двух космических кораблей. Во время совместного орбитального полета осуществил переход из одного корабля в другой продолжительностью 1 час. На Землю вернулся на космическом корабле «Союз-­4».

За успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм 22 января 1969 года Хрунову Евгению Васильевичу присвоено Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1971 году Евгений Васильевич защитил кандидатскую диссертацию. Ее тема: биомеханика работы человека в условиях космического пространства. Его поле изысканий: надежность «человеческого звена» в системах управления в экстремальных условиях.

С 1983 года на протяжении шести лет являлся заместителем начальника, начальником Главного инженерного управления Министерства СССР по внешнеэкономическим связям. После увольнения в 1989 году из рядов Вооруженных сил в звании полковника, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

С 12 апреля 1995 года являлся генералом-лейтенантом казачьих войск, заместителем верховного атамана Великого братства казачьих войск России и зарубежья.

Помимо основной работы Евгений Хрунов выпускал книги в соавторстве с Левоном Хачатурьянцем: «Покорение невесомости», в которой рассказывал о своем пути в космонавтику, о профессии космического летчика, о «трудных и опасных факторах полета», о том огромном труде и волевых усилиях, которые затрачиваются в процессе подготовки и выполнения задач полета и научно-фантастические «Путь к Марсу» об экспедиции к Марсу, «На астероиде» и «Здравствуй, Фобос!». Также автор книги «На орбите вне корабля».

Герой Советского Союза Евгений Васильевич Хрунов скончался 19 мая 2000 года от сердечного приступа. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Память о Евгении Хрунове

Улицы Хрунова есть в райцентре Волово Тульской области и в городе Снежное Донецкой области (Украина).

Имя Хрунова носят школы в селе Непрядва (Тульская область) и в городе Краснознаменске (Одинцовский район Московской области).

Награды Евгения Хрунова

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (22 января 1969 года); Орден Ленина (22 января 1969 года); Орден Красной Звезды (12 июня 1961 года); Одиннадцать юбилейных медалей СССР; Медаль «25 лет народной власти» (Болгария, 1969); Медаль «20 лет Болгарской народной армии»; Золотая медаль имени К. Э. Циолковского; Почетный диплом имени В. М. Комарова; Медаль де Лаво (FAI); Заслуженный мастер спорта СССР (1969); Почетный гражданин городов Тула, Калуга, Батайск, Байконур.

{slider Семья Евгения Хрунова}

Отец — Хрунов Василий Егорович, (19.06.1905 — 07.04.1948), тракторист, бригадир. Мать — Хрунова (Бакунова) Аграфена Николаевна, (22.06.1908 — 13.11.1994), колхозница, домохозяйка. Брат — Хрунов Анатолий Васильевич, род. 21.07.1929. Брат — Хрунов Владимир Васильевич, (30.08.1937 — 12.10.1994), столяр. Брат — Хрунов Иван Васильевич, (14.02.1940 — 31.12.1984). Сестра — Полтарыкина (Хрунова) Зинаида Васильевна, род. 01.05.1942, учительница. Сестра — Хрунова Нина Васильевна, род. 25.03.1944, адвокат. Брат — Хрунов Виктор Васильевич, род. 15.08.1946, электротехник. Брат — Хрунов Василий Васильевич, род. 10.09.1948, шофер.

Жена — Хрунова (Соколюк) Светлана Анатольевна, род. 01.01.1939, учитель, методист Московского института усовершенствования учителей. Сын — Хрунов Валерий Евгеньевич, род. 13.07.1959, военнослужащий. Сын — Хрунов Александр Евгеньевич, род. 10.10.1976, офицер МЧС РФ.
19.05.2000

Биография

Евгений Хрунов родился 10 сентября 1933 года в деревне Пруды Воловского района Тульской области в большой крестьянской семье. Детство прошло в селе Непрядва[1].

С восьми лет Евгений мечтал стать лётчиком. Получил среднее образование в сельской школе, после чего окончил Иваньковский техникум механизации сельского хозяйства имени В. И. Ленина по специальности «механик» по тракторам и автомобилям.

В 1952 году Евгений Хрунов был призван в армию и зачислен в военную авиационную школу. В 1956 году, после окончания Батайского военного авиационного училища, направлен для прохождения службы в 86-й гвардейский истребительный авиационный полк 119-й истребительной авиационной дивизии 48-й воздушной армии. В 1959 году Е. Хрунов вместе с Виктором Горбатко, оказавшимся с ним в одном звене, успешно прошёл медицинскую комиссию и вскоре был зачислен в состав войсковой части 26266 — будущего Центра подготовки космонавтов.

В 1964 году Хрунов приступил к подготовке по программе «Выход», предусматривавшей осуществление первого выхода человека в открытый космос. Был дублёром Алексея Леонова.

Был членом экипажа корабля «Союз-2», который должен был стартовать 24 апреля 1967 года для стыковки с запущенным ранее кораблём «Союз-1» и перехода вместе со вторым членом экипажа «Союза-2» (Елисеевым) для возвращения на «Союзе-1». Ввиду неполадок на однотипном «Союзе-1» (полёт которого окончился катастрофой с гибелью космонавта Комарова) старт «Союза-2» был отменён, что спасло жизни его экипажа.

15 января 1969 года вместе с Борисом Волыновым и Алексеем Елисеевым он отправился на орбиту на корабле Союз-5. На следующий день впервые в истории космонавтики была произведена стыковка двух кораблей на орбите. После стыковки кораблей Союз-4 и Союз-5 Евгений Хрунов и Алексей Елисеев надели скафандры и вышли в открытый космос; спустя 37 минут на корабле Союз-4 их встретил Владимир Шаталов. За это время они провели ряд экспериментов и фотографирование станции.

Хрунов был вторым среди советских космонавтов, побывавших в открытом космосе. В шутку друзья назвали его первым космическим почтальоном. Он доставил с Земли корреспонденцию Владимиру Шаталову, командиру Союза-4, который стартовал на сутки ранее экипажа Союза-5. До сих пор этот переход из корабля в корабль через открытый космос остаётся единственным.

17 января космонавты возвратились на Землю. Евгений Хрунов проработал в космосе 1 сутки 23 часа 46 минут.

«Есть у него исследовательская жилка, склонность к анализу, обобщению, — сказал о Евгении Хрунове после его полёта Алексей Леонов. — Кроме того, он простой и очень любознательный человек… Он никогда не уходит, не выяснив для себя всё досконально. Я убедился, что это технически зрелый инженер, который с одинаковым удовольствием занимается и теорией и практикой».

В 1966—1969 годах входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны /«Зонд» и посадке на неё .

После первого космического полёта и отмен лунных программ Хрунов продолжил подготовку к космическим полётам на космических кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют».

Наряду с военным, получил также инженерное образование — в 1968 году Хрунов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Диплом он защитил в январе по теме систем ориентации одноместного воздушно-космического ЛА, проект которого разработала группа слушателей-космонавтов, включавшая Гагарина и Титова[2].

В 1971 году Евгений Васильевич защитил кандидатскую диссертацию. Её тема — биомеханика работы человека в условиях космического пространства. Его поле изысканий — надёжность «человеческого звена» в системах управления в экстремальных условиях. «Чтобы выработать оптимальные пути для управления кораблём, рационально распределить функции между человеком и автоматом, — считает Хрунов, — надо познать человека, особенности восприятия и информации, её перекодирования, организации и принятия решения».

В 1972 году окончил Военно-политическую академию имени В. И. Ленина. В конце 1970-х годов проходил подготовку к полётам в космос по программе «Интеркосмос».

В 1980 году вместе с кубинцем Хосе Армандо Лопесом Фальконом готовился в качестве дублёра по программе советско-кубинского полёта, а затем вместе с Думитру Прунариу приступил к подготовке к советско-румынскому полёту в качестве командира основного экипажа. В декабре 1980 года ушёл из отряда космонавтов.

После выхода из отряда космонавтов сменил несколько работ. В 30 ЦНИИ Министерства обороны СССР был старшим научным сотрудником 120-й лаборатории 46-го отдела 1-го управления института. С 1983 года по 1989 год работал в Главном техническом управлении Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям (заместитель начальника управления, начальник управления). После увольнения в 1989 году из рядов Вооружённых сил СССР в звании полковника, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Скончался 19 мая 2000 года. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Евгений Хрунов

Космонавт России.

Евгений Васильевич Хрунов родился 10 сентября 1933 года в деревне Пруды Воловского района Тульской области в большой крестьянской семье. Кроме него, у Василия Егоровича и Аграфены Николаевны Хруновых были еще две дочери и пять сыновей. Детство Евгения, как и всех детей того времени, пришлось на годы войны. Не раз доводилось ему быть свидетелем жестоких воздушных боев между советскими и немецкими летчиками, которые разворачивались в небе над деревней. По воспоминаниям родных, именно тогда у него и родилось желание стать летчиком. С годами это стремление не только не исчезло, но и окрепло. Нелегкими были и послевоенные годы, особенно после того, как умер отец. Матери в одиночку пришлось воспитывать многочисленное семейство.

После окончания семи классов средней школы, Евгений поступил в сельскохозяйственный техникум в городе Кашира (Тульская область), который закончил в 1952 году. В том же году был призван в ряды Советской Армии и направлен на учебу в военную авиационную школу. В следующем году подал заявление и был зачислен в Батайское военное авиационное училище летчиков. Как вспоминали впоследствии его сослуживцы, летать любил до самозабвения. В 1956 году закончил училище и был направлен для прохождения службы в 86-й гвардейский истребительный авиационный полк 119-й истребительной авиационной дивизии 48-й Воздушной армии, дислоцированной на территории Одесского военного округа.

Так получилось, что в одном звене с Хруновым служил еще один будущий космонавт, тоже член гагаринского набора, Виктор Горбатко. В 1959 году они оба успешно прошли медицинскую комиссию и 9 марта 1960 года приказом Главнокомандующего Военно-воздушными силами Константина Вершинина были зачислены в состав войсковой части 26266 — будущего Центра подготовки космонавтов.

Спустя год, завершив общекосмическую подготовку, Хрунов стал полноправным космонавтом. Тогда же начались тренировки в рамках конкретных программ. Первые перспективные планы полетов кораблей «Восток», составленные еще в конце 1961 года, предусматривали пуски 15 кораблей. Один из них — «Восток-12» — предстояло пилотировать Хрунову. Программа предусматривала полет продолжительностью 10-15 суток на высоте до 1000 километров. Но уже в 1963 году планы были пересмотрены и Хрунов был включен в группу, начавшую подготовку к полету двух «Востоков» продолжительностью 8-10 суток. Однако и этим планам не суждено было сбыться — дальнейшее строительство кораблей «Восток» было прекращено и все космонавты начали готовиться к полетам по другим программам. В 1964 году Хрунов приступил к подготовке по программе «Выход», предусматривавшей осуществление первого выхода человека в открытый космос. 18 марта 1965 года Алексей Леонов первым в мире покинул кабину корабля и отправился в свободное парение над нашей планетой. Дублером Алексея Леонова был Евгений Хрунов. Тогда об этом знали лишь единицы.

После успешного осуществления полета корабля «Восход-2», были составлены планы дальнейших полетов кораблей этого типа. К сожалению, эти планы неоднократно пересматривались и, в конце концов, так и остались нереализованными. Сначала Хрунов готовился в качестве командира корабля «Восход-6» со сроком запуска в начале 1967 года, а затем в качестве второго пилота одного из «Восходов», когда ему предстояло совершить 2-3 выхода в открытый космос с удалением от корабля на 50-100 метров. Но, как я уже сказал, новых полетов «Восходов» больше не было. Им на смену пришли более современные корабли «Союз», к полетам на которых и стал готовиться Хрунов. В середине 60-х годов в Советском Союзе реализовывались сразу несколько пилотируемых программ. Хрунов готовился к полетам на кораблях типа «Союз 7К-ОК» по околоземной орбите и на кораблях типа «Л-3» к Луне. Когда шал подготовка к старту первых двух кораблей типа «Союз 7К-ОК», Хрунов вместе с Валерием Быковским и Алексеем Елисеевым был включен в состав основного экипажа корабля «Союза-2». Программа полета предусматривала стыковку «Союза-2» с кораблем «Союз-1», на борту которого в космос должен был отправиться Владимир Комаров. Затем Хрунов и Елисеев должны были через открытый космос перейти из корабля в корабль и уже на «Союзе-1» возвратиться на Землю. Эксперимент начался 23 апреля 1967 года стартом «Союза-1». «Союз-2» должен был стартовать на следующий день. Неполадки на «Союзе-1» начались вскоре после старта и полет «Союза-2» пришлось отменить. А 24 апреля 1967 года при возвращении на Землю космонавт Владимир Комаров погиб.

Происшедшая трагедия заставила разработчиков внести существенные изменения в конструкцию корабля и, что вполне естественно, пересмотреть планы дальнейших пилотируемых полетов. Несмотря на задержку, Хрунов вместе со своими товарищами продолжал тренировки. Без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов, в 1968 году, он закончил Военно-инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, получив в дополнение к военному еще и инженерное образование. И вот, наконец, пришел звездный час Евгения Хрунова. 15 января 1969 года вместе с Борисом Волыновым и Алексеем Елисеевым он отправился на орбиту на корабле «Союз-5». Следующий день был ознаменован появлением на околоземной орбите первой в мире экспериментальной орбитальной космической станции. А затем был осуществлен еще один эксперимент не имеющий аналогов. Евгений Хрунов и Алексей Елисеев надели скафандры и вышли в открытый космос. Спустя 37 минут их встретил на корабле «Союз-4» Владимир Шаталов. До сих пор этот переход из корабля в корабль через открытый космос остается единственным. 17 января космонавты возвратились на Землю. Евгений Хрунов проработал в космосе 1 сутки 23 часа 45 минут 50 секунд.

А потом была подготовка к новым полетам, но больше в космос Хрунову слетать не удалось. Было ли это фатальным невезением или чем-то иным, сказать трудно. Констатируем это как факт. В июле 1969 года он был назначен командиром дублирующего экипажа корабля «Союз-7», вместо заболевшего Анатолия Куклина. А спустя несколько дней сам попал в автомобильную аварию и был отстранен от дальнейшей подготовки. Советская «лунная программа», где Хрунову отводилась далеко не последняя роль, была закрыта.

Работа в Центре подготовки космонавтов не помешала Евгению Хрунову продолжить свое образование. В 1971 году он защитил кандидатскую диссертацию Тема ее — биомеханика работы человека в условиях космического пространства. А в 1972 году с золотой медалью окончил Военно-политическую академию имени В.И.Ленина. В дальнейшем Хрунову пришлось готовиться к полетам по ряду других программ, в том числе по программе «Алмаз» (пилотируемая разведывательная орбитальная станция). В конце 70-х годов, когда началась реализация программы «Интеркосмос», он был одним из тех, кто готовился к этим полетам. В 1980 году вместе с кубинцем Хосе Армандо Лопесом Фальконом готовился в качестве дублера по программе советско-кубинского полета, а затем вместе с Думитру Прунариу приступил к подготовке к советско-румынскому полету в качестве командира основного экипажа. Но и эдесь его ждало жестокое разочарование. В декабре 1980 года за нарушение режима Хрунов был отстранен от подготовки и отчислен из отряда космонавтов. Следующим местом его работы стало НИИ-30 Министерства обороны СССР. Там он работал старшим научным сотрудником 120-й лаборатории 46-го отдела 1-го управления института. С 1983 года по 1989 год работал в Главном техническом управлении Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям (заместитель начальника управления, начальник управления). После увольнения в 1989 году из рядов Вооруженных сил СССР в звании полковника, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской А ЭС.

Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1969 года). Награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды, 10 советскими и двумя болгарскими медалями. Академия наук СССР наградила его золотой медалью имени К.Э.Циолковского, а Международная авиационная федерация — почетным дипломом имени В.М.Комарова и медалью де Лаво. Заслуженный мастер спорта СССР. Почетный гражданин российских городов Калуга, Тула, Шахтерск, Чирчик, деревни Пруды. Его именем названы улицы в райцентре Волово Тульской области, Непрядвенская и Краснознаменская школы Щелковского района.

Автор нескольких книг, в том числе «Покорение невесомости», «Путь к Марсу», «На орбите вне корабля» (две последние совместно с Л.Хачатурьянцем). Кроме того, что сам писал, был страстным книголюбом, имел прекрасную домашнюю библиотеку в несколько тысяч томов.

Скончался 19 мая 2000 года. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: