В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Волков; Волков, Александр; Волков, Александр Александрович.
Александр Александрович Волков | |
Александр Волков (справа) с сыном на Geek Picnic в августе 2013 года | |
Страна | СССР Россия |
Специальность | лётчик-космонавт |
Воинское звание | полковник |
Экспедиции | Союз Т-14 Союз ТМ-7 Союз ТМ-13 |
Дата рождения | 27 мая 1948(1948-05-27) (71 год) |
Место рождения | Горловка, Сталинская область, Украинская ССР, СССР |
Награды |
Алекса́ндр Алекса́ндрович Во́лков
(родился 27 мая 1948, Горловка, Сталинская область, Украинская ССР, СССР) — советский и российский лётчик-космонавт. Герой Советского Союза.
Космические полёты
Первый космический полёт
17 сентября — 21 ноября 1985 года А. А. Волков совместно с В. В. Васютиным и Г. М. Гречко совершил в качестве космонавта-исследователя на КК «Союз Т-14» и орбитальной научной станции «Салют-7» полёт, продолжительностью 64 суток 21 час 52 мин.
Была осуществлена стыковка корабля с орбитальным научно-исследовательским комплексом «Салют-7» — «Союз Т-13», на котором работал экипаж основной экспедиции (В. А. Джанибеков и В. П. Савиных).
Второй космический полёт
26 ноября 1988 — 27 апреля 1989 года А. А. Волков совместно с С. К. Крикалёвым и Жан-Лу Кретьеном (фр. Jean-Loup Chrétien) совершил в качестве командира КК «Союз ТМ-7» и орбитальной научной станции «Мир» продолжительностью 151 сутки 11 часов 10 минут.
Была осуществлена стыковка корабля с орбитальным научно-исследовательским комплексом «Мир» — «Союз ТМ-6», на котором работал экипаж основной экспедиции (В. Г. Титов, М. Х. Манаров и В. В. Поляков). А. А. Волков совместно с французским космонавтом Ж-Л. Кретьеном осуществил выход в открытый космос. Продолжительность выхода в космос составила 5 часов 57 минут.
Третий космический полёт
2 октября 1991 — 25 марта 1992 года А. А. Волков совместно с Т. О. Аубакировым и Ф. Фибёком (нем. Franz Viehböck) совершил в качестве командира КК «Союз ТМ-13» и орбитальной научной станции «Мир» продолжительностью 175 суток 2 часа 52 минуты.
Была осуществлена стыковка корабля с орбитальным научно-исследовательским комплексом «Мир» — «Союз ТМ-12», на котором работал экипаж основной экспедиции (А. П. Арцебарский и С. К. Крикалёв).
А. А. Волков совместно с С. К. Крикалёвым осуществил выход в открытый космос. Продолжительность выхода в космос составила 4 часа 12 минут.
Статистика[1]
# | Стартовый корабль | Старт, UTC | Экспедиция | Корабль посадки | Посадка, UTC | Налёт | Выходы в открытый космос | Время в открытом космосе |
1 | Союз Т-14 | 17.09.1985, 12:38 | Союз Т-14, Салют-7 (5) | Союз Т-14 | 21.11.1985, 10:31 | 64 суток 21 час 52 минуты | 0 | 0 |
2 | Союз ТМ-7 | 26.11.1988, 15:49 | Союз ТМ-7, Мир-4 | Союз ТМ-7 | 27.04.1989, 02:57 | 151 сутки 11 часов 08 минуты | 1 | 06 часов 00 минут |
3 | Союз ТМ-13 | 02.10.1991, 05:59 | Союз ТМ-13, Мир-10 | Союз ТМ-13 | 25.03.1992, 08:51 | 175 суток 02 часа 51 минута | 1 | 04 часа 12 минут |
391 сутки 11 часов 51 минута | 2 | 10 часов 12 минут |
Умер летчик-космонавт Игорь Волк. ФОТО. ВИДЕО
05 января 2020:
В возрасте 79 лет скончался знаменитый советский и российский летчик-космонавт Игорь Петрович Волк.
3 января в Болгарии на 80-м году жизни скончался известный советский и российский космонавт, первый командир отряда пилотов космического корабля «Буран» Игорь Петрович Волк.
Об этом сообщили на официальном портале городского округа Жуковский.
«Игорь Петрович был представителем легендарного поколения летчиков-космонавтов — человеком большой силы воли и мужества, профессионалом высочайшего класса, который многое сделал для развития отечественной космической программы и крупных научно-исследовательских проектов», — говорится в сообщении.
Президент России Владимир Путин выразил соболезнования в связи с кончиной летчика-космонавта Героя Советского Союза Игоря Волка, отметив его вклад в профессию.
«Посвятив себя авиации, космонавтике, он многое сделал для освоения внеземного пространства, участвовал в реализации легендарных проектов. Игорь Петрович подавал пример мужества и ответственности, неравнодушия и верности долгу. Был бесконечно предан профессии», — говорится телеграмме, опубликованной в четверг пресс-службой Кремля.
Игорь Волк в программе «Познер»
Игорь Петрович Волк родился 12 апреля 1937 года в Змиёве Харьковской области.
Учился в средней школе № 2 в городе Змиёв и средней школе № 14 в городе Ворошилов (нынешний Уссурийск) Приморского края.
В 1954 г. окончил среднюю школу № 5 в городе Курске.
Занимался в Курском аэроклубе, первый полёт совершил в апреле 1954 года.
С 1954 г. — на действительной службе.
В 1956 досрочно (за два года) окончил Кировоградское военное авиационное училище лётчиков (КВАУЛ).
С 1956 г. служил лётчиком Бакинского округа ПВО, Азербайджанская ССР, летал на самолётах Ил-28, Ту-16.
Вышел в запас в 1963 г. в звании старший лейтенант, с 1987 г. — полковник запаса.
Общий налёт более 7000 часов, из них в испытательных полётах более 3500 часов.
С 1965 г. лётчик-испытатель 4-го класса, с 22 июля 1966 г. лётчик-испытатель 3-го класса, с 1969 г. лётчик-испытатель 2-го класса, с 16 ноября 1971 г. лётчик-испытатель 1-го класса.
С 1984 г. Космонавт 3-го класса.
Игорь Волк
В 1963—1965 гг. прошёл обучение в Школе лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института имени Громова (ЛИИ), с 1965 г. на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ.
В 1995—1997 гг. работал начальником этого центра, заместителем начальника ЛИИ.
Уволился из ЛИИ 26 февраля 2002 г.
За годы работы летал на всех типах отечественных истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолётов. Особое умение проявил в сложных испытаниях различных самолётов на штопор. Первым в мире провёл испытания поведения самолётов на больших закритических углах атаки (до 90°), выполнив фигуру высшего пилотажа «кобра».
Без отрыва от основной работы в 1969 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.
В рамках авиационно-космической программы «Спираль» в мае 1976 года проводил испытания дозвукового аналога орбитального самолёта — МиГ-105.11 (начальный этап).
12 июля 1977 года зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран», 3 августа 1978 года получил положительное заключение Главной медицинской комиссии (ГМК). В конце 1978 года назначен командиром создающегося отряда лётчиков-испытателей № 1 комплекса «А» ЛИЦ ЛИИ.
Приказом Министра авиационной промышленности СССР от 23 июня 1981 года № 263 (приказ начальника ЛИИ от 10 августа 1981 года № 26) в ЛИИ им. М. М. Громова был создан отраслевой Отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР в составе лётчиков-испытателей: Волк И. П. — командир, Левченко А. С., Станкявичус Р. А. и Щукин А. В. (первый набор).
С апреля 1979 по декабрь 1980 года прошёл общекосмическую подготовку в ЦПК им. Ю. А. Гагарина, 12 февраля 1982 года ему присвоена квалификация космонавт-испытатель.
С сентября 1982 по май 1983 года проходил подготовку к космическому полёту в составе основного экипажа совместно с Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьёвым, но в связи с изменением программы полётов станции «Салют-7» был выведен из экипажа.
С 26 декабря 1983 года проходил подготовку к полёту на КК «Союз-Т». Совершил космический полёт (с 17 по 29 июля 1984 года) в качестве космонавта-исследователя корабля «Союз Т-12» (экипаж: Джанибеков, Савицкая).
Джанибеков, Савицкая, Волк
Работал на орбитальном комплексе «Салют-7» — «Союз Т-11» (экипаж: Кизим, Соловьёв, Атьков) — «Союз Т-12». Экспедиция посещения вернулась на Землю на КК «Союз Т-11». Продолжительность полёта — 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд.
Персональный позывной — «Памир-3».
В рамках испытаний сразу после приземления пилотировал вертолёт и самолёты Ту-154 и МиГ-25 по маршруту Байконур — Ахтубинск — Байконур с целью оценки возможностей пилота после нахождения в условиях невесомости. Как считает сам Игорь Петрович, главной целью его полёта было доказательство возможности космонавта пилотировать «Буран» после работы на орбите, и ему это удалось в полной мере.
И. П. Волк в ходе испытаний проекта «Буран» выполнил пять рулёжек и тринадцать полётов на специальном экземпляре корабля. Он должен был стать командиром экипажа первого космического полёта МТКК «Буран» (совместно с Римантасом Станкявичюсом), однако из-за сложных политических интриг в высших кругах космической и авиационной отраслей первый и единственный полёт был совершён в автоматическом режиме. Огромная заслуга в успешном завершении этого уникального полёта принадлежит И. П. Волку и его товарищам по отряду ЛИИ им. М. М. Громова.
Проходил подготовку в качестве командира экипажа совместно с Александром Иванченковым. До 1995 года оставался в составе отряда космонавтов.
В последующие годы занимался общественной работой.
В 1984-1987 годы — депутат городского Совета г. Жуковский.
В 1986-1990 годах — президент Всесоюзной федерации тенниса СССР.
С 1988 года — президент Федерации любителей авиации.
С 1989 года — член Исполкома «Движения зелёных».
В 2003—2005 годах — первый вице-президент Федерации космонавтики России, председатель Исполкома ФКР.
С апреля 1990 года являлся членом редакционной коллегии журнала «Крылья Родины».
Президент международной ассоциации «Земля и космонавтика».
21 ноября 2013 года подписал открытое письмо президенту с требованием поддержать производство отечественных самолётов.
В мае 2020 г. поддержал программу экологов на выборах и праймериз «Единой России» в Подмосковье.
Награды
- Герой Советского Союза (20 декабря 1985 года)
- Орден Ленина (20 декабря 1985 года)
- Орден Октябрьской Революции (1989 года)
- Орден Дружбы народов (25 марта 1992 года) — за успешное осуществление космического полёта на орбитальной станции «Мир» и проявленные при этом мужество и героизм
[2] - Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (9 апреля 1996 года) — за заслуги перед государством, большой вклад в подготовку и завершение первого этапа российско-американского сотрудничества в области пилотируемых космических полётов по программе «Мир-Шаттл»
[3] - Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) — за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность
[4] - Восемь юбилейных медалей
- Командор ордена Почётного легиона (Франция, 1989 год)
- Орден «За заслуги» III ст. (Украина, 12 апреля 2011 года) — за значительный личный вклад в развитие ракетно-космической отрасли, достижения в создании и внедрении космических систем и технологий, высокое профессиональное мастерство
[5] - Орден Орла 2-й степени (Ассоциация промышленников России, 2 мая 1992 года)
Память
Памятник В. Н. Волкову в Москве
- Научно-исследовательское судно «Космонавт Владислав Волков».
- Кратер на Луне.
- Малая планета (1790) Волков.
- Улицы во многих городах (в Черкассах и Орске в год смерти троих космонавтов появились улицы, названные их именами), Кропивницком, Коростене, квартал в Луганске, бронзовый бюст (Скульптор — Г. М. Тоидзе, архитекторы — И. М. Студенкин, Б. И. Тхор)[2] в Москве на улице Космонавта Волкова, бюст в Ташкенте во дворе школы № 225 (снят в 2000-х годах), памятная доска на одной из школ на улице его имени в Кирове.
- Именем Владислава Волкова, Георгия Добровольского, Виктора Пацаева, а также Владимира Комарова названы четыре планеты в популярной компьютерной игре Mass Effect 2 (созвездие «Память» скопления «Центр Аида»).
- Скверы в Москве (там же установлен его бюст) и Калуге.
- Московская школа № 212, в которой учился В. Н. Волков, носит его имя.
- Увековечен в скульптурной композиции «Павший астронавт» — первой и пока единственной художественной инсталляции на Луне.
- C 1973 года в СССР стали проводить международный турнир спортивных акробатов посвященные памяти В. Н. Волкова «Кубок Волкова». Эти соревнования получили статус неофициального чемпионата мира.
Фильмы
- Крутые дороги космоса — СССР, Центрнаучфильм, 1972.
- Добровольский, Волков, Пацаев. Вернуться и умереть — Россия, Первый канал, Тайны века, 2006.
- Гибель «Союза» — Россия, теле, ТРК «Петербург — Пятый канал», 2008.
- Почтовые марки СССР
- Групповые полёты космонавтов на космических кораблях «Союз-6», «Союз-7», «Союз-8» (1969, 10 копеек, ЦФА № 3810, Скотт № 3656)
- «Подвиг героев будет жить века» (Памяти экипажа космического корабля «Союз-11») (1971, 4 копейки, ЦФА № 4060, Скотт № 3904)
- Морское судно «Космонавт Владислав Волков»
Примечания
- Statistics — Volkov Aleksandr Aleksandrovich (англ.). spacefacts.de. Дата обращения 30 октября 2020.
- Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1992 г. № 299
- Указ Президента Российской Федерации от 9 апреля 1996 года № 514 Архивировано 15 марта 2012 года. — текст указа на сайте журнала «Новости космонавтики»
- Указ Президента Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 436 «О награждении медалью „За заслуги в освоении космоса“»
- Указ Президента України № 450/2011 від 12 квітня 2011 року «Про відзначення державними нагородами України» Архивировано 9 июля 2014 года. (укр.)
Причины гибели экипажа и выводы
Расследование данного инцидента привело к выводу, что причиной гибели стало преждевременное открытие вентиляционного клапана. На борту корабля «Союз-11» имелось два таких клапана, задача которых – выравнивание давления внутри корабля с давлением за его бортом в момент приближения к поверхности Земли. Как оказалось, во время приземления, при разделении отсеков от КК «Союз-11», в результате действий ударной волны на корпус аппарата, случайно сработало устройство, открывающее один из клапанов. Происшествие произошло на высоте более 150 км, то есть за 50 километров до условной границы между атмосферой Земли и космосом. Давление в аппарате стало стремительно падать, в кабине образовался туман. Для ликвидации утечки воздуха экипажу пришлось отстегнуться от кресел. Однако по причине плохой видимости и сильных болей в теле, а также потере слуха, космонавты пытались закрыть не тот клапан. Истинная причина разгерметизации вскоре была обнаружена, но на ее устранение космонавтам уже не хватило времени.
А Вы смотрели: Космонавт Губарев Алексей Александрович
Последующие попытки воспроизведения данной катастрофы были неудачными, и полученная путем расчетов вероятность подобного события — мизерная. Несмотря на это конструкция следующего корабля серии «Союз» была пересмотрена, а космонавты совершали полет уже в легких скафандрах с запасом кислорода в баллонах.
Источник