История пилотируемых космических полетов. Справка

30 мая 2020 откроет новую страницу в истории освоения космоса. В этот день, впервые в истории, SpaceX — частная компания Илона Маска запустила в космос двух астронавтов на международную космическую станцию (МКС). Таким образом, США возобновили отправку своих космонавтов на космических кораблях собственного производства после почти 10-летнего перерыва.

Более 16 миллионов человек посмотрели запуск ракеты Falcon 9 Block 5 (Сокол 9) в «Твиттере». Запуск происходил с космодрома на мысе Канаверал, в штате Флорида. Цель космической миссии Demo-2 заключается в доставке двух астронавтов на МКС. На данный момент астронавты-ветераны Боб Бенкен (49 лет) и Даг Хёрли (53 года) уже пристыковали многоразовый космический корабль Crew Dragon (Дракон) к космической станции и находятся на МКС.

Напомним, что предыдущая космическая программа Space Shuttle была закрыта в 2011 году. С этого времени американские космонавты пользовались услугами российской гос, то есть наше государство с 2011 года обладало монополией на услуги по доставке людей на МКС.

Хронология запуска космического корабля SpaceX

В 22.23 30 мая 2020: стартовала ракета Falcon 9.

Видео запуска космического корабля Crew Dragon.

Liftoff! pic.twitter.com/DRBfdUM7JA

— SpaceX (@SpaceX) May 30, 2020

В 22.26 30 мая: первая ступень ракеты успешно отделилась. Перед этим произошло отключение основного двигателя и разделение ступеней ракеты. Двигатель второй ступени работает на полной мощности.

Main engine cutoff and stage separation confirmed. Second stage engine burn underway https://t.co/bJFjLCzWdK pic.twitter.com/BFFXVRrbQ6

— SpaceX (@SpaceX) May 30, 2020

В 22.33 30 мая: первая ступень ракетоносителя Falcon 9 успешно вернулась на Землю. Она приземлилась на плавучую платформу в Атлантическом океане. Это уже 51-я успешная посадка первой ступени ракетоносителя из 61-й попытки.

Falcon 9 booster has landed on the Of Course I Still Love You droneship! pic.twitter.com/96Nd3vsrT2

— SpaceX (@SpaceX) May 30, 2020

В 22.35 30 мая: вторая ступень ракеты Falcon 9 успешно отделилась от корабля Crew Dragon (Dragon 2) и вывела его на орбиту Земли (высота 200 км).

Стыковка корабля Crew Dragon с МКС запланирована на 17.30 по Москве 31 мая 2020. Она пройдёт как в автоматическом, так и в ручном режиме, чтобы протестировать все функциональные возможности этого корабля.

Crew Dragon has separated from Falcon 9’s second stage and is on its way to the International Space Station with @Astro_Behnken and @AstroDoug! Autonomous docking at the @Space_Station will occur at ~10:30 a.m. EDT tomorrow, May 31 pic.twitter.com/bSZ6yZP2bD

— SpaceX (@SpaceX) May 30, 2020

17.18 31 мая 2020: состоялась успешная стыковка космического корабля Crew Dragon со станцией МКС.

Docking confirmed – Crew Dragon has arrived at the @space_station! pic.twitter.com/KiKBpZ8R2H

— SpaceX (@SpaceX) May 31, 2020

За миссией корабля Crew Dragon можно наблюдать через прямую трансляцию на официальном ютуб-канале компании SpaceX.

Космическая миссия Demo-2

Астронавт Даглас Хёрли:

«Этот корабль даёт возможность безопасно покинуть его в любой момент полёта, начиная от стартовой площадки и заканчивая орбитой. Сама эта возможность очень многое для меня значит. Особенно, если сравнивать с шаттлами, у которых были так называемые чёрные зоны».

Астронавт Роберт Бенкер:

«Мы ожидаем, что посадка будет мягче, чем в «Союзе», но однозначно жёстче, чем в шаттле».

Примечательно, что впервые в истории человечества космическую миссию выполняет частная компания, а не государственная структура. Теперь компания SpaceX и её создатель Илон Маск прочно вписали себя в историю освоения космоса человеком.

Следующий запуск пилотируемого космического корабля Dragon запланирован уже осенью — на сентябрь-ноябрь 2020 года.

Изоляция

Жить на борту корабля очень скучно. Вся ваша деятельность состоит из рутинных повторов, выстроенных в рабочем графике. Однообразные, повторяющиеся задачи приводят к апатии, потере интереса, неосторожности и ошибкам.

Другой риск связан с психологической совместимостью. Нужно прожить на ограниченной территории в компании людей, с которыми вы, возможно, познакомились за несколько месяцев до старта.

Космонавты, как прекрасно подготовленные и высокомотивированные люди, не склонны жаловаться или резко выражать свои эмоции. Поэтому трудно распознавать признаки психологического напряжения в группе сверхпрофессионалов. На Земле могут не догадываться о реальных проблемах, пока не произойдет эмоциональный взрыв, либо, что вероятнее, наш классный специалист тихо уйдет в себя и погрузится в депрессию.

Вот почему проводятся эксперименты, в которых людей запирают друг с другом в одном помещении. У NASA был проект «Hawaii Space Exploration Analog and Simulation», в России организовали «Марс-500» — эксперимент по имитации пилотируемого полёта на Марс, продолжавшийся рекордные 519 дней.

Оба эксперимента показали хорошую коммуникацию между членами экипажа, легкость взаимодействия и готовность к командной работе на любом отрезке времени. Самая большая психологическая проблема, с которой столкнулись участники экспериментов, это скука, но она не поставила под удар всю миссию.

Однако объективными полученные данные назвать нельзя. Условия экспериментов слишком далеки от реального межпланетного перелета. Любой участник в любое время может отказаться от дальнейшего участия и покинуть комплекс, в отличие от реального полета на Марс. Каждый участник знал, что находится на Земле (и не погибнет в безвоздушном пространстве), а симуляция продолжалась лишь до тех пор, пока он сам этого хотел. К тому же, никто из участников не страдал от реальных болезней, что могут ждать космонавтов по дороге на Марс. Однозначного решения у проблемы нет. Потребуются долгие месяцы тестов и тщательнейший психологический подбор, чтобы подготовить команду. И еще нужно решить важный вопрос: отправлять ли в космос группу однополых людей или представителей разных полов?

Сколько стоит полёт в космос?

Стоимость одного места для астронавта на ракете «Союз» при использовании в 2020 году, по оценке генерального инспектора NASA, составляла 79 700 000 $ (смотрите на странице № 9 отчёта, ссылка дана ниже). Также в период с 2006 по 2020 год стоимость доставки одного астронавта гос выросла с 21,3 до 90 миллионов долларов США.

Для сравнения: стоимость отправки одного космонавта до станции МКС при использовании услуг частной компании SpaceX составляет 55 000 000 $ или на 30% дешевле, чем у «Роскосмоса» (смотрите на странице № 10 отчёта, ссылка дана ниже).

Если космическая миссия Demo-2 будет успешно выполнена, то есть космический корабль Crew Dragon вернётся в целости с астронавтами, то это будет означать потерю монополии «Роскосмоса». В этом случае, госкомпания ежегодно будет недополучать около 400 миллионов долларов. Это примерно такая же сумма, которую SpaceX потратил на разработку ракеты Falcon 9 с многоразовой первой ступенью.

Подробнее тут — в отчёте генерального инспектора госкомпании NASA: https://oig.nasa.gov/docs/IG-20-005.pdf

Для сравнения, открытый бюджет госкорпорации «Роскосмос» в 2020 году составляет 2,38 миллиарда долларов (или 176 миллиардов рублей). При этом космический корабль «Федерация», который создаётся в течение последних 10-ти лет, ещё не готов. Это наглядный пример того, насколько частные компании работают лучше и эффективнее, чем госкомпании и другие госорганы.

Полная стоимость полёта космического корабля Crew Dragon к МКС, включающая затраты на ракету Falcon 9, при условии заказа не менее 4-х таких миссий в год, оценивается в 160 миллионов долларов. То есть при максимально заполненной кабине 7-местного космического корабля Crew Dragon стоимость запуска 1-го человека в космос составляет чуть менее 23 миллионов долларов. Правда, госкомпания NASA настояла на том, чтобы число мест на космическом корабле было снижено с 7-ми до 4-х, объясняя это заботой о безопасности астронавтов. Ещё стоит учесть, что космический корабль «Союз» имеет в своей кабине 3 места и является одноразовым, а корабль Crew Dragon можно запускать до 5-ти раз.

Всё это стало возможным благодаря тому, что частная компания SpaceX первой в мире реализовала инновационную технологию многоразового использования ракетоносителя для доставки людей и грузов в космос.

Транспортные средства и космические аппараты

Для преодоления земного тяготения и дальнейшего движения по инерции КА необходимо развить начальную скорость, величина которой определяется на основе законов небесной механики. Минимальная начальная скорость, при которой тело становится спутником Земли (т. н. первая космич. скорость), равна 7,9 км/с у поверхности Земли. При начальной скорости 7,9–11,2 км/с тело движется по эллиптич. орбите вокруг Земли. Достижение скорости 11,2 км/с (вторая космич. скорость) приводит к полёту по параболич. траектории за пределы земного тяготения. Начальная скорость 16,7 км/с (третья космич. скорость) достаточна для выхода КА за пределы Солнечной системы.

Для доставки КА на их рабочие траектории, околоземные орбиты или отлётные межпланетные траектории служит система космич. транспортных средств, включающая: ракету-носитель (РН), разгонные блоки и космич. буксиры. Создание совр. РН – сложная науч.-технич. задача. Характерная особенность РН – высокая тяговооружённость (отношение тяги к весу ракеты, которое при вертикальном старте должно быть больше 1), а также практически непрерывная работа двигателей и сравнительно короткое время выведения (десятки минут). Как правило, ракеты состоят из 2–3 ракетных ступеней (РС), достигают 100 м в длину и в весе более 3000 т. Топливо составляет примерно 90% полной массы ракеты. В полёте, по мере расходования топлива, РС с опорожнёнными баками последовательно отбрасываются и начинает (продолжает) работать очередная ступень. Каждая РС благодаря работе своих двигателей обеспечивает разгон ракеты на определённом участке траектории полёта. Во избежание засорения околоземного космич. пространства последние отработавшие одноразовые ступени, как правило, направляются для потопления в отдалённые районы Мирового ок. При возрастающей интенсивности использования космич. транспортных средств особое внимание уделяется разработкам РН многоразового использования на экологически чистых компонентах топлива.

В качестве двигат. установок РН используются жидкостные или твердотопливные ракетные двигатели, достигающие тяги в несколько тыс. кН и мощности в млн. кВт. Разработка двигат. установок направлена как на выбор энергетически оптимальных топлив и обеспечение их полного сгорания при высоких давлениях и температурах, так и на создание экономически более выгодных проектов.

В зависимости от поставленных задач полезный груз (для ракеты) в общем случае включает в себя, кроме одного или нескольких КА, разгонные блоки или космич. буксиры. Разгонные блоки служат для дальнейшего перевода КА на более высокие орбиты: среднюю (с 2000 км до 20 000 км), высокую (в осн. геостационарную и геосинхронные) или на отлётные траектории за пределы земного тяготения. Разгонные блоки мало отличаются от РН, однако время их работы может достигать нескольких часов или дней. Очень часто разгонные блоки обеспечивают полёт КА вплоть до его возвращения в поле земного тяготения. Космич. буксиры служат для транспортного обслуживания КА. В ряде случаев буксиры могут совершать челночные операции между орбитами, переправляя КА или др. полезный груз на др. орбиту вокруг Земли, к Луне или планетам Солнечной системы. Конструкции буксиров должны обеспечивать возможность сборки (в т. ч. стыковки) с обслуживаемым аппаратом.

Двигат. установки на космич. буксирах или КА могут использовать энергию химич. реакций, солнечных батарей или ядерную энергию. Для обеспечения радиац. безопасности КА или буксиры, использующие установки с ядерными реакторами, должны эксплуатироваться на достаточно высоких орбитах (не менее 800 км), где даже после окончания работы они могут находиться достаточно долго (до 300 лет), чтобы радиоактивность снизилась до допустимых норм. Тепловые ядерные ракетные двигатели (с нагревом рабочего тела в реакторе и с газодинамич. соплом) при использовании водорода в качестве рабочего тела обеспечивают удельный импульс (характеристика реактивного двигателя, равная отношению его тяги к массовому расходу топлива) до 9000 м/с.

Для перемещения КА перспективным считается использование электрич. РД (электротермических, электромагнитных, электростатических и др.), обеспечивающих удельный импульс выше 20 000 м/с. Электроракетные буксиры при существующих ядерных и солнечных источниках электроэнергии позволяют увеличить массу полезного груза, доставляемого на геостационарную орбиту или орбиту Луны, в 2–4 раза (по сравнению с разгонными блоками на химич. топливе). Однако значительно увеличивается время транспортировки, поэтому электрич. РД целесообразно использовать (на буксирах или КА) в случае, когда время перелёта не лимитируется и может составлять от нескольких месяцев до года.

В кон. 20 – нач. 21 вв. во многих странах созданы КА для разл. целей: изучения околоземного пространства, поверхности Земли, Солнца и планет Солнечной системы, космич. среды, звёзд и галактик; для обеспечения связи, передачи информации, теле- и радиовещания, для навигац. обеспечения, для прогноза погоды и т. п. (см. Искусственный спутник Земли, Космический аппарат).

Одно из центр. мест в К. занимают полёты человека в космос, которые стали возможны благодаря планомерным фундаментальным и прикладным исследованиям в области космич. биологии и медицины – новой области естествознания, изучающей особенности жизнедеятельности человека и др. организмов при действии на них факторов космич. пространства. Пилотируемые КК и орбитальные космич. станции обеспечивают возможность безопасного и комфортного пребывания космонавтов на борту. В КК предусматривается определённый запас продуктов питания и воды. При длительном пребывании пища и вода доставляются грузовыми кораблями, буксирами. При полёте к дальним планетам, когда доставка грузов может оказаться проблематичной, произ-во продуктов питания, регенерация воды и атмосферы должны осуществляться на борту КК.

История пилотируемых космич. полётов началась с разработки одноразовых кораблей («Восток», «Восход», «Меркурий», «Джемини», «Союз», «Аполлон»). Новые технологии позволяют создавать многоразовые спускаемые КА как с сохранением внешней формы одноразовых аппаратов (торможение у поверхности Земли осуществляется двигательной установкой или управляемым парашютом), так и крылатые спускаемые аппараты в форме планёра («Спейс шаттл», «Буран»). Третьей державой, имеющей пилотируемые корабли, стал Китай. 15–16.10.2003 выполнен первый полёт китайского тайкунавта (Ян Ливэй) на корабле «Шэнь-чжоу». С тех пор в космосе побывало 10 китайцев, в том числе 2 женщины. Китайцы вышли в открытый космос, совершили стыковку кораблей.

Кратковременные полёты в космос не позволяли проводить длительные эксперименты, поэтому были созданы новые космич. сооружения больших размеров – орбитальные космич. станции, к которым могут пристыковываться др. КА (для того чтобы привезти грузы, сменить экипаж, доставить на Землю результаты экспериментов и др.). Создание орбитальных космич. станций началось в 1971 с вывода на орбиту станции «Салют» (СССР). Первые станции превышали обычные КК своими размерами и массой всего в 3–4 раза, последующие («Мир», МКС) представляют собой стотонные сооружения длиной в десятки метров. Станции собирают из доставляемых блоков автоматически (автоматич. стыковка) либо с помощью экипажа (ручная стыковка). На станциях обеспечивается постоянное пребывание человека на борту (с периодич. сменой экипажа), доставка грузов, необходимого оборудования, науч. аппаратуры и др. В перспективе предполагается создание орбитальных станций (автоматических или посещаемых) на более высоких земных орбитах, на орбитах Луны и планет Солнечной системы. Для обеспечения полета МКС в настоящее время используются транспортные корабли «Союз» и грузовые корабли «Прогресс». По программе МКС европейцы создали грузовой корабль ATV. С 2008 по 2020 они запустили 5 кораблей ATV. В настоящее время (на 2016) программа прекращена. Ведётся доработка ATV под пилотируемый вариант. Японцы тоже сделали грузовой корабль HTV для программы МКС. Уже совершили полёт 5 кораблей. В 21 в. появилось много новых транспортных кораблей, часть из которых принадлежит частным компаниям. Совершили полёт в космос американские корабли «Дракон» («Dragon» компании SpaceX» – грузовой КК с возвращаемой капсулой; «Сигнус» («Cygnus») – грузовой КК без возвращаемой капсулы), «Орион» («Orion» – многоцелевой пилотируемый корабль) – первый беспилотный испытательный полёт (EFT-1) совершил 5.12.2014).

К отбору экипажа КК предъявляют повышенные требования. При решении медико-биологич. проблем осн. внимание уделяется изучению влияния на организм человека невесомости, повышенных перегрузок при взлёте и посадке, длительного нахождения в замкнутом пространстве, психологич. совместимости с др. членами экипажа и т. д. В центрах подготовки космонавтов, в институтах медико-биологич. проблем и т. п. создаются спец. установки и тренажёры, имитирующие космич. полёт (в т. ч. с использованием средств авиации), разрабатываются спец. оборудование и медико-биологич. препараты для улучшения самочувствия и продления срока пребывания человека в космосе. Эту же целевую задачу решают многие эксперименты, проводившиеся ранее и готовящиеся в настоящее время в рамках программы полётов автоматических биоспутников серии «Бион»-«Бион-М». Накопленный большой объём знаний о жизнедеятельности человеческого организма в условиях воздействия факторов космич. пространства, динамич. факторов полёта и искусств. среды обитания, а также достижения космич. техники становятся реальными предпосылками для дальнейшего интенсивного освоения космич. пространства.

Что означает высказывание Илона Маска на пресс-конференции: «Батут работает»?

После успешного запуска космического корабля Crew Dragon глава SpaceX Илон Маск провёл пресс-конференцию, на которой он ответил на подколку со стороны главы гос Дмитрия Рогозина, который в своё время посоветовал США использовать батуты вместо ракет «Союз» для доставки своих астронавтов на МКС.

Илон Маск ответил:

«Батут работает», — и посмеялся.

Затем он уточнил, что это «внутренняя шутка», которая не всем будет понятна.

Этот ответ станет понятен, если посмотреть видео с Рогозиным, где он 29 апреля 2014 года бравировал:

«Если они хотят нанести удар по экономическому потенциалу российского ракетостроения, то пусть тогда батутом доставляют своих астронавтов на международную космическую станцию».

Проанализировав санкции против нашего космопрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута https://t.co/8zGQhr9GVi

— Дмитрий Рогозин (@Rogozin) April 29, 2014

Дмитрий Рогозин: «Проанализировав санкции против нашего космопрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута».

Но, что более важно, на этой пресс-конференции Илон Маск также отметил, что запуск космического корабля Crew Dragon, по его мнению, является поводом для гордости для всего человечества, так как это шаг к тому, чтобы люди стали мультипланетной цивилизацией.

И это действительно так. Все госмонополии рано или поздно рушатся, но выигрывают от этого обычные люди. Уже сейчас конкуренция и свободный рынок в области доставки космонавтов на МКС привел к снижению стоимости этой услуги на 30 % благодаря частной компании SpaceX. Теперь космос стал дешевле и ближе для всех людей во всём мире.

Мы надеемся, что и в будущей Свободной России непременно появятся свои Илоны Маски, которые сделают новые открытия, чтобы космические межпланетные путешествия стали реальностью.

И всё это должно служить примером того, что личность сильнее и лучше государства.

Как оказалось, для создания космических ракет не нужно сажать учёных в Гулаг. Для этого достаточно добровольного сотрудничества на свободном рынке в стране с верховенством права и неприкосновенностью частной собственности.

Что вы знаете о мировой пилотируемой космонавтике?

Всего, начиная с полета первого в мире космонавта Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года, на орбите побывали 566 человек (в том числе 65 женщин) из почти сорока стран.

Больше в космос слетало американских астронавтов — 348. На втором месте — СССР/Россия — (123 космонавта), на третьем — Япония (12). У американцев до появления МКС в основном были «челночные полеты». У нас — длительные экспедиции.

566-й космонавт на орбите, россиянин Иван Вагнер, прибыл на МКС 9 апреля с.г. в составе экипажа пилотируемого корабля «Союз МС-16».

Самые первые после Гагарина

Первой в мире женщиной-космонавтом стала Валентина Терешкова: 16-19 июня 1963 г. она совершила полет на корабле «Восток-6» (2 суток 22 часа 50 минут). Единственная женщина, летавшая в одиночку.

Первый в истории выход в открытый космос совершил 18 марта 1965 г. летчик-космонавт Алексей Леонов, выполняя полет на корабле «Восход-2» вместе с Павлом Беляевым. Леонов провел за бортом корабля 12 минут 9 секунд (общая продолжительность выхода составила 23 минуты 41 секунд).

Первым многоместным космическим кораблем был «Восход» (СССР), на котором 12-13 октября 1964 г. (24 часа 17 минут) совершил полет экипаж из трех космонавтов — Владимира Комарова, Константина Феоктистова, Бориса Егорова.

Самый молодой и самый возрастной космонавты на момент старта

Самый молодой — Герман Титов (СССР). В свой первый полет отправился в возрасте 25 лет 10 месяцев 26 дней. Полет состоялся 6-7 августа 1961 г. на корабле «Восток-2».

Старейший астронавт — Джон Гленн-мл. (США). На момент старта шаттла Discovery («Дискавери») 29 октября 1998 г. (полет продолжался до 7 ноября 1998 г.) ему было 77 лет 3 месяца 11 дней.

Среди женщин самая молодая — Валентина Терешкова. На момент старта ей было 26 лет 3 месяца 11 дней.

Самая возрастная — астронавт США Барбара Морган. Отправилась в полет 8 августа 2007 г. в возрасте 55 лет 8 месяцев 12 дней.

Самые длительные полеты

Самый длительный космический полет совершил российский космонавт-врач Валерий Поляков: в январе 1994 г. — марте 1995 г. он отработал на станции «Мир» 437 суток 17 часов 58 минут.

Мировой рекорд по суммарной продолжительности пребывания человека на орбите принадлежит Геннадию Падалке, который за пять полетов налетал 878 суток 11 часов 29 минут.

Самый длительный полет среди женщин (328 суток 14 часов) осуществила американка Кристина Кук во время работы на МКС с марта 2019 г. по февраль 2020 г.

Рекорд по общему налету среди женщин принадлежит астронавту НАСА Пегги Уитсон, которая за три полета провела в космосе 665 суток 22 часа 23 минуты.

Рекорды в открытом космосе

Самый длительный выход (8 часов 56 минут) осуществили 11 марта 2001 г. с борта МКС американские астронавты Джеймс Восс и Сьюзен Хелмс.

Рекордсмен по наибольшему количеству выходов — 16 (общее время — 78 часов 48 минут) — космонавт Анатолий Соловьев.

Первой среди женщин вышла в открытый космос Светлана Савицкая (СССР) — 25 июля 1984 г. со станции «Салют-7» (3 часа 35 минут). Вместе с Владимиром Джанибековым она провела первые в открытом космосе работы по резке, сварке и пайке.

Первая стыковка пилотируемых кораблей

16 января 1969 г. состоялась первая стыковка двух пилотируемых кораблей (проводилась в ручном режиме) — советских «Союза-4» (стартовал 14 января 1969 г., пилот — Владимир Шаталов) и «Союза-5» (15 января 1969 г., экипаж — Борис Волынов, Евгений Хрунов, Алексей Елисеев). Корабли находились в состыкованном состоянии 4 часа 35 минут.

17 июля 1975 г. — первая стыковка двух пилотируемых космических кораблей разных стран: «Союз-19» и «Аполлон».

Лунные рекорды

Первым человеком, ступившим на поверхность Луны 21 июля 1969 г., стал американский астронавт Нил Армстронг. Спустя 15-20 минут вслед за ним из посадочного модуля вышел Эдвин Олдрин.

Армстронг пробыл на поверхности Луны около 2,5 часов, Эдвин Олдрин — около 1,5 часов. Каждый астронавт прошел расстояние около 1 км, наибольшее удаление от лунного модуля составило 60 м.

Самый продолжительный выход на поверхность Луны (7 часов 36 минут 56 секунд) совершили 12 декабря 1972 г. астронавты США Юджин Сернан и Харрисон Шмитт. Входили в состав экипажа Apollo 17 («Аполлон-17»), полет проходил 7-19 декабря 1972 г.

Первая космическая станция на орбите

19 апреля 1971 г. на орбиту была выведена первая космическая станция — советская «Салют-1». Запуск был осуществлен с космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К».

Международная космическая станция является «долгожителем» среди космических орбитальных проектов: начало эксплуатации — 20 ноября 1998 г. Сейчас ее масса — 417289 кг.

Альтернативная история развития частной космонавтики в России

Только представьте, что триллионы отобранных у людей через налоги денег не были разворованы и бездарно потрачены государством на войны, а остались у людей. Человеческая креативность не знает границ. И сейчас не только космический туризм и скоростные перелёты по планете были бы реальностью. И кто знает, может быть, вообще у любого мог бы уже быть свой звездолёт!

Итак, раз компании SpaceX понадобилось 2,6 миллиарда долларов на разработку пилотируемой версии космического грузовика Dragon, то для запуска аналогичной частной компании в России нам нужно найти и обезвредить: 1. Полковников МВД типа Захарченко в количестве 20,3 штуки с их нетрудовыми, считай, коррупционными доходами в размере 128,3 миллиона $ (или 9 миллиардов рублей). 2. Полковников ФСБ Чекалиных — 15,2 штуки с их нетрудовыми доходами в размере 171 миллион $ (или 12 миллиардов рублей). 3. Сенаторов Арашуковых с отцом — 6,1 штуки с их, по версии следствия, украденными деньгами в размере 428 миллионов $ (или 30 миллиардов рублей).

И если сегодня частная компания первый раз в истории запустила человека в космос, то кажется довольно странным, что многие до сих пор верят, что без государства невозможно строить дороги или обучать детей.

Общие сведения

См. также: Формула Циолковского и Ракетное топливо

Современные ракетные двигатели работают по принципу реактивной отдачи. Аналогично пушке, которая откатывается назад, когда ядро выстреливается, ракета движется вперёд, когда выбрасывает рабочее тело. Важный показатель ракетного топлива с точки зрения привода — удельный импульс, который описывает эффективность двигателя и топлива. Чем он выше, тем лучше двигатель и топливо. Он показывает, как долго сила тяги производится с массой топлива M равная его весу. Около небесного тела как Земля, чтобы вертикально взлететь, сила тяги должна быть больше веса. До сих пор на это способны только химические и ядерные ракетные двигатели.

Полёт

См. также: Ракета-носитель

Запуск космического корабля «Союза-ТМА-5»

Различают орбитальный и суборбитальный космический полёт. Для достижения орбиты космический аппарат должен на минимальной высоте достичь первой космической скорости около 7,9 км/с в горизонтальном направлении, чтобы он стал искусственным спутником Земли. Если скорость будет меньше, то траектория станет баллистической. Чтобы достигнуть такой высокой скорости, на ракетах-носителях применяют принцип многоступенчатости. Запуск такой ракеты производится с так называемой стартовой установки.

Чтобы снизить стоимость космических полётов, пытаются разработать многоразовый транспортный космический корабль, который может стартовать и приземляться горизонтально, как самолёт. Эти так называемые орбитальные самолёты, которые используют дополнительно воздушно-реактивные двигатели для подъёма.

В космосе

Каждый рукотворный объект, неважно космический корабль, станция или спутник, нуждаются как минимум в следующих компонентах:

  • Система терморегулирования, поскольку обмен теплом в вакууме может производиться только через излучение.
  • Система жизнеобеспечения, для пилотируемого аппарата или в случае наличия на борту животных.
  • Система связи.
  • Источник энергии.
  • Защита от космических лучей.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: