Проклятые американцы. Как Илон Маск похоронил самую успешную ракету Роскосмоса


Миссия SpaceX и новые космические реалии

Американские астронавты Даглас Хёрли и Боб Бенкен в воскресенье, 31 мая, успешно стыковались с Международной космической станцией на корабле «Crew Dragon».

Таким образом впервые после девятилетней паузы США направили астронавтов на МКС со своей территории, и впервые – при помощи ракеты и космического корабля, построенных не государством, а частной компанией – калифорнийской SpaceX, принадлежащей миллиардеру Илону Маску. По одной из традиций американской космической отрасли, первому пилотируемому кораблю Crew Dragon присвоено название «Индевор» – в память об одноименном корабле программы «Space Shuttle», на котором тоже летали оба астронавта.

Как ожидается, Хёрли и Бенкен проведут на МКС от одного до четырех месяцев. За запуском SpaceX на космодроме наблюдали президент Дональд Трамп и вице-президент Майк Пенс. Всего, по оценкам NASA, более трех миллионов американцев смогли следить, находясь в районе космодрома, за этим историческим космическим стартом.

Как известно, после закрытия в 2011 г. программы «Space Shuttle», астронавтов на орбиту доставляли корабли «Союз» российского космического агентства «Роскосмос». Одной из причин закрытия американской программы стала гибель 7 астронавтов в 2003 году при возвращении шаттла «Колумбия» с орбиты, а также высокая стоимость программы.

Тогда же было принято решение о привлечении частных компаний к разработке и строительству новых ракетных систем. Для поддержки рынка коммерческих космических аппаратов, которые могло бы использовать и американское космическое агентство NASA, государство выделило гранты на производство космических аппаратов в размере 3,1 миллиарда долларов компании SpaceX Илона Маска, и 4,5 миллиарда долларов – традиционному подрядчику NASA компании Boeing.

Тогда это было воспринято как весьма спорное решение, вызвавшее недовольство как в Конгрессе, так и в американском космическом агентстве, поскольку отправка астронавтов на орбиту и строительство космических аппаратов считались частью стратегических национальных программ и исключительной прерогативой государственных органов, напоминает директор по планированию программ Фонда «Безопасный мир» Брайан Уиден (Brian Weeden, Secure World Foundation).

Противники прямого участия частного сектора в космических программах имеются и сегодня, однако если вся нынешняя миссия SpaceX завершится благополучно, то NASA наверняка сертифицирует корабли «Crew Dragon» компании Илона Маска для регулярных пилотируемых полетов. Boeing планирует запустить свою космическую капсулу Starliner с астронавтами на борту в 2021 году.

Брайан Уиден отмечает, что если частый сектор сможет отправлять людей на космическую станцию, то это позволит правительству США и NASA не только значительно сократить расходы, но и сфокусировать свои усилия и средства на более сложных задачах. Среди приоритетов американского космического агентства – разработка будущих миссий за пределы околоземной орбиты на Луну, куда США отправляли астронавтов в 1960-х и 1970-х годах, а также на Марс.

«В NASA было много людей, которым приходилось годами бороться изо всех сил, чтобы эта программа продолжалась», – говорит заместитель директора проекта по аэрокосмической безопасности в Центре стратегических и международных исследований Кэйтлин Джонсон (Kaitlyn Johnson, CSIS). Она добавляет, что для будущих миссий на Луну и на Марс NASA разрабатывает собственную тяжелую ракету-носитель «Space Launch System» (SLS, или «Система космических запусков).

Помимо прогресса в реализации новых проектов, эксперты отмечают рост значения космоса и в военной сфере, который, как и киберпространство, все больше становится областью военного противостояния.

«США очень обеспокоены разработками систем противоспутникового оружия Россией и Китаем. А Россия и Китай очень обеспокоены военным космическим потенциалом США, – отмечает Брайан Уиден. – Я вижу растущую обеспокоенность тем, что в случае будущего конфликта, особенно между державами, космос может стать его частью».

Кэйтлин Джонсон подчеркивает, что в США разделение между программами NASA, целью которого является исследование космоса в мирных целях и международное сотрудничество, и военными космическими программами – достаточно строгое. В случае же с Россией и Китаем, говорит эксперт, между гражданской и военной космическими программами может наблюдаться передача технологий.

Эксперт добавляет, что наряду с США и Россией, становится существенным игроком в космосе и Китай, который намерен вывести на орбиту Земли в 2020 году свою космическую станцию. Глава российского космического агентства «Роскосмос» Дмитрий Рогозин также говорил в российских СМИ о планах по строительству Россией новой околоземной орбитальной станции после 2030 года.

Сложности «Роскосмоса»

Успешный субботний старт компании SpaceХ означает, что с большой вероятностью предстоящая покупка NASA места на «Союзе» осенью этого года станет последней. Если стоимость полета для одного астронавта на «Crew Dragon» составляет приблизительно 55 млн долларов, то за одно место «Роскосмосу» NASA в среднем платит 80 млн долларов. Это стоимость росла в течение лет, и осенью США заплатят «Роскосмосу» 90 млн долларов. С 2006 года американское космическое агентство заплатило российскому правительству около 4 млрд долларов за приобретение мест на «Союзе».

Для «Роскосмоса», бюджет которого составит на 2020 год около 1,7 миллиарда долларов, это составит существенную потерю доходов. Для сравнения, бюджет NASA на 2020 год составляет 22,6 миллиардов долларов.

«Мы годами отправляли американских астронавтов на космическую станцию через Россию. И делали это несколько раз в год. Так что это была существенная часть дохода для российского космического агентства», – напоминает Кэйтлин Джонсон.

Эксперты также о не был существенно модернизирован со времен своего создания. В то время, как российская ракета-носитель может быть использована один раз, первая ступень ракеты Falcon 9 может быть использованы повторно. Капсула «Crew Dragon» также имеет большую вместительность – до семи человек в отличие от трех на «Союзе».

«Ракета “Союз” для своего времени – для 60-х годов – была передовой, но на сегодняшний день это действительно устаревшая ракета и технология», – говорит Михаил Кокорич (Mikhail Kokorich), основатель компании Momentus Space, занимающейся космической логистикой.

Предприниматель, который ранее сотрудничал с «Роскосмосом», также отмечает, что после распада СССР Россия «шла по пути интеграции своих возможностей в мировую космонавтику», и в мировой аэрокосмической индустрии часто использовалась российская технология. Сегодня же многие компании, в том числе SpaceX Илона Маска, Blue Оrign Джеффри Безоса или Boeing – завоевывают эту сферу. Российская космическая индустрия становится менее конкурентоспособной, изолирована санкциями и ослаблена ограниченными возможностями российской экономики, говорит Михаил Кокорич.

«Ни размер российской экономики, ни размеры космического бюджета, ни само устройство российского космического агентства, которое является искусственно созданной монополией, не позволяют достигнуть сколько-нибудь значимых успехов во многих направлениях», – отмечает предприниматель, добавив, что «Роскосмосу», скорее всего, придется сфокусироваться на ряде других узких направлений.

Ранее глава «Роскомоса» Дмитрий Рогозин заявлял в российских СМИ, что корпорация снижает стоимость пусков на 30% для повышения ее конкурентоспособности на международном рынке. Он также обещал, что «Роскосмос» приступает к работе над ракетой с возвращаемыми ступенями, которая должна прийти на смену «Союзу».

Как отмечает Брайан Уиден, «у России по-прежнему имеются очень значительные возможности в космической сфере». Однако, самой сильной космической программой в мире сегодня является программа США, добавляет он.

Новая реальность

Эксперты отмечают, что с развитием технологий возможности в космической сфере меняются очень быстро – от большего количества стран, вовлеченных в космические разработки, до роста коммерческих компаний, оперирующих спутники, спутниковую связь и космическую логистику.

«В настоящее время у SpaceX больше спутников на орбите, чем у Китая, – говорит Кэтлин Джонсон. – Если посмотреть на то, кто из крупных космических игроков больше всех рискует в случае конфликта в космосе, то отныне это уже не только страны. Это компании, которые размещают свои системы в космосе или оперируют на основе размещенных там систем. Uber – отличный пример этого. Мы не могли бы пользоваться Uber без системы глобального позиционирования GPS (Система GPS основывается на спутниковой системе навигации – В.Е.).»

«Технологии достигли такого уровня, что сегодня намного дешевле и проще построить спутник или создать ракету, чем когда-либо ранее. И мы видим, что все больше и больше компаний вовлекается в космическую сферу, – добавляет Брайан Уиден. – Даже у многих местных школ есть спутники, которые их ученики построили, установили и запустили в космос».

Успешное завершение полета «Crew Dragon» компании Space X, у которой кроме NASA имеется широкий портфель и коммерческих заказов, может стать не только крупным шагом вперед в пилотируемой космонавтике, но и в сфере космического туризма.

«Роскосмос» лишается прибыльной монополии

В России, в целом, позитивно оценили запуск американского корабля Crew Dragon и его стыковку к Международной космической станции (МКС), в том числе это касается и людей, имеющих прямое отношение к освоению космоса. В частности, поздравил с успехом директора NASA Джеймса Брайденстайна и владельца компании SpaceX Илона Маска руководитель «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, выразивший также надежду на продолжение сотрудничества в дальнейшем.

«Браво! Я знаю, как сильно вы хотели, чтобы это важное событие прошло успешно. Я желаю команде NASA успешно завершить реконструкцию своей национальной космической транспортной системы», – написал он в Twitter.

В свою очередь, летчик-космонавт Михаил Корниенко считает, что успех американских коллег может пойти на пользу и России, простимулировав отечественных специалистов на более эффективный труд и создание новых разработок. Кроме того, по его словам, если раньше «Роскосмос» «сидел на «игле» вывоза американцев на МКС», то теперь ведомству придется искать другой способ зарабатывания средств.

Независимый эксперт, автор многочисленных публикаций по авиации и космонавтике Вадим Лукашевич согласен с тем, что США можно поздравить с очередным достижением в космической сфере. По его мнению, особенно важно, что американский пилотируемый корабль создан частной . – Это серьезно повышает значение состоявшегося факта. К тому же Америка поставила на место руководителей российского космоса. Потому что в последние годы партнерское сотрудничество по доставке на МКС на самом деле приняло совершенно неправильные формы. «Роскосмос», пользуясь монополизмом по доставке космонавтов на МКС, резко взвинтил цены…».

По данным Счетной палаты США, NASA в 2020 году за доставку к МКС на российских пилотируемых кораблях «Союз» платила около $82 млн за место по контракту с «Роскосмосом». С тех пор космическое ведомство РФ неоднократно повышало стоимость «проезда».

По подсчетам специалистов, «Роскосмос», лишившись прибыльной монополии, недополучит около полумиллиарда долларов. Это ощутимый удар по бюджету ведомства. Дмитрий Рогозин, занимавший в 2104 г . пост вице-премьера правительства, заявил тогда по поводу американских санкций, что США, продолжая подобную политику, рискуют оказаться перед необходимостью отправлять своих астронавтов на МКС с помощью «батута».

Это объясняет, почему так дружно рассмеялись на пресс-конференции Илон Маск и Брайденстайн после фразы основателя SpaceX: «Батут работает».

Так что это не просто успех Америки, а еще и холодный душ для руководства российской космической отраслью, констатировал Вадим Лукашевич. Как ему представляется, это требовалось сделать давно:

«Хорошо, что появился Маск! Потому что он стал раздражителем России. Его триумф показывает, как надо все делать. Маск начал создавать свой корабль позже «Роскосмоса». Результат налицо. Корабль построен на совершенно новом технологическом уровне…» – резюмировал эксперт.

Проклятые американцы. Как Илон Маск похоронил самую успешную ракету Роскосмоса

14 июля 2020, 07:07

Цей матеріал також доступний українською

Автор: Константин Ценцура

С космодрома Байконур стартовала российская ракета Протон-М с обсерваторией Спектр-РГ на борту. На устаревшей ракете отправили в космос уникальное научно-исследовательское оборудование.

Как ни странно, дни космической славы сегодня проходят не только в США, где многочисленные запуски ракет SpaceX в последние годы бьют все связанные с этим рекорды, но и в России — наследнице некогда главного космического государства на планете.

На днях с космодрома Байконур в Казахстане запустили ракету Протон-М с чрезвычайно ценным научно-исследовательским оборудованием на борту — обсерваторией Спектр-РГ. Об этом пишет Meduza со ссылкой на Роскосмос.

Обсерватория, которую запустили на Протоне, поистине уникальна: оборудование разрабатывали с 1980-х, но, то из-за нехватки средств, то из-за других исследований, проект постоянно откладывали.

Несмотря на то, что аналогичной техники для глубокого анализа отдаленных космических объектов нет у любой другой страны, — нельзя сказать, что новая миссия Роскосмоса сильно меняет расклад в мировом космическом противостоянии (если, конечно, такое есть вообще).

Сообщается, что запуск переносили два раза, — сперва сбоил телескоп, а позже поломки нашли в самой ракете. Но, отложенный запуск в сфере космических исследований — обычное дело даже для NASA и SpaceX. Тем не менее, запущенная в космос обсерватория начнет свою работу только через три месяца, когда космолет достигнет точки Лагранжа L2 на расстоянии в полтора миллиона километров от Земли.

Российский и немецкий телескопы в составе Спектра-РГ будут составлять подробную карту неба в рентгеновском диапазоне. Именно поэтому космический аппарат пришлось отправлять так далеко: на Земле спектры рентгеновского излучения поглощаются атмосферой.

Миссия рассчитана на 6 лет. За это время ученые должны получить информацию, которая поможет узнать больше о развитии Вселенной, включая новые исследования и наблюдения за ранее неизвестными скоплениями галактик, черными дырами, нейтронными звездами и т. д. В случае успеха, Спектр-РГ станет первым российским космическим аппаратом со времен СССР, который расположен далеко за пределами орбиты Земли.

«Это обсерватория мирового уровня. В своем классе она выполняет вот это требование — быть в десять раз лучше предыдущего в мире. Был немецкий спутник, который делал обзор неба в 1990-е, и с тех пор ничего подобного не было», — рассказал в интервью Meduza астрофизик Сергей Попов.

Примечательно, что одну из важнейших обсерваторий в мире, которая потенциально может привести к революционным открытиям в астрофизике, россияне отправили в космос на устаревшей ракете Протон-М, разработанной советскими инженерами еще в середине прошлого века.

Ровно год назад новоиспеченный глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин рассказал о ближайших планах страны по космическому развитию, которые затронули Протон-М. Политик и ученый Рогозин анонсировал смену главного космодрома Байконур на стартовую площадку в Плесецке, и отказ от легендарной советской и российской ракеты-носителя Протон-М.

Дмитрий Рогозин говорил, что этот тип ракет выполнил свою историческую задачу, и дальнейшее производство Протон-М приведет Роскосмос к финансовому краху. Руководитель российской космической отрасли планировал сконцентрироваться на выпуске новых ракет-носителей Ангара и выполнять основные запуски не с казахского Байконура, а с космодрома Плесецк в Архангельской области.

Как видим, спустя год, планы главы Роскосмоса по переходу на новый космодром и отказ от устаревших ракет так и не осуществились.

История Протона

Первый запуск универсальной ракеты Протон-М состоялся еще в 1965-м, и за 54 года эксплуатации было выпущено более 400 ее экземпляров.

Практичность, надежность и внушительные 23 тонны полезного груза, которые ракета может доставить на низкую орбиту Земли, сделали ее главным инструментом выведения в космос всех советских и российских орбитальных станций, модулей МКС, больших спутников и многих других целей.

Несмотря на проигрыш эпохальному кораблю Аполлон, который доставил Нила Армстронга на Луну, Протон-М был настоящей рабочей лошадкой советских космонавтов и сделал много полезного для развития космоса в целом.

С середины 2000-х ракету использовали не только для государственных запусков, но и для коммерческих миссий иностранных космических аппаратов, что приносило довольно неплохой заработок всей отрасли.

Вскоре, появление на рынке ракет-носителей от инновационной компании SpaceX поставило под угрозу конкурентоспособность дедушки Протона. Преимуществами ракет SpaceX стала их высокотехнологичность. Компания смогла выводить внушительные грузы в космос за гораздо меньшие деньги, а их Falcon Heavy считается самой большой и грузоподъемной ракетой современности.

Различные новшества, вроде повторного использования разгонных блоков SpaceX, в разы сократили цену производства и запуска ракет. Именно поэтому калифорнийская компания под руководством энтузиаста Илона Маска заключила контракты на несколько сотен миллионов долларов с правительством США и другими странами, а также многими коммерческими компаниями.

Буквально за несколько лет семейство ракет Falcon стало новым флагманом и потеснило российский аналог с мирового рынка.

Кроме этого, к неминуемой смерти Протон-М привело также и топливо, на котором летает ракета. Смесь гептила и оксидов азота значительно упростила систему двигателя и увеличила его надежность. Но, на сегодня, такой вид топлива является очень токсичным и требует повышенных мер безопасности.

Что будет после Протона?

Глава Роскосмоса Рогозин признался, что вечная государственная поддержка невозможна и неэффективна, поэтому стране нужен такой аппарат, который мог бы отвоевать позиции Протона, или хотя бы занять свою нишу на международной арене.

Политик планирует, что таким аппаратом станет первая тяжелая ракета-носитель в истории современной России — Ангара-А5, единственный запуск которой состоялся в конце 2014-го.

Преемница Протона питается более экологичной смесью кислорода и керосина, и, в планах, должна выводить 27 тонн полезного груза на низкую околоземную орбиту уже к 2021-му и 37,5 тонн к 2027-му. Пока неизвестно, когда состоится полноценный запуск Ангары, и в каком состоянии ракета находится сейчас.

Как «Роскосмос» обогнал «SpaceX»

Какой эффект это окажет на космонавтику?

400 километров — это не очень много. На машине по хорошей трассе можно доехать часа за четыре, даже с учетом санитарной остановки. Для «Сапсана» это меньше двух часов, пассажирский самолет справится меньше чем за 60 минут. А вот для космонавтов путь на Международную космическую станцию (МКС) и сейчас чаще всего длится двое суток.

Почему так сложно?

Тем, кто следит за космическими стартами, кажется, что после вывода космического аппарата на орбиту самое сложное уже позади. На самом деле после этого работа Центра управления полетами (ЦУПа) только начинается. Ведь к Международной космической станции космический аппарат должен подлететь почти с той же скоростью и требуемым фазовым углом, что и у нее самой. А это не так просто. Да, орбита МКС достаточно устойчива, но вот Земля постоянно вращается. Из-за этого на экране Центра управления полетами мы видим волнообразную линию движения станции.

То есть для того, чтобы обеспечить нормальную стыковку, в момент, когда станцию и корабль освещает Солнце, на требуемой орбите следует запускать ракету-носитель четко в расчетное время. Кроме этого, чрезвычайно важно как можно точнее рассчитать требуемую орбиту, с которой космический «грузовик» или пилотируемый корабль начнет «нагонять» станцию. За это отвечает специальная группа прицеливания, инженеры рассчитывающие траектории полета.

Раньше процесс перевода космического аппарата с низкой опорной орбиты (куда его доставила ракета) выше к МКС осуществлялся медленно и постепенно. Для пилотируемых кораблей и сегодня речь идет о 34 витках вокруг Земли, и витки эти занимают двое суток. Двое суток в весьма тесном «Союзе», где даже размять мышцы толком негде: в невесомости это нужно делать каждый день, иначе могут начаться проблемы с самочувствием. Во время полета к МКС космический корабль выполняет «Гомановский переход» на орбиту фазирования, биэллиптический переход, затем сближение со станцией и выравнивание скорости.

В 2012 году российские пилотируемые космические корабли «Союз» перевели на четырехвитковую схему и путь на станцию стал занимать около шести часов (5 часов 39 минут). По сравнению с двумя сутками полета в тесном и неудобном «Союзе» это был огромный прорыв. Однако спустя несколько полетов от четырехвитковой схемы отказались, решив побольше «потренироваться на кошках» на грузовых кораблях.

Первая попытка доставить грузовой корабль на МКС по двухвитковой схеме была предпринята 12 октября 2020 года, однако по техническим причинам ее отменили. И вот сейчас «Роскосмосу» удалось достигнуть теоретического предела времени полета — меньше четырех часов. Быстрее уже технически просто не получится. Вместо двух суток получается почти как от Питера до Москвы на «Сапсане». Можно и потерпеть. Теперь еще пара таких коротких запусков «Прогрессов» — и специалисты попробуют доставить «Союз» с космонавтами на борту так же быстро.

Новый метод заметно сэкономит время работы всех наземных служб, уменьшит нагрузку на космонавтов и сотрудников ЦУПа. Немного, но это только начало. Во многом подобные запуски открывают дорогу к космическому туризму и гораздо более простому развитию орбитальных станций.

Сегодня космонавты на МКС понимают, что, случись неприятность, они могут полагаться только на себя. Время на подготовку ракеты и время самого полета делают «скорую космическую помощь» неэффективной и ненужной. Иное дело держать ракету на отдельном старте с возможностью в кратчайшее время заправить ее и подготовить к старту. Да, сейчас это технически малореально. Но человечество уже очень близко пододвинулось к тому, чтобы на запрос SOS с орбитальной станции помощь прибывала в течение нескольких часов.

Отдельно стоит поговорить о космических туристах. Перспектива двое суток, «прижимая коленки к ушам», в тесноте лететь на станцию отпугивала очень многих. Тут кроме большого желания нужна еще и нормальная подготовка. Три с половиной часа — это другое дело. То есть в будущем подобный короткий способ полетов станет гораздо более нужным.

Как о. Он добавил, что схему сближения удалось сократить благодаря системным обновлениям навигации и выведения, внедренным в корабли новой серии. Самое главное, по его словам, для применения новой схемы — подходящие баллистические условия.

По словам Калери, прежде всего, полет по двухвитковой схеме будет проще с точки зрения работы космонавтов — меньше операций, меньше включений двигателя «Союза».

Короче на три часа рабочий день экипажа, то есть предстартовые мероприятия — прежней продолжительности, а вот послестартовые и в общем первый рабочий день на станции — получается короче Александр Калери, начальник летной службы РКК «Энергия»

Кроме того, новая схема позволит еще качественнее доставлять на МКС скоропортящиеся грузы, например биоматериалы. Также сокращается расход батареи корабля. «По системе электропитания затраты меньше, потому что корабль летит и по четырехвитковой, и по двухвитковой схеме практически без подзаряда от Солнца — приток солнечной энергии в солнечные батареи минимальный. В связи с этим лететь по двух- или четырехвитковой — большая разница. Хотя и по четырехвитковой схеме достаточно заряда батареи, но тут потратим еще меньше энергии», — отметил Калери. Корабль в любом случае подзаряжается на МКС после стыковки, однако при сверхкороткой схеме остается больший запас энергии.

Представитель РКК «Энергия» отметил, что топливо на корабле экономится не существенно. «Прогресс» или «Союз» будут подниматься на одну и ту же высоту полета МКС, и именно от этого зависит расход горючего. «Будет немного экономии на режимах ориентации, но это единицы килограммов, а не десятки», — сказал Калери.

Новая схема в перспективе может стать полезной для других пилотируемых программ. Как о.

В частности, по его словам, для будущей российской лунной программы может быть выбрана многопусковая схема — перелетный модуль будут собирать из нескольких частей на орбите Земли. Корабль из состава перелетного модуля будет в одном старте ракеты, а разгонный блок — во втором. Может возникнуть необходимость делать это быстро.

«С кислородно-водородным разгонным блоком, например, будет критичным время от момента заправки этого блока на Земле до момента израсходования топлива на орбите. Нужно будет этот блок запустить, протестировать, сблизиться с ним, состыковаться, проверить и запустить двигатели в кратчайшие сроки», — пояснил космонавт. Он добавил, что «возможность быстрого доступа в любом случае дает преимущество, придает определенную гибкость для реализации программы в разных вариантах, но это лишь один из приоритетов».

По словам представителя корпорации, вестибулярные проблемы в невесомости сугубо индивидуальны — у кого-то они не возникают вовсе, кто-то, напротив, очень чувствителен. Однако сократить время полета до 3–3,5 часа, когда еще не накопились и не проявились воздействия невесомости, и позволить космонавту адаптироваться уже на станции — еще один плюс новой схемы.

«Двое суток, или 34 витка, — это однозначно перемещение по кораблю в бытовой отсек. Выход в бытовой отсек, перемещение, отдых, сон, прием пищи, ориентация корабля в виде закрутки на Солнце, а это лишнее воздействие во вращающейся системе координат — это все нагрузки на вестибулярный аппарат», — пояснил Калери. При шестичасовом сближении также трудно все время быть на месте, без перемещений.

А за два витка, мы прогнозируем, не будет особой необходимости ходить в бытовой отсек — как на старте сели в корабль, так и отработали взлет, сблизились, отманеврировали, состыковались, и только после этого происходит переход в бытовой отсек, то есть движение. Считайте, мы уже на станции в более комфортабельных условиях Александр Калери, начальник летной службы РКК «Энергия»

Михаил Котов Forbes Contributor

masterok

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: