ИЖ Юпитер 5 или Планета 5: сравнение и что лучше


История создания и производитель

В 1985 году была выпущены первые модели мотоциклов Иж Юпитер 5 и Иж Юпитер – 5К на заводе “Ижмаш”. Конструкторы, которые разрабатывали модель, старались максимально исправить недочеты, обнаруженные при эксплуатации Юпитера. В основном, вся проблема заключалась в недостаточном электрооборудовании и неэкономичности аппарата. Так, Иж Юпитер – 5 стал одним из самых популярных и лучших мотоциклом в СССР.

Активно выпускаться модель стала с 1987 года по 2008 в Ижевске. Имея большой ресурс, ИЖ Юпитер – 5 качественно собран, относится к среднему классу и отлично подходит для разных дорог, даже не асфальтированных.

Наибольшую популярность мотоцикл приобрел у жителей сельской местности из-за того, что он обладает высокой маневренностью и небольшими габаритами, в эксплуатации экономичен и неприхотлив.

Конструкция мотоцикла

ИЖ «Юпитер-2» имеет трубчатую раму и мягкий передний амортизатор, что позволяет без тяжких проблем передвигаться по пересеченной местности. Также радуют широкие грязевики, бардачок для инструментов, необходимых водителю, и барабанные тормоза.

Большинство частей этого транспортного средства были унаследованы от первого «Юпитера», поэтому различить их крайне тяжело. Единственное различие заключается в том, что вторая модель имеет двухтактный двигатель.

Мотор позволял мотоциклу разгоняться до 110 километров в час, что является удивительной скоростью для того времени. Подача топлива в двигатель осуществлялась самотеком, а привод осуществлялся цепью из роликов. Объем бака составлял 18 литров.

Особенности модели

Главной особенностью мотоцикла считается то, что его можно эксплуатировать с боковым прицепом и без него. Если же рассматривать дизайн, то он напоминает ИЖ Планету 5. Отличительной чертой является простота и красота стиля, появились своеобразные оребрения цилиндра и абсолютно новые фланцевые крепления на выхлопные трубы. Форма приборной панели стала квадратной, здесь же имеется указатель поворота, ближний/дальний свет, замок зажигания и спидометр. В связи с увеличением сидения видоизменилась и форма бака.

Особенность модели заключается в параметрах, которые связаны с весом и размерами:

  1. Высота дорожного просвета в разных модификациях составляет 13,5 см.
  2. Колесная база – 145 см.
  3. Длина мотоцикла 217 см.
  4. Полная ширина 81,5 см.
  5. Высота 117 см.

На рынке Иж Юпитер 5 можно встретить в трех модификациях:

  1. Стандартная модель представляет собой мотоцикл без бокового прицепа, но с креплениями для коляски в случае необходимости.
  2. Модель турист, оснащена коляской и имеет дополнительную запаску со специальными грунтозацепами.
  3. Иж Юпитер 5 класса люкс идет без бокового прицепа и не имеет креплений. Но здесь есть компактный обтекатель и несколько коленных дуг безопасности. Дополнительно у этой модели предусмотрен прицепной багажник.

История ИЖ-2 «Юпитер»

В конце 1958 года Госплан выдал заказ для конструкторов — создать мотоцикл для езды по всем видам дорожного покрытия. На то время автомобиль был по карману не каждому, но для пролетариата был необходим транспорт. И Госплан решил начать массовый выпуск мотоцикла, который сможет передвигаться по проселочным дорогам. Прототипа для данной модели ИЖ не было, поэтому все создавалось с нуля.

Первый созданный мотоцикл ИЖ-2 «Юпитер» имел хорошие характеристики. Помимо перечисленных выше характеристик, мотоцикл имел свинцовый аккумулятор, напряжением 6 В. В ходе тестирования модели была усовершенствована коробка передач и подкорректировано сцепление. Некоторое время спустя начался старт массового производства данной модели.

иж юпитер 2 фото

Технические характеристики мотоцикла ИЖ «Юпитер-5»

Модель демонстрирует неплохие показатели и по техническим характеристикам. Двигатель Иж Юпитер 5 – двухцилиндровый, двухтактный агрегат, который имеет дополнительно встроенное воздушно – водяное охлаждение. Мощность технического средства достигает 25 лошадиных сил при объеме мотора в 347,6 см.куб. Мотоцикл свободно может развивать максимальную скорость до 125 км/ч, см коляской, конечно, скорость немного уменьшается, но составляет не менее 95 км/ч.

Отличительной чертой является то, что смазывающая система работает согласованно с топливной. Масло автоматически разбавляется в бензине. Коробка передач четырехступенчатая, привод приходится на заднее колесо, то есть цепь. Сцепление многодисковое, замкнутое, и находится в масле. Тормоза в мотоцикле барабанного типа. Расход топлива составляет 4,5 литра на 100 километров. Карбюратор Иж Юпитер 5 может быть представлен чехословацкой моделью Jikov-2928СЕ, но чаще устанавливаются карбюраторы К-62Д, К-65Д, К-68Д.

Проводка ИЖ Юпитер 5 создавалась для батарейного использования, поэтому иногда у владельцев возникают трудности с запуском двигателя, отмечается перебой в работе мотора, в таком случае рекомендуется устанавливать бесконтактную систему электронного типа.

Планета 5

Так же выпускался «Ижевским машиностроительным заводом» с 1987 по 2008 год.

Основные плюсы:

  1. Двигатель «тяговитый» Планету 5 сравнивают с трактором настолько у него хорошая тяга двигателя.
  2. Отсутствие проблем с зажиганием.
  3. Не большой расход топлива.
  4. В сравнение с Юпитером 5 ремонт делать ещё проще.

Новый Планета 5

Характеристики:

  • Вес — 158-165 кг
  • Двигатель – двухтактный одноцилиндровый, 22 л.с.
  • Охлаждение — воздушное.
  • Максимальная скорость составляет — 120 км/час.
  • Расход топлива — 5-6 литров.

Планета 5 во дворе

Основные минусы:

  • Отдача стартера в ногу. Были случаи, когда ломали ступню.
  • Неприятная вибрация. Как будто бы сидишь на массажере.
  • Звук при работе. Кажется как-будто он сейчас развалится.

Сейчас оба мотоцикла можно купить на рынке стоимость колеблется от 5 до 50 тыс. руб. Обе модели ограничено выпускались с водяным охлаждением их сейчас приобрести сложнее. При жидкостном охлаждении снижается расход топлив, уменьшается уровень шума.

Обслуживание и ремонтные работы

Учитывая тот факт, что техника давно снята с производства, детали на рынке найти не сложно, так как мотоцикл остается в эксплуатации. К счастью многих владельцев, конструкция мотоцикла Иж Юпитер 5 простая, поэтому произвести ремонт не составит труда.

  1. Чтобы определить степень неисправности сцепления, надо изначально проверить, насколько произошло совпадение звездочек коленвала и плоскости барабана сцепления. Если имеются несовпадения, то сцепление Иж Юпитер 5 легко регулируется. Необходимо довести до показателя 0,4 мм при помощи шайб, установленных на первичный вал между распорной втулкой и кольцом внутри с подшипниками. Не допускается провисания моторной цепи больше, чем на 2 мм, если это происходит, значит, требуется замена звездочек на другие, у которых диаметр будет больше окружности впадин в шестерне.

  2. При настройке муфты сцепления надо тщательно следить, чтобы гайки пружин немного выходили за грани колпачков на 4мм, при этом нажимной диск должен перемещаться без перекоса. Регулировка механизма сцепления происходит после установки правой крышки и автомата сцепления, после затягивается винт регулировки на нажимном диске, оборот откручивается на ¼- ½ оборота и фиксируется винт. Рычаг сцепления регулируется до свободного хода на 5-10 мм.
  3. Важно уметь регулировать частоту вращения коленвала на холостом ходу. Действовать следует поэтапно. Сначала проверяется, есть ли у дросселя свободных ход, и прогревается двигатель. Проверку можно делать, установив низкие устойчивые обороты, вращая винт дросселя до тех пор, пока частота вращения повысится, а потом снизится. Если двигатель при открытии дросселя будет глохнуть, то следует обогатить горючую смесь и подтянуть винт, а если глохнет при закрытии, то надо винт слегка отвернуть. Такая процедура считается самой лучшей для проверки карбюратора, особенно если предстоит отправиться по некачественной дороге или меняется температурный режим. Профилактика работы карбюратора заключается в очистке и промывке деталей после 5000 км пробега.
  4. Рано или поздно изнашивается кикстартер и не происходит зацепление. Чтобы его восстановить, надо наварить переднюю кромку, сделать это можно в домашних условиях, если есть электрическое точило. Для удобного производства работы, следует снять храповик с барабана сцепления. Не надо стараться обеспечить исходную форму зубьев, достаточно будет добиться хорошего зацепления с углом 20-30°.

  5. При проверке сцепления мотоцикла Иж Юпитер 5 следует обратить внимание на изношенность дисков, они могут лопнуть или деформироваться. Если владелец отметил, что диск раскачивается из стороны в сторону, то, скорее всего, он погнут. Иногда явная деформация может отсутствовать, тогда надо обратить внимание на выступы рабочей поверхности. Ремонт состоит в замене дисков сцепления.
  6. Ремонт мотоциклов включает в себя установку зажигания. Установить зажигание Иж Юпитер 5 можно следующим образом: по часовой стрелке надо повернуть коленвал с помощью болта генераторного якоря, делать это до тех пор, пока не разомкнутся контакты. После ослабляется винт и фиксируется небольшой зазор между контактами. На месте свечи устанавливается втулка зажигания. Важно совместить на воротке крайнюю риску с втулкой и торцом. Три винта отвинчиваются до тех пор, пока контакты не разомкнутся, после два винта крепятся. То же самое надо проделать со вторым цилиндром.

«ИЖ Юпитер-2» – фото не обманет

Дизайн байка как для шестидесятых годов довольно-таки хорош. Неплохо смотрится «ИЖ Юпитер-2». Фото не может полностью передать все краски мотоцикла. Большие хромированные выхлопные трубы, которые идут параллельно земле, сразу привлекают внимание. Аккуратная классическая рама, на ней нет ничего лишнего. Колеса неглубоко посажены в колесные арки.

мотоцикл иж юпитер 2

Новые открытия в окрестностях Юпитера

Исследования велись под руководством Скотта Шепарда (Scott Sheppard) с помощью 4-метрового телескопа Бланко, расположенного в горах Чили. Собственно, основной целью научных работ было исследование космоса за пределами орбиты Плутона и поиск гипотетической Девятой планеты, окрестностями Юпитера решили заняться попутно, и вдруг такая удача!

Юпитер часто называют Солнечной системой в миниатюре Фото: NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS/Kevin M. Gill

Спутники Юпитера классифицируются следующим образом: главные (или «галилеевы») спутники — всем хорошо знакомые Ио, Европа, Ганимед и Каллисто, которые настолько велики, что их разглядели ещё в XVII в.; внутренние спутники — значительно менее крупные Адрастея, Амалтея, Метида и Фива, вращаются внутри орбиты Ио (6 радиусов Юпитера от центра вращения); многочисленные внешние спутники находятся за орбитой Каллисто. Самый крупный из них — Гималия (170 км в самом широком месте). О радиусе здесь речь не идёт, правильную шарообразную форму имеют лишь «галилеевы спутники».

Наиболее распространённый размер внешнего спутника — порядка нескольких километров. Большинство из них являются ретроградными, то есть движутся по орбите в направлении противоположном тому, в котором Юпитер вращается вокруг своей оси. Для лёгкости запоминания таким спутникам присваивается имя, заканчивающееся на букву «е», даже если имя «крёстного» мифологического персонажа звучало иначе. Например: Иокасте, Пасифе, Мегалите. Так вы можете сразу по названию определить, что Гималия является проградной, то есть вращается в ту же сторону, что и Юпитер. То же самое можно сказать про Дию или Корпо.

Cхема вращения спуников Юпитера. Зеленая траектория принадлежит Валетудо Фото: Roberto Molar-Candanosa, Carnegie Institution for Science

Из новооткрытой дюжины два спутника относятся к внутренним и являются проградными, девять — внешние и ретроградные, а двенадцатый, самый маленький и удаленький, внешний и при этом проградный, а его орбита довольно сильно наклонена к плоскости экватора. Этот спутник уже получил собственное имя — Валетудо, в честь древнеримской богини здоровья.

Вот не знаю, чем руководствовались астрономы, выбирая имя для этой луны. Ничего здорового в её поведении нет. При такой траектории она серьёзно рискует в один далеко не прекрасный день столкнуться с одним из ретроградных спутников и стать причиной масштабной космической катастрофы. Более того, исследователи полагают, что нечто подобное уже случалось в прошлом и 10 внешних новооткрытых спутников являются обломками более крупных небесных тел, которые разлетелись на куски в результате столкновения.

Фото Валетудо, сделанные Магеллановым телескопом в мае 2018 года. На снимках видно, как спутник сместился относительно других объектов Фото: Carnegie Institution for Science

Впрочем, возможно, на самом деле этимология названия совсем не та, что объявили широкой публике. По-португальски vale-tudo означает «всё дозволено». Так называются популярные в Бразилии соревнования бойцов без правил. Тогда беру свои слова обратно, имя самое подходящее.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: Астрономия и физика космос спутник Юпитер

Предыдущая статья Варп-двигатель для межзвездных путешествий – фантастика или реальность?

Следующая статья Когда полетят космические корабли с электрическими двигателями

Предоставлено SendPulse

Нравится 0

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Четыре удивительных факта о Юпитере, которые мы недавно узнали

«Юнона» вышла на орбиту Юпитера 4 июля 2020 года, и с того времени выполняет миссию по картографированию внутренней части планеты. Зонд совершает один оборот вокруг газового гиганта каждые 53 дня, путешествуя по удлиненной орбите, которая проходит над полюсами на минимальной высоте — всего 4000 километров над вершинами облаков:

По мере того, как «Юнона» перемещается через гравитационное поле Юпитера, она немного ускоряется или замедляется из-за перемещения масс внутри планеты. Измеряя эти минимальные ускорения и замедления, ученые смогли рассчитать тонкие вариации в силе тяжести в разных областях Юпитера и выяснить, как распределяется его масса. Это позволяет исследователям создать трехмерную карту внутренней структуры планеты. В то же время, зонд имеет возможность делать снимки в видимом и инфракрасном свете. Тогда как другие зонды создавали большие фотографии целой планеты, «Юнона» является первой, кто целенаправленно фотографирует южный и северный полюса.

«Все это действительно интригует, особенно когда вы сравниваете [Юпитер] с другими планетами-гигантами», — говорит Имке де Патер, планетарный ученый из Калифорнийского университета в Беркли. «Похоже, они все уникальны».

Давайте же ознакомимся с четырьмя удивительными новыми открытиями, которые делают Юпитер единственным в своем роде:

Кольца циклонов

На каждом полюсе планеты находится по циклону с диаметром несколько тысяч километров — и это не особо удивляет, с учетом того, что планета — газовый гигант. Но каждый из этих циклонов окружен штормами одинакового размера, расположенных в вершинах правильных многоугольников — восьмиугольника на северном полюсе и пятиугольника на южном. Причем такие структуры сохранялись после каждого пролета «Юноны» у полюсов.

«Мы действительно не понимаем, почему это происходит, и почему они собираются там таким геометрическим образом», — говорит Болтон. «Удивительно, что природа способна создать что-то подобное».

Вот так выглядят глаза бури этих циклонов (то есть их центральные области —
прим. перев.
):

Снимок.PNG

Это фотография южного полюса с наивысшим разрешением, на которой показано изменение температуры, а также сложные вихри и турбулентности вокруг основного циклона.

Происхождение опоясывающих планету облаков

Ученые уже давно обсуждают, имеют ли красивые полосы облаков, вращающиеся вокруг Юпитера, глубокие корни, или же они находятся только в верхней части атмосферы. Новые данные с «Юноны» показывают, что полосы проникают на 3000 километров в глубину — это в 30 раз толще земной атмосферы. Болтон говорит, что это всего лишь небольшая часть диаметра Юпитера, однако это глубже, чем считалось ранее.

Весомая атмосфера
В пределах этих 3000 км лежит атмосфера Юпитера — это то место, где разыгрываются те громадные циклоны. По оценкам исследователей, атмосфера Юпитера втрое массивнее нашей планеты, и составляет 1% массы самой гигантской планеты. Глубинное строение Юпитера

Под атмосферой Юпитер — жидкий. Но, в отличие от большинства жидкостей, планета вращается так, будто она полностью однородна, то есть сжиженный гигантским давлением водород и гелий вращаются в унисон. Более ранние данные с «Юноны» указывают также на то, что под этой жидкостью нет сплошного ядра, поэтому любое тело, упавшее на планету, ожидает ужасно долгое погружение к ее центру.

Многие из этих результатов являются предварительными, и неясно, что все это значит для нашего понимания строения Юпитера. Но то, что было изучено до сих пор, говорит Болтон, «совершенно отличается от ожидаемого».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: