Тропический год
(также известный как
солнечный год
) в общем смысле — это отрезок времени, за который Солнце завершает один цикл смены времён года, как это видно с Земли, например, время от одного весеннего равноденствия до следующего, или от одного дня летнего солнцестояния до другого. Со времён античности астрономы постепенно совершенствовали определение тропического года и в настоящее время определяют его как время, необходимое для того, чтобы средняя тропическая долгота Солнца (продольная позиция вдоль эклиптики относительно положения на весеннее равноденствие) увеличилась на 360 градусов (то есть, чтобы завершился один полный сезонный цикл)[1].
Продолжительность тропического года
По определению, тропический год — это время, необходимое для того, чтобы Солнце, начав своё движение от выбранной эклиптической долготы, завершило один полный цикл времён года и возвратилось к той же самой эклиптической долготе. Прежде чем рассматривать пример, следует уточнить понятие равноденствия. При выполнении расчётов в солнечной системе используются две важные плоскости: плоскость эклиптики (орбиты Земли вокруг Солнца), и плоскость небесного экватора (проекции экватора Земли в пространстве). Эти плоскости имеют линию пересечения. Направление
вдоль этой линии пересечения от Земли в сторону созвездия Рыб — это мартовское равноденствие, которое обозначается символом ♈ (символ похож на бараньи рога и является символом созвездия Овна, где находилась точка равноденствия в далеком прошлом). Противоположное
направление
вдоль линии в сторону созвездия Девы является сентябрьским равноденствием и обозначается символом ♎ (опять же, символ относится к созвездию Весы, в котором точка равноденствия была в древности). Из-за прецессии и нутации земной оси эти направления изменяются по сравнению с направлением на далекие звёзды и галактики, направления на которые не имеют заметного сдвига из-за большого расстояния до этих объектов (см. Международная небесная система отсчета).
Эклиптическая долгота Солнца — это угол между ♈ и Солнцем, измеренный в восточном направлении вдоль эклиптики. Его измерение сопряжено с определёнными трудностями, поскольку Солнце движется, и направление, относительно которого измеряется угол, тоже движется. Для такого измерения удобно иметь фиксированное (по отношению к далеким звёздам) направление. В качестве такого направления выбрано направление ♈ в полдень 1 января 2000, оно обозначается символом ♈0.
С использованием такого определения, было зафиксировано весеннее равноденствие 20 марта 2009 года в 11:44:43,6. Следующее равноденствие было 20 марта 2010 года в 17:33:18,1, что даёт продолжительность тропического года в 365 дней 5 часов 48 минут 34,5 секунд. Солнце и ♈ движутся в противоположных направлениях. Когда Солнце и ♈ встретились в марте 2010 в точке равноденствия, Солнце прошло в восточном направлении угол 359° 59′ 09″, а ♈ сдвинулось в западном направлении на 51″, что в сумме составляет 360° (всё по отношению к ♈0).
Если в качестве точки отсчёта выбрать другую эклиптическую долготу Солнца, продолжительность тропического года будет уже отличаться. Это связано с тем, что, хотя изменение ♈ происходит с почти постоянной скоростью[2], но существуют значительные вариации угловой скорости движения Солнца. Таким образом, те 50 угловых секунд, или около того, которые Солнце не проходит по эклиптике за полный тропический год, «сохраняют» различное количество времени в зависимости от положения на орбите.
Средняя продолжительность тропического года по весеннему равноденствию
Как уже упоминалось выше, продолжительность тропического года зависит от выбора точки отсчёта. Астрономы не сразу пришли к единой методике, но чаще всего выбирали в качестве точки отсчёта одно из равноденствий, потому что погрешность в эти периоды оказывается минимальной. При сравнении измерений тропического года за несколько последовательных лет обнаружены различия, связанные с нутацией и планетарными возмущениями, действующими на Солнце. Меёс и Савой в работе[1] приводят следующие примеры интервалов между весенними равноденствиями:
Дни | Часы | Мин. | Сек. | |
1985—1986 | 365 | 5 | 48 | 58 |
1986—1987 | 365 | 5 | 49 | 15 |
1987—1988 | 365 | 5 | 46 | 38 |
1988—1989 | 365 | 5 | 49 | 42 |
1989—1990 | 365 | 5 | 51 | 06 |
До начала XIX века продолжительность тропического года определялась путём сравнения дат равноденствия за большой промежуток времени. Этот подход позволил вычислить среднюю продолжительность тропического года[1].
Сравнение значений средних интервалов времени между равноденствиями и солнцестояниями за астрономический 0 год (1 год до н. э. по традиционному счету) и 2000 год представлено[1] в таблице:
Год 0 | Год 2000 | |
Между двумя мартовскими равноденствиями | 365,242137 дней | 365,242374 дней |
Между двумя июньскими солнцестояниями | 365,241726 дней | 365,241626 дней |
Между двумя сентябрьскими равноденствиями | 365,242496 дней | 365,242018 дней |
Между двумя декабрьскими солнцестояниями | 365,242883 дней | 365,242740 дней |
Текущее значение средней продолжительности тропического года
Средняя продолжительность тропического года с 1 января 2000 года составляет 365,2421897 дней или 365 дней 5 часов 48 минут 45,19 секунды. Эта величина меняется довольно медленно. Выражение, подходящее для вычисления продолжительности тропического года в далёком прошлом:
365,242 189 669 8 − 6,153 59 ⋅ 10 − 6 ⋅ T − 7 , 29 ⋅ 10 − 10 ⋅ T 2 + 2.64 ⋅ 10 − 10 ⋅ T 3 {\displaystyle 365{,}242\ 189\ 669\ 8-6{,}153\ 59\cdot 10^{-6}\cdot T-7{,}29\cdot 10^{-10}\cdot T^{2}+2.64\cdot 10^{-10}\cdot T^{3}}
где Т
— время в юлианских столетиях (1 юлианское столетие равно в точности 36 525 дней), отсчитываемое от полудня 1 января 2000 года[3][4]
Вариации продолжительности тропического года
При невозмущенном (кеплеровском) движении Земли продолжительность тропического года была бы величиной постоянной во времени. Однако реальное орбитальное движение Земли является возмущенным[5]. Следствием возмущенного движения Земли являются межгодовые вариации продолжительности тропического года. Как показывают исследования[6], эти вариации являются периодическими, так как связаны с периодическими возмущениями орбитального движения Земли ближайшими небесными телами. Основным периодом в вариациях является трёхлетний цикл со средней амплитудой 0,006659 суток (9 минут 35 секунд). Этот цикл, как правило, через каждые 8 или 11 лет чередуется с двухлетним циклом, средняя амплитуда которого составляет 0,004676 суток (6 минут 44 секунды). двух- и трёхлетняя периодичность объясняется соизмеримостью в орбитальном движении Земли и ближайших планет — Марса (орбитальный резонанс 2:1) и Венеры (3:5). В своем чередовании двух- и трёхлетние циклы образуют серии продолжительностью в 8 (2+3+3) и 11 (2+3+3+3) лет, которые соответствуют фазам 19-летнего нутационного цикла[7].
Международный год астрономии
Ефрем Левитан, доктор педагогических наук, действительный член Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского
«Наука и жизнь» №1, 2009
И если все науки возвышают дух человеческий, то больше всех это свойственно астрономии, не говоря уж о величайшем духовном наслаждении, связанном с ее изучением. Н. Коперник
20 декабря 2007 года 62-я Генеральная Ассамблея ООН объявила 2009 год Международным годом астрономии (МГА-2009). С инициативой его проведения выступила Италия — родина великого Галилео Галилея, который в 1609 году (то есть 400 лет назад) открыл эру телескопической астрономии. Он первым увидел Солнце, Луну, планеты и звёзды в телескоп, созданный собственными руками, и сделал ряд замечательных открытий. Сейчас они известны каждому школьнику, изучающему астрономию. Галилей открыл пятна на Солнце, четыре из 63 ныне известных спутника Юпитера, увидел горы на Луне и множество звезд, из которых, как оказалось, состоит Млечный Путь. Значение каждого из этих открытий трудно переоценить, потому что с них началась новая астрономия, развитие которой спустя века привело к современной картине мироздания.
Почему астрономией заинтересовалась Организация Объединенных Наций? Ответ на этот вопрос дает Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29 февраля 2008 года. В ней, в частности, сказано:
«Астрономия является одной из старейших фундаментальных наук… она вносила и продолжает вносить существенный вклад в развитие других наук и прикладных исследований в широком круге областей»
;
«Астрономические наблюдения оказывают глубокое влияние на развитие науки, философии, культуры и общей концепции Вселенной»;«В каждом обществе сложились легенды, мифы и традиции, связанные с небом, планетами и звездами, являющиеся частью его культурного наследия»
.
Кроме того, в Резолюции отмечалось, что проведение МГА-2009 «могло бы сыграть чрезвычайно важную роль, в частности, в повышении информированности общественности о значении астрономии и фундаментальных наук для устойчивого развития»
.
Резолюция обращает внимание мирового сообщества на астрономию как на совершенно необходимую науку, которую надо изучать начиная с детского возраста.
Выдающийся итальянский физик, математик, механик, астроном и философ Галилео Галилей (1564–1642) 400 лет назад открыл эру эру телескопической астрономии. Изображение: «Наука и жизнь»
Предмет астрономии — необъятная Вселенная. Мы всё дальше проникаем в ее глубины благодаря современным наземным и космическим телескопам. В распоряжении астрономов уже имеются фотографии галактик и квазаров, удаленных от нас на расстояние более 10 миллиардов световых лет. Но главное, недавно выяснилось, что основная часть Вселенной вообще недоступна наблюдениям. Об этом мы узнали после открытия невидимых темной энергии и темной материи. Поразительно не только это. В конце прошлого — начале нынешнего века было сделано немало замечательных открытий в Солнечной системе и в системах сравнительно недалеких от нас звезд. Среди них — обнаружение водяного льда на Луне и Марсе, фотографирование почти всей поверхности Меркурия, открытие нескольких сотен экзопланет (планет, вращающихся вокруг звезд).
Девиз МГА-2009 — «Вселенная твоя: открой ее». Первый шаг на пути собственного познания Вселенной — наблюдение звездного неба — каждый может сделать самостоятельно. Надо только захотеть! Кто-то из астрономов заметил, что шейный отдел позвоночника здорового человека (в отличие от некоторых животных) устроен так, что он может легко поднять голову и полюбоваться красотой звездного неба. Однако большинству людей это ни к чему. Вероятно, когда они были детьми, никто из взрослых не пытался развить у них интерес к познанию окружающего мира. А делать это необходимо своевременно, когда закладывается фундамент личности человека.
Телескоп Галилео Галилея давал увеличение в 30 раз. Изображение: «Наука и жизнь»
Астрономия способна дарить людям радость. Многие наверняка помнят солнечное затмение 1 августа 2008 года. Его можно было наблюдать в некоторых восточных регионах России. Увидеть это великолепное зрелище всем остальным помогло телевидение. Почти все каналы многократно показывали ход затмения, за ним с интересом наблюдало большинство населения на всех континентах.
В Программу мероприятий МГА-2009 разработчики включили массовые наблюдения самого продолжительного в XXI веке полного солнечного затмения, которое состоится 22 июля 2009 года. К сожалению, его не будет видно на территории России (область наилучшей видимости — экваториальные и тропические широты Северного полушария). Максимальная продолжительность полной фазы затмения составит 6 минут 39 секунд. Это очень много. Мне посчастливилось трижды наблюдать полное затмение Солнца (в 1954, 1965 и 1981 годах), но продолжительность полной фазы каждого из них не превышала трех минут.
В 2009 году большинство стран планируют, используя ресурсы интернета и телевидения, круглосуточно передавать изображения некоторых небесных тел, получаемые из различных обсерваторий мира с помощью крупнейших телескопов и сопровождать эти трансляции комментариями профессиональных астрономов. Кроме того, будут организованы передвижные астрономические выставки, а в школах появятся комплекты инструментов для астрономических наблюдений.
С каким же багажом вступает в Международный год астрономии Россия? К сожалению, у нас сложилась неблагоприятная ситуация как с преподаванием астрономии, так и с популяризацией достижений науки о Вселенной. Между тем преподавание астрономии в нашей стране имеет давнюю историю.
Наземные оптические телескопы Кека с диаметром главного зеркала 10 метров, построенные на вершине горы Мауна Кеа на Гавайях, работают совместно, образуя интерферометрическую систему (слева
). Радиотелескоп-интерферометр в штате Нью-Мексико (США). Массив из 27 радиотелескопов с антеннами диаметром 25 м используется для исследования Меркурия, поиска микроквазаров и наблюдения за другими космическими объектам (
справа
). Изображение: «Наука и жизнь»
Трудно точно указать, когда в России появилась «школьная астрономия». Хотя доподлинно известно, что еще в Киевской Руси (IX — начало XII века) изучали семь греко-римских классических дисциплин — грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Отметим также, что при крестителе Руси, князе Владимире, и основателе Новгорода, Ярославе Мудром, образование было не церковным, а светским. В петровские времена астрономию преподавали в школах и училищах. В немалой степени этому способствовал личный интерес Петра I к изучению Вселенной. Одиннадцати лет от роду будущий великий правитель России познакомился с астрономией благодаря книге Я. Гевелия «Селенография», из которой он узнал, в частности, о телескопических открытиях. Спустя пять лет Петр научился работать с астролябией и имел представление о достижениях астрономии. В дальнейшем он немало способствовал развитию «математических и навигацких» наук, переводу книг о мироздании, изданию настенных карт и так далее.
Слева
— спиралевидная галактика, удаленная от Земли на 60 млн световых лет. Одна из множества фотографий галактик, полученных с помощью космического телескопа «Хаббл».
Справа
— Составное рентгеновское изображение распределения вещества в скоплении галактик 1Е065756 («Скопление Пуля»), которое удалено от Земли на расстояние 3,4 млрд световых лет. Фото NASA
В открытой в 1725 году Санкт-Петербургской академии наук впервые в России начали готовить специалистов новой профессии — астрономов. Занятия наукой, преподавание и распространение астрономических знаний — таким был круг обязанностей астрономов-профессионалов. Преподавание этого предмета предусматривалось уставами народных училищ и средних школ конца ХVIII — начала XIX века.
А какой была школьная астрономия в начале XX века, всего за несколько десятилетий до космической эры? На преподавание астрономии отводились один или два часа в неделю в зависимости от типа учебных заведений. Не будем забывать, что астрономическая картина мира начала XX века была бесконечно далека от той, которая сформировалась за последующие сто лет.
Запуск первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) означал, что человек от пассивного наблюдения Вселенной (астрономия всегда была наблюдательной наукой) перешел еще и к активному (экспериментальному) исследованию, открывающему путь к освоению околоземного космического пространства и близлежащих к Земле небесных тел. Многих простых людей охватил прилив невиданного ранее интереса к Вселенной и ее тайнам. Взрослые и дети устремились в Московский планетарий, чтобы в переполненном зале, затаив дыхание, следить за тем, как на искусственном звездном небе быстро перемещается самая главная «звездочка» — первый искусственный спутник Земли.
Радиотелескоп РАТАН-600 с кольцевой многоэлементной антенной переменного профиля диаметром 600 м — один из самых больших современных радиотелескопов — построен в Карачаево-Черкесии на высоте 970 м над уровнем моря. Изображение: «Наука и жизнь»
Казалось, на волне всенародного интереса к астрономии на родине практической космонавтики наука о Вселенной станет одним из основных школьных предметов. Но ничего подобного не произошло, даже несмотря на то, что в середине XX века астрономическая наука, и прежде всего астрофизика, шагнули далеко вперед. Тем не менее в начале 1960-х годов удалось добиться утверждения новой школьной программы по астрономии, которая отличалась от предыдущих тем, что в ней делался акцент на изучение астрофизики, внегалактической астрономии и космологии.
Появление гигантских наземных и космических оптических, радио- и рентгеновских телескопов превратило астрономию из оптической во всеволновую — теперь она изучает астрономические объекты во всём диапазоне электромагнитных волн: от гамма- до радиоизлучения. Космические исследования на таком уровне преобразили астрономию. Получено множество новых важнейших данных о небесных телах Солнечной системы, Галактики и за ее пределами. Речь идет не о «добавках» к наземным наблюдениям. (Последние, разумеется, не утратили своей актуальности и, более того, получили дальнейшее развитие.)
Данные космических наблюдений и экспериментов существенно изменили наши представления не только о природе различных типов небесных тел и их систем, но и о Вселенной в целом. Без преувеличения можно сказать, что прогресс в области наземных и космических наблюдений привел к формированию новой астрономической картины мира. Она включает основанные на наблюдениях данные об экзопланетах, рождении и эволюции звезд, всемирной антигравитации и даже о возможном существовании ансамбля вселенных.
На рисунке — марсоход Spirit
, который, исследуя поверхность Красной планеты, проехал уже более 3 км. Иллюстрация NASA
Можно предположить, что мы являемся свидетелями уже «четвертой» революции в астрономии (первую обычно связывают с утверждением идей гелиоцентризма, вторую — с открытием Галактики, третью — с открытием расширения Вселенной, которое, как выяснилось, происходит с ускорением). Эти знания дают большие перспективы для развития школьного астрономического образования. Однако теперь астрономию, которая всегда была в школе обязательным самостоятельным предметом, превратили в предмет по выбору. Абсурдность такого решения очевидна. Трудно придумать что-нибудь более несвоевременное, чем ликвидация учебного предмета «астрономия» на пике небывалого прогресса астрономической науки.
Опыт показывает, что астрономия — чрезвычайно интересный предмет для школьников. Она дает представление о современной астрономической и тесно связанной с ней физической картине мира. Изучение астрономии помогает выработать иммунитет к восприятию повсеместно насаждаемых астрологами, уфологами, колдунами и магами более чем сомнительных «знаний». Международный год астрономии — прекрасный повод для того, чтобы добиться изменения к лучшему в преподавании астрономии в школах России.
Другой путь ликвидации астрономической безграмотности — широкая популяризация достижений астрономии и космонавтики. Многие астрономы заинтересовались в свое время наукой о Вселенной, прочитав прекрасные книги выдающегося французского популяризатора астрономии К. Фламмариона. Кто-то «заболел» астрономией в Московском планетарии или пришел в эту науку благодаря книгам Я. И. Перельмана, Б. А. Воронцова-Вельяминова, Ф. Ю. Зигеля, а затем — И. С. Шкловского, И. А. Климишина, Ю. Н. Ефремова, А. М. Черепащука, А. Д. Чернина или Стивена Хокинга.
Время от времени книги переиздаются, но выходят в свет очень малыми тиражами и доступны в основном жителям крупных городов. Еще хуже обстоят дела с научно-популярными журналами по этой тематике. Строго говоря, в настоящее время в России осталось одно издание, посвященное астрономии, — журнал президиума РАН «Земля и Вселенная». Да и на телевидении дела обстоят не лучше. С основных телевизионных каналов практически исчезли научно-популярные и учебные программы по астрономии. Если говорить о планетариях, то их у нас очень мало, да и те, что есть, выживают с трудом. Что касается Московского планетария, то он, возможно, наконец, откроется в 2009 году, к своему 80-летию.
Слева
— космическая рентгеновская обсерватория Чандра (США), запущенная в 1999 году. Иллюстрация NASA/MSFC.
Справа
— космический телескоп «Хаббл» (США) успешно работает на околоземной орбите с 1990 года. Фото NASA
Провозглашение и проведение Международного года астрономии вселяет надежду на то, что некоторые из затронутых в статье вопросов будут решены. И тогда сообщество астрономов пополнится новыми людьми, стремящимися заглянуть в глубины Вселенной и разгадать хотя бы одну из ее бесчисленных тайн.
Календарный год
Григорианский календарь, который используется для гражданских целей, является международным стандартом. Это солнечный календарь (он изобретён для поддержания синхронности с тропическим годом). Он имеет периодичность в 400 лет (146 097 дней). В каждом периоде полностью повторяются месяцы, даты и дни недели. Средняя продолжительность календарного года: 146 097 / 400 = 365,2425 дней, что даёт хорошее приближение к тропическому году.
Григорианский календарь представляет собой улучшенный вариант юлианского календаря. Ко времени проведения реформы в 1582 году дата весеннего равноденствия сместилась примерно на 10 дней, с 21 марта — в период Первого Никейского собора в 325 году — на 11 марта. Истинная мотивация реформ заключалась, в первую очередь, не в вопросе возвращения сельскохозяйственных циклов туда, где они когда-то были в сезонном цикле, главной заботой христиан было правильное соблюдение Пасхи. Правила, используемые для вычисления даты Пасхи, использовали обычную дату весеннего равноденствия (21 марта), и было сочтено важным, чтобы сохранить 21 марта недалеко от фактического равноденствия[8]. Также был предложен и используется большинством автокефальных православных церквей новоюлианский календарь (ошибка в одни сутки за 43 500 лет).
Если общество в будущем будет по-прежнему придавать важное значение синхронизации между гражданским календарём и сезонами, в конечном итоге потребуется новая реформа календаря. Если тропический год будет иметь значение 1900 года в 365,242199 дней, то григорианский календарь за 10 000 лет отстанет от него приблизительно на 3 дня 17 мин. 33 сек. Увеличивая эту ошибку, продолжительность тропического года (измеренная в земном времени) уменьшается со скоростью примерно 0,53 с за 100 тропических лет. Кроме того, средние солнечные сутки увеличиваются на 1,5 мс за 100 тропических лет. Эти эффекты вызовут сдвиг календаря на 1 день за 3200 лет. Предлагаемые различные варианты дальнейшего совершенствования календаря пока не представляются актуальными[9]. Кроме того, поскольку григорианская реформа имела целью синхронизацию календаря не с сезонами, а с весенним равноденствием, то и точность календаря следует оценивать не по продолжительности среднего тропического года, а по продолжительности года весеннего равноденствия. И, как следует из таблицы, приведённой выше, с этой задачей григорианский календарь справляется в наше время настолько хорошо, что ошибка в один день набежит не ранее чем через 10 000 лет[10][11].
Деятельность в рамках Года
В течение года по всему миру будут проведены мероприятия, посвящённые астрономическим вопросам[4].
События и встречи
8—12 сентября 2008 года состоялся съезд JENAM 2008[5] (Joint European and National Astronomy Meeting — Объединённый съезд Европейского и национальных астрономических обществ, Ежегодный съезд европейских астрономов) в Вене, Австрия. Он посвящён приготовлениям к МГА-2009.
15—16 января 2009 года состоялась торжественная церемония открытия астрономического года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже[6].
На церемонии присутствовали представители более 100 стран[7]: лауреаты Нобелевских премий, студенты, учёные, главы государств.
В первый день церемонии были проведены лекции об истории и текущем состоянии астрономии.
16 января состоялась видеоконференция с Very Large Telescope. В программу[8] мероприятия вошли такие вопросы как поиск внеземной жизни, параллельные вселенные, пульсары, планетарные туманности, сверхновые звезды, чёрные дыры, космические телескопы Хаббл и Джеймс Уэбб, третья программа фундаментальных космических исследований ЕКА Cosmic Vision.
Также на церемонии открытия астрономы мира проведут демонстрацию под названием «24 hours of e-VLBI». При помощи технологии электронной радиоинтерферометрии со сверхдлинными базами они объединят наблюдения 17 радиотелескопов. На 24 часа будет функционировать самый большой и чувствительный радиотелескоп. В результате будут получены высокочёткие изображения, превышающие чёткостью результаты оптических телескопов примерно в сто раз[9][10].
19—23 января 2009 в рамках МГА-2009 был проведён симпозиум Международного Астрономического союза № 260 «Роль астрономии в обществе и культуре» в штаб-квартире ЮНЕСКО, в Париже[11]. Его основными темами стали: Астрономия в культуре и культура в астрономии, Астрономия и общество, и Изучение астрономии в мире.
2—5 апреля в рамках МГА-2009 в 130 странах мира все желающие смогли понаблюдать за небом в профессиональный телескоп[12][13].
3—14 августа — XXVII Генеральная ассамблея МАС.
25—31 октября — 17-я ежегодная встреча SEAC (Society for European Astronomy in Culture).
Проекты
Галилеоскоп
В 2009 году, в рамках МГА-2009 были запланированы следующие основные проекты[14]:
- «100 часов астрономии» — со 2 по 5 апреля большому количеству людей будет предоставлена возможность заглянуть в телескоп.
- По мотивам «100 часов астрономии» был разработан проект Galilean Nights, назначенный на 23-24 октября[15].
- «Галилеоскоп» — создание дешёвого телескопа[16][17]. Доступен для заказа с 4 марта[18].
- «Космический дневник» — на протяжении года профессиональные астрономы всего мира вели блог[19], посвящённый жизни астрономов, а также мероприятиям МГА-2009.
- «Дверь во Вселенную» — разработка интернет-портала, объединяющего информацию об астрономии. Открыт 23 апреля 2009 года[20].
- «Она — астроном» — проблема неравенства полов в астрономии.
- «Проблема тёмного неба» — ставит целью уведомить общество о загрязнении неба пылью и освещением.
- Астрономическое и мировое наследие.
- Программа подготовки преподавателей «Галилео-учитель».
- Осознание Вселенной.
- «С Земли во Вселенную» предполагал проведение выставок изображений, сделанных астрономами в общественных местах.
- Глобальное развитие астрономии.
Также существует несколько интересных проектов, не являющихся глобальными
- 365 дней астрономии — проект США, в рамках которого каждый день на веб-сайте публикуется подкаст на астрономическую тему.
- Eyes on the Skies — книга и фильм о 400-летней истории астрономии.
В сети Интернет
В сети Интернет Международный год астрономии представлен:
- 137 версии сайта для разных языков
- 35 ветвей на сайте ООН
- 99 национальных веб-сайтов
- 11 краеугольных проектов
- 11 тематических групп
- 9 специальных проектов
Примечания
- ↑ 1234
Meeus, J., Savoie, D. The history of the tropical year
Journal of the British Astronomical Association
, 102(1), 40—42. (англ.) - Seidelmann, P. K. (Ed.). (1992). Explanatory supplement to the Astronomical almanac
. Sausalito, CA: University Science Books. ISBN 0-935702-68-7 (англ.) - McCarthy D. & Seidelmann, P. K.
Time from Earth rotation to atomic physics (англ.). — Weinhein: Wiley-VCH Verlag GmbH & Co. KGaA., 2009. — P. 351. — ISBN 9783527407804. - Secular terms of the classical planetary theories using the results of general theory. Astronomy and Astrophysics
, 157, 59—70. ISSN 0004-6361 (англ.) - Дубошин Г. Н. Небесная механика. Основные задачи и методы. — М.: Наука, 1975. — 800 с.
- Фёдоров В. М.
Межгодовые вариации продолжительности тропического года // Доклады Российской Академии наук, 2013. – т. 451. — № 1, — с. 95–97.
(неопр.)
(2013). - Фёдоров В. М.
Широтная изменчивость приходящей солнечной радиации в различных временных циклах // Доклады РАН, 2020, т. 460, № 3, с. 339–342.
(неопр.)
(2015). - The Western calendar — «Intolerabilis, horribilis, et derisibilis»; four centuries of discontent. In G. V. Coyne, M. A. Hoskin, & O. Pedersen (Eds.). Gregorian reform of the calendar
. Vatican Observatory. - Blackburn, B. & Holford-Strevens (2003, corrected reprint of 1999). The Oxford companion to the year
. Oxford University Press. - S. Cassidy, Error in statement of tropical year, 1996
- М. Л. Городецкий, К вопросу о точности григорианского календаря и лунного цикла // Историко-астрономические исследования, Вып. XXXV. —М.: Физматлит, 2010, C. 289—293.
Популярные темы сообщений
- Дворец Халифа
Палестина – место загадок и тайн для каждого человека. Одно из самых знаменитых зданий – это дворец Халифа. С самых древних времен он был непостижим для людей, многие пытались выяснить все секреты, которые он хранит. - Бастет — Богиня Древнего Египта (все о богине)
Богиня Бастет, изображаемая в виде женcкой фигуры с кошачьей головой, считалась одной из главных богинь древности. Эта всеми почитаемая богиня покровительствовала плодородию и материнству. - Профессия врача
Давным-давно появилась профессия врача. Люди всегда хотели избавиться от многих болезней и заболеваний. В древние времена людей умеющих излечивать приравнивали к целителям, которые обладают особенным даром. Именно они помогали бороться