Из источников СМИ
Космический туризм – еще 20 лет назад подобное словосочетание трудно было себе представить. Однако в наши дни такой аттракцион – объективная реальность.
Россия может по праву считать себя лидером в области туристического освоения космоса. Первый космический турист – американец Деннис Тито – совершил свой полет на российской ракете. Запуск первого космического туриста проводился с космодрома Байконур, который находится на территории Казахстана.
Конечно, говорить о «набирающем силу» направлении туризма пока преждевременно. Туры в космос – развлечение, доступное единицам. Средняя стоимость полета – около 20 миллионов долларов. Так что пока космических туристов в мире всего четверо: трое американцев (уже упомянутый Денис Тито, Грегори Олсен и Ануше Ансари) и Марк Шаттлуорт (ЮАР). Россия же остается единственной страной в мире, которая предлагает подобный вид отдыха.
Основной организатор космических туров России – агентство «Роскосмос». Ему, в частности, принадлежит знаменитый центр подготовки космонавтов Звездный городок. Сам по себе Звездный городок также является превосходным местом для привлечения внимания туристов. Городок находится в Подмосковье, в 30 километрах от Москвы.
Экскурсии по Звездному городку проводятся регулярно. У посетителей есть возможность увидеть точную копию затопленной космической станции «Мир» и гигантский бассейн, в котором космонавты проходят подготовку к выходу в открытый космос. Самые смелые могут испытать себя на центрифуге – специальном устройстве, которое моделирует перегрузки при старте космического корабля.
Тем не менее, монополия в космическом туризме России не грозит. США также ведут активные разработки в этой области. Россия же отвечает Америке в духе 60-х годов – готовит экскурсионные туры на Марс и на Луну.
Так или иначе, уже к 2021 году планируется сделать космический туризм массовым явлением. По расчетам, через пятнадцать лет объем этого сегмента туррынка будет равен примерно 700 млн. долларов, а количество туристов, которые получат возможность увидеть Землю с орбиты, составит 14 тысяч.
Суборбитальный космический корабль | |
Общие сведения | |
Суборбитальный космический корабль | SpaceShipTwo |
Назначение | перевозка пассажиров |
Производитель | The Spaceship Company |
Первый полет | 10 октября 2010 (первый полет) 29 апреля 2013 (с реактивным двигателем) |
Членов экипажа | 2 пилота, 6 пассажиров |
Статус | Планируется продолжение разработки |
Заказчик | Virgin Galactic |
Предшественник | SpaceShipOne |
Официальный сайт |
SpaceShipTwo (SS2) — частный пилотируемыйсуборбитальный космический корабль многоразового использования.
Является частью программы Tier One, основанной Полом Алленом, базируется на успешном проекте SpaceShipOne, выигравшем конкурс Ansari X-Prize. В отличие от последнего, сможет нести на борту до 8 человек (6 пассажиров + 2 пилота), будет крупнее и комфортнее. Также будут устранены некоторые конструктивные недостатки. Система из SS2 и WK2 будет приблизительно в 3 раза больше системы из SS1 и WK.
Авиаконструктор Бёрт Рутан и его партнёр Ричард Брэнсон, основавший космическо-туристическое предприятие «Virgin Galactic», собираются участвовать в первом полётеSpaceShipTwo.
Опасность обещаний
Сравнительно недавно просочились слухи о еще не объявленной цене билета от Blue Origin, она должна будет находиться в диапазоне $200-300 тысяч. Ирония заключается в том, что уровень цен был объявлен более 10 лет назад, когда Virgin Galactic начала продавать по $200 тысяч билеты на SpaceShipTwo, который от даже испытательных полетов отделяли годы. В 2013 году цену подняли до $250 тысяч, но совершенно непонятно, будет ли такая цена адекватна стоимости созданной сейчас техники. Аналитик Teal Group Марко Кацерес (Marco Caceres) утверждает, что себестоимость одного пуска New Shepard составляет примерно $10 миллионов, что для капсулы на шесть туристов даст убыток минимум в $8 миллионов за полет. Себестоимость полета SpaceShipTwo неизвестна, но весьма сомнительно, что она осталась в рамках расчетов начала нулевых. В результате может получиться так, что Ричард Брэнсон (глава Virgin Galactic), назвав цену и начав продавать билеты, невольно создал главную проблему суборбитального туризма начала 21 века — по такой цене полеты могут быть банально убыточны, а резко поднять цену не позволят общественные ожидания.
Вторая проблема — оценка потенциального объема рынка. Virgin Galactic утверждает, что на их космоплан продано уже более 700 билетов, но, во-первых, неизвестно, сколько клиентов передумали или по другим причинам вышли из игры. Во-вторых, пятисотый билет купили в 2012 году, то есть желающих было гораздо больше в нулевых, чем в десятых годах. Удастся ли сейчас создать новый поток клиентов?
Описание
Аппарат будет доставляться на пусковую высоту (около 20 км) с помощью самолёта White Knight Two (WK2).
Максимальная высота полёта 135—140 км (согласно информации BBC) или 160—320 км (согласно интервью сБёртом Рутаном) (у SpaceShipOne — 100—110 км), что позволит увеличить время невесомости до 6 минут (SpaceShipOne — 3 минуты). Максимальная перегрузка — 6 g. Все рейсы планируется начинать и заканчивать на одном аэродроме в Мохаве в штате Калифорния. Первоначальная ожидаемая цена билета 200 тыс. $. Первый тестовый полёт состоялся в марте 2010 года. Запланировано порядка ста тестовых полётов. Начало коммерческой эксплуатации — не ранее 2014.
Планируется, что помимо туристических задач SpaceShipTwo будет выполнять исследования атмосферы в интересах NOAA — часть приборов будет размещена на самолёте-разгонщике White Knight Two с целью регулярного измерения содержания газов (метана и углекислого газа) на высотах 8-15 км, а также получение проб воздуха с этих высот. При помощи самого SpaceShipTwo будут проводиться изучения ионосферы на высотах 100—110 км.
Разработка
Проектируется компанией Scaled Composites LLC (США), с 1982 года занимающейся производством экспериментальных летательных аппаратов.
Предварительный полноразмерный макет корабля в разрезе был продемонстрирован публике 28 сентября 2006 года, а демонстрация готового космолёта состоялась 7 декабря 2009 года. На официальном сайте компании можно забронировать билеты стоимостью в 250 тыс. $.
Планируется создать пять единиц SpaceShipTwo и два самолёта White Knight Two, с которых будут запускатьсяаппараты.
Кораблям SS2 решено дать персональные названия. Первый экземпляр SpaceShipTwo имеет регистрационный номер N339SS и собственное имя VSS Enterprise. VSS означает Virgin Space Ship (англ. Virgin — от названия компании Virgin Group; англ. Enterprise — в честь корабля USS Enterprise из сериала «Звёздный путь»). Второй корабль решено назвать VSS Voyager[en] в честь корабля USS Voyager из того же сериала.
В постройку аппаратов Virgin Galactic собирается вложить 100 млн долл.
SpaceShipTwo
Последний по времени испытательный полет космоплана SpaceShipTwo прошел 29 мая. Это уже тринадцатый полет второго летного экземпляра, получившего имя VSS Unity (первый был потерян в катастрофе 2014 года), и второй со включением ракетного двигателя. Конфигурация корабля и профиль полета постепенно приближаются к планируемой штатной эксплуатации — в этот раз в салон установили пассажирские сидения и другое оборудование для будущих туристов, из-за чего центр тяжести сместился назад. Максимально достигнутая скорость почти не увеличилась, зато по высоте аппарат поднялся чуть меньше, чем на десять километров выше предыдущего полета — 34,9 км против 25,7.
Попутные полезные нагрузки по очевидным причинам пока возить нет смысла, но Virgin Galactic активно готовится захвату будущего рынка — в начале июля было объявлено о сотрудничестве с двумя крупнейшими аэрокосмическими компаниями Италии и планах по строительству космодрома для суборбитальных туристических полетов на итальянской территории.
Испытания
15 июля 2010 года челнок SpaceShipTwo (SS2) совершил пробный 6-часовой полёт с экипажем на борту в атмосфере. Полёт челнока над калифорнийской пустыней Мохаве был совершён в пристыкованном состоянии к самолёту-платформе White Knight Two (WK2), который является его стартовым комплексом.
10 октября 2010 года на аэродроме в пустыне Мохаве состоялся первый самостоятельный испытательный полёт Enterprise (известен также как SpaceShipTwo). Аппарат был поднят самолётом-носителем White Knight Two на высоту 15 км, после отделения от самолёта-носителя и 15-минутного свободного полёта, без включения двигателя, совершил посадку. Полёт и приземление ракетоплана прошли хорошо. По уверениям разработчиков первый реальный суборбитальный полёт мог состояться осенью 2010 года.
4 мая 2011 года над пустыней Мохаве суборбитальный самолёт впервые продемонстрировал эффективность уникального хвостового оперения, которое позволяет аппарату безопасно входить в атмосферу. За 45 минут носитель поднялся на высоту 15,7 км и сбросил SpaceShipTwo. Хвостовое оперение впервые было повернуто вверх на угол 65 градусов. В этой конфигурации аппарат пролетел 1 минуту 15 секунд и почти вертикально спустился на 4,7 км. Суборбитальный самолёт продемонстрировал отличную устойчивость и управляемость. На высоте 10 км пилоты повернули оперение в обычный, «самолётный», режим и спустя 11 минут 5 секунд после сброса с борта White Knight Two приземлились на взлетно-посадочную полосу.
29 сентября 2011 года SpaceShipTwo испытал систему приземления в экстренных условиях.
30 апреля 2013 года был произведен первый полет с испытанием реактивного двигателя самолёта. Отделившись от носителя на высоте около 14 км, SpaceShipTwo включил двигатель, и через 16 секунд достиг скорости 1,2М и высоты 17 км.
9 сентября 2013 года был проведен второй сверхзвуковой полет ракетоплана. Отделение от носителя произошло на высоте 15 км и, включив двигатель на 20 секунд, SS2 набрал высоту 23 км и начал снижение, достигнув скорости 1,43М.
10 января 2014 года, в ходе третьего сверхзвукового полета, двигатель ракетоплана опять включился на запланированные 20 секунд, подняв его на высоту 23,6 км. В ходе спуска со скоростью 1,4М была протестирована система управления положением в космическом пространстве Reaction Control System (RCS) и новое жаростойкое покрытие хвостовых балок.
В мае 2014 года компания объявила об изменении топлива с полибутадиена с концевыми гидроксильными группами, склонного к нестабильности при времени работы двигателя более 20 секунд, на термопластичныйполиамид[источник не указан 94 дня].
31 октября 2014 года SpaceShipTwo VSS Enterprise потерпел крушение в пустыне Мохаве на юге Калифорнии при проведении испытаний обновлённого гибридного двигателя, использующего топливную смесь на основе гранул полиамида и закиси азота. После достижения самолетом-носителем White Knight Two высоты 50 000 футов(15,2 км) и отделения от него SpaceShipTwo, через несколько секунд свободного полёта с включенным двигателем аппарат разрушился — по заявлению, сделанному 3 ноября, из-за несанкционированного перевода хвостового оперения в положение торможения. Один из пилотов-испытателей погиб. Другой пилот смог покинуть аппарат с парашютом, и с травмами был доставлен в больницу. Это был первый полёт с новым топливом, ранее испытанным на земле; и четвёртый полет с включением двигателя корабля, предыдущий полет без включения двигателя был совершен 7 октября. На момент катастрофы другой SpaceShipTwo — VSS Voyager построен на 60 %.
Кто уже побывал в космосе
Суборбитальный космический полёт
Суборбитальный космический полёт — космический полёт летательного аппарата по баллистической траектории со скоростью, меньшей первой космической, то есть недостаточной для вывода на орбиту искусственного спутника Земли.
Ракетоплан X-15 в полёте.
Другое часто используемое определение:
Суборбитальный космический полёт — полёт аппарата сэллиптической скоростью по баллистической траектории с апоцентром, находящимся выше границы космоса, и с перицентром, находящимся ниже поверхности планеты, то есть без выхода на орбиту искусственного спутника планеты.
Согласно второму определению, суборбитальный космический полёт может осуществляться также при скоростях, превышающих по величине значение первой космической скорости вплоть до величины второй космической (параболической) скорости. Такие полёты возможны, например, при строго вертикальном наборе скорости, а также в других случаях, в которых вектор скорости аппарата в момент отключения двигателей ориентирован таким образом, что сформированная траектория имеет перицентр ниже поверхности планеты. При этом аппарат не может стать искусственным спутником планеты, несмотря на достаточную по величине скорость.
Согласно классификации Международной федерации аэронавтики (ФАИ), космическим считается полёт, высота которого превышает 100 км (линия Кармана). Согласно классификации Военно-воздушных сил США, космическим полётом считается полёт, высота которого превышает 50 миль (приблизительно 80 км).
Первые успешные попытки суборбитальных полётов были совершены в 1944 году в Германии при испытании боевой баллистической ракеты Фау-2. При вертикальном запуске во время испытаний ракета достигла высоты 188 км, что, по современным меркам, считается суборбитальным полётом. Ракеты Фау-2 были непилотируемыми. Также существовал проект «Америка» для нанесения ударов по восточному побережью США с созданием двухступенчатой первой в мире межконтинентальной ракеты (МБР) A9/A10 «Amerika-Rakete», головная часть с боеголовкой которой совершала суборбитальный полёт и наводилась на цель сначала по радиомаяку, а затем — пилотом, покидающим кабину на парашюте и приводняющимся в Атлантическом океане. Испытания второй ступени А-9 проводились несколько раз, начиная с 8 января 1945 года, при этом, согласно неподтверждённым данным, на борту находились пилоты, которые в случае превышения в этих запусках высоты 100 км могли считаться первыми космонавтами.
В конце 1940-х — начале 1950-х годов в Советском Союзе были проведены несколько пусков с достижением высот свыше 100 км. 22 июля 1951 года состоялся суборбитальный полёт собак Дезик и Цыган на Р-1В, которые стали первыми животными, успешно возвращенными из космоса. Полёты Р-1Б были предусмотрены как подготовительные по секретной программе Проект ВР-190 суборбитальных полётов космонавтов, которая по официальным данным была отменена, хотя некоторые сторонники конспирологических теорий заговоровутверждают, что неудачные пилотируемые полёты всё-таки были совершены в 1957—1959 гг.
В 1960-х годах в США были осуществлены 15 суборбитальных пилотируемых космических полётов. Два полёта проведены по программе «Меркурий» (Mercury) — космические корабли «Фридом-7» (Freedom-7) и «Либерти Белл-7» (Liberty Bell-7) выводились на баллистическую орбиту ракетой-носителем «Редстоун» (Redstone). Оба этих полёта признаны космическими по версии МФА и ВВС США и их пилоты стали первыми астронавтами США.
Тринадцать суборбитальных полётов были осуществлены на ракетном самолёте «Х-15А». Все эти тринадцать полётов признаны космическими по версии ВВС США. Только два полёта «Х-15А» (№ 3 и 4 в таблице) признаны космическими также и ФАИ.
В 1975 году во время вывода на орбиту корабля «Союз-18-1» произошёл отказ ракеты-носителя. В результате космический корабль на орбиту не вышел, а совершил полёт по суборбитальной траектории.
Три суборбитальных полёта (№ 6—8 в таблице) осуществлены впервые на частном космическом самолетеSpaceShipOne (СпейсШипУан) (Космический Корабль № 1).
В рамках разворачивающегося в 2010-х гг частного космического туризма суборбитальные полёты предлагаются широкой общественности на авиакосмических системах SpaceShipOne и других, а также на ракетных системахTycho Brahe, ARCASPACE-Stabilo и других. В США уже строится первый космопорт для осуществления регулярных суборбитальных полетов.
Также существуют проекты суборбитальных пассажирских авиалайнеров (напр, SpaceLiner) и военных транспортников быстрого реагирования.
Суборбитальные пилотируемые космические полёты | ||||
№ | Дата | Летательный аппарат | Достигнутая высота | Пилот |
1 | 5 мая 1961 | Меркурий-Редстоун-3 | 186,0 км | Алан Бартлет Шепард |
2 | 21 июля 1961 | Меркурий-Редстоун-4 | 190,3 км | Вирджил Айвен Гриссом |
3 | 19 июля 1963 | North American X-15полёт 90 | 106,0 км | Джозеф Уокер |
4 | 22 августа1963 | North American X-15полёт 91 | 108,0 км | Джозеф Уокер |
5 | 5 апреля1975 | Союз-18-1 | 192,0 км | Василий Григорьевич Лазарев, Олег Григорьевич Макаров |
6 | 21 июня 2004 | SpaceShipOne полёт 15 | 100,124 км | Майкл Мелвилл |
7 | 29 сентября2004 | SpaceShipOne полёт 16 | 102,93 км | Майкл Мелвилл |
8 | 4 октября2004 | SpaceShipOne полёт 17 | 112,014 км | Брайан Бинни |
- ↑Приведённое определение является следствием из определения термина «суборбитальная траектория» в законодательстве США (49 U.S.C. § 70102 (20) (2004)): «Суборбитальная траектория — заданная траектория полёта ракеты-носителя, спускаемого аппарата или любой его части, мгновенная точка падения которого в условиях вакуума не выходит за пределы поверхности Земли». На языке оригинала: «Suborbital trajectory — the intentional flight path of a launch vehicle, reentry vehicle, or any portion thereof, whose vacuum instantaneous impact point does not leave the surface of the Earth». См. Draft Guidelines for Commercial Suborbital Reusable Launch Vehicle Operations with Space Flight Participants
- ↑Космос-журнал: Первый космопорт
Полёты корабля SpaceShipeOne
Голубым цветом выделены полёты с включением ГРД, зелёным — полёты на высоту более 100 км.
№ п/п | Шифр полёта | Дата полёта | Максимальная высота подъёма* | Длительность** | Пилот | Прим |
1 | 30L / 03G | 2003.08.07 | 14 335 метров | 19 м. | Майкл Мелвилл Michael Melvill | 1 |
2 | 32L / 05G | 2003.08.27 | 13 000 метров | 10 м. 30 с. | Майкл Мелвилл Michael Melvill | 2 |
3 | 37L / 06G | 2003.09.23 | 14 274 метров | 12 м. 15 с. | Майкл Мелвилл Michael Melvill | 3 |
4 | 38L / 07G | 2003.10.17 | 14 900 метров | 17 м. 49 с. | Майкл Мелвилл Michael Melvill | 4 |
5 | 40L / 08G | 2003.11.14 | 22 265 метров | 19 м. 55 с. | Питер Сиболд (Peter Siebold) | 5 |
6 | 41L / 09G | 2003.11.19 | 14 725 метров | 12 м. 25 с. | Майкл Мелвилл Michael Melvill | 6 |
7 | 42L / 10G | 2003.12.04 | 14 755 метров | 13 м. 14 с. | Брайан Бинни (Brian Binnie) | 7 |
8 | 43L / 11P | 2003.12.17 | 20 700 метров | 18 м. 25 с. | Брайан Бинни (Brian Binnie) | 8 |
9 | 49L / 12G | 2004.03.11 | 14 785 метров | 18 м. 30 с. | Питер Сиболд (Peter Siebold) | 9 |
10 | 53L / 13P | 2004.04.08 | 32 000 метров | 19 м. 07 с. | Питер Сиболд (Peter Siebold | 10 |
11 | 56L / 14P | 2004.05.13 | 64 400 метров | 21 м. 49 с. | Майкл Мелвилл Michael Melvill | 11 |
12 | 60L / 15P | 2004.06.21 | 100 124 метра | 24 минуты | Майкл Мелвилл Michael Melvill | 12 |
13 | 56L / 14P X-Prize Flight #1 | 2004.09.29 | 102 937 метров | 24 минуты | Майкл Мелвилл Michael Melvill | 13 |
14 | 56L / 14P X-Prize Flight #2 | 2004.10.04 | 111 996 метров | 24 минуты | Брайан Бинни (Brian Binnie) | 14 |
Список суборбитальных запусков в 2013 году
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 августа 2013; проверки требуют 19 правок.
Список суборбитальных пусков, произведённых в 2013 году. Красным цветом выделены неудачные запуски.Жирным выделены пилотируемые КА.
Дата (UTC) | Стартовый комплекс | Ракета-носитель | Имя КА | Тип |
26.01 22:00:00 | Ванденберг | Ground Based Interceptor | Exoatmospheric Kill Vehicle | |
27.01 12:10:00 | Shuangchengzi | В-611 | ||
27.01 12:10:00 | Корла | SC-19 | ||
28.01 | Семнан | Кавошгар | Пишгам | |
29.01 22:50:00 | Уоллопс | Terrier Improved Orion | ||
07.02 08:21:00 | Покер Флэт | Talos Terrier Oriole Nihka | VISIONS | |
13.02 09:10:00 | остров Кауаи | MRBTM | цель для SM-3 | |
13.02 09:15:00 | USS Lake Erie (CG-70)[en], Тихий океан | SM-3 Block IA | «Стандарт» | |
15.02 | Уайт Сэндс | Terrier Improved Orion | ||
25.02 05:52:31 | Негев | Хец-2 | ||
11.03 01:30 | Уоллопс | Terrier Lynx | Shark | |
04.04 21:55 | Хайнань | Тяньин-3E | Кунпенг-1 | |
07.04 04:55 | ITR IC-4 | Агни-II | ||
10.04 | Сонмиани | Шахин-IA | ||
12.04 04:25 | Эсрейндж | VSB-30 | TEXUS-50 | |
21.04 08:00 | Уайт Сэндс | Black Brant IX | SLICE | |
23.04 17:30 | Уайт Сэндс | Black Brant IX | EUNIS | |
01.05 07:38 | Рой-Намур | Terrier Improved Orion | MOSC | |
05.05 08:30 | Le Vigilant, Baie d’Audierne | M51 | ||
07.05 07:39 | Рой-Намур | Terrier-Oriole | EVEX | |
07.05 07:40:30 | Рой-Намур | Terrier-Improved Malemute | EVEX | |
08.05 07:23 | Рой-Намур | Terrier Improved Orion | MOSC | |
11.05 05:00 | Уайт-Сэндс | Black Brant IX | FORTIS | |
13.05 12:58 | Сичан | Кунпенг-7 | ||
16.05 03:25 | остров Кауаи | ARAV-C | цель для SM-3 | |
16.05 03:30 | USS Lake Erie (CG-70)[en], Тихий океан | SM-3 Block 1B | «Стандарт» | |
22.05 13:27 | Ванденберг | Минитмен-3 | Минитмен | |
06.06 03:05 | Уоллопс | Black Brant XII | CIBER | |
06.06 17:45 | Капустин Яр | РС-26 «Рубеж» | Рубеж | |
20.06 09:30 | Уоллопс | Terrier-Improved Orion | RockOn | |
21.06 13:57 | Космопорт «Америка» | SpaceLoft XL | FOP-1 | |
04.07 09:00 | Уоллопс | Black Brant VB | Daytime Dynamo | |
04.07 09:00:15 | Уоллопс | Terrier-Orion | Daytime Dynamo | |
05.07 | остров Мек | Трайдент I (С-4) | Трайдент | |
05.07 | Ванденберг | Ground Based Interceptor | ||
12.07 | Пальмахим | Jericho III | ||
15.07 05:53 | Эсрейндж | VS-30 | MAPHEUS-4 | |
20.07 14:00 | Утиноура | S-310 | ||
20.07 14:57 | Утиноура | S-520 | ||
08.08 18:10 | Уайт-Сэндс | Black Brant IX | VERIS | |
12.08 03:45 | Чандипур LC-3 | Притхви-2 | Притхви | |
13.08 10:00 | Уоллопс | Terrier-Improved Malemute[en] | RockSat-X | |
03.09 06:16 | F-15 Eagle, Средиземное море | Silver Sparrow | ||
06.09 05:20 | К-550 «Александр Невский», Белое море | Булава | ||
10.09 | остров Уэйк | БРСД | цель для SM-3 | |
10.09 | USS Decatur (DDG-73), Тихий океан | SM-3 Block IA | «Стандарт» | |
10.09 | Боинг C-17 «Глоубмастер» III, Тихий океан | БРСД | цель для THAAD | |
10.09 | остров Мек | THAAD | ||
10.09 | остров Мек | THAAD | ||
10.09 | АПЛ, Атлантический океан | Трайдент II (D5) | Трайдент | |
10.09 | АПЛ, Атлантический океан | Трайдент II (D5) | Трайдент | |
12.09 | АПЛ, Атлантический океан | Трайдент II (D5) | Трайдент | |
12.09 | АПЛ, Атлантический океан | Трайдент II (D5) | Трайдент | |
15.09 09:20 | остров Уилер[en] | Агни-V | ||
18.09 11:15 | Аннёйа | VS-30 | Scramspace | ГЗЛА |
19.09 00:30 | остров Кауаи | ARAV-C++ | цель для SM-3 | |
19.09 00:32 | USS Lake Erie (CG-70)[en], Тихий океан | SM-3 Block IB | «Стандарт» | |
19.09 00:32 | USS Lake Erie (CG-70)[en], Тихий океан | SM-3 Block IB | «Стандарт» | |
22.09 10:01 | Ванденберг LF10 | Минитмен-3 | Минитмен | |
26.09 10:33 | Ванденберг LF09 | Минитмен-3 | Минитмен | |
04.10 05:33 | остров Кауаи | ARAV-ER (?) | цель для SM-3 | |
04.10 05:37 | USS Lake Erie (CG-70)[en], Тихий океан | SM-3 Block IB | «Стандарт» | |
07.10 03:45 | Чандипур LC-3 | Притхви-2 | Притхви | |
08.10 06:50 | Чандипур LC-3 | Притхви-2 | Притхви | |
10.10 13:39 | Капустин Яр | Тополь | РС-12М | |
21.10 18:00 | Уайт-Сэндс | Black Brant IX | калибровочный инструмент для SDO | |
30.10 | Плесецк | Тополь | РС-12М | |
30.10 | Ясный (пусковая база) | Воевода | Р-36 | |
30.10 | K-117 Брянск, Баренцево море | Синева | Р-29РМУ2 | |
30.10 | K-433 Святой Георгий Победоносец, Охотское море | Волна | Р-29 | |
03.11 09:25 | Уайт-Сэндс | Black Brant IX | X-ray Quantum Calorimeter | |
12.11 16:15 | Космопорт «Америка» | SpaceLoft XL | FOP-2 | |
20.11 11:40 | Уайт-Сэндс | Black Brant IX | FORTIS | |
27.11 03:50 | Уайт-Сэндс | Black Brant IX | VeSpR | Venus Spectral Rocket Experiment |
03.12 | Чандипур LC-3 | Притхви-2 | Притхви | |
14.12 | Семнан | Shahab-1 | Kavoshgar Pazhuhesh | |
17.12 12:36 | Ванденберг | Минитмен-3 | Минитмен | |
23.12 11:28 | Чандипур | Агни-3 | ||
24.12 07:00 | Плесецк | PC-24 «Ярс» | ||
27.12 17:30 | Капустин Яр | Тополь | РС-12М |
Рекута Александр Леонидович — «Космический туризм будет в России!»
Качественные дороги, концепт русского суборбитального самолета и другие хорошие новости
Новый концепт русского суборбитального самолета
В Московском авиационном институте (МАИ) начата работа над новым концептом русского суборбитального самолета. Новый самолет будет предназначен для орбитального туризма, так как способен уходить в небо на 100 км с полной имитацией космического путешествия. Кроме того, машина может быть использована как бизнес-джет для дальних сверхзвуковых перелетов.
Разработкой занимается команда инженеров под началом выпускника МАИ Александра Гомберга. Специалисты поставили себе задачу не только создать аналог знаменитому аппарату Ричарда Брэнсона и Берта Рутана «SpaceShipOne», в свое время открывшему эру пассажирских перевозок на суборбитальные высоты, но и кое в чем превзойти, по крайней мере значительно упростить и удешевить его.
SpaceShipOne. Фото: www.globallookpress.com
По словам авторов проекта, получившего название «Фанстрим», весь полет в окрестности космоса займет не больше часа, а также гарантирует незабываемые впечатления.
Подобными проектами интересуются даже в Объединённых Арабских Эмиратах. Там очень много желающих занять место на корабле. За один час полёта на суборбитальном самолёте пассажир увидит земной шар, Луну, чёрное небо и ощутит состояние невесомости. Можно будет отстегнуть ремни безопасности и в течение нескольких минут «поплавать» в кабине самолёта»…
Скорость суборбитальной версии «Фанстрима» — до 6 махов, то есть 1,5 – 2 км в секунду. Самое существенное то, что для этой машины не потребуется конструировать новые двигатели. В атмосфере он будет работать на четырех двигателях от «Сушек» — 27-й и 34-й. Ракетный участок полета будет осуществляться при помощи керосиново-кислородного жидкостного ракетного двигателя. Для «Фанстрима» не понадобится даже длинная взлетная полоса. Он взлетит как истребитель, а остановится как бомбардировщик, при помощи тормозных парашютов.
Активно прорабатывается и система безопасности. «Фанстрим» получит специальную «спасаемую кабину», которая позволит катапультироваться при любом режиме.
В настоящее время инженеры и примкнувшие к увлекательному проекту студенты из МАИ создают 3D-модель уникального летательного аппарата и готовятся испытывать ее в аэродинамической трубе своего родного института.
Дороги будут лучше и надежнее
Комбинат «Ураласбест» запустил на площадке ОАО «Белгородасбестоцемента» новую линию по производству добавки «Стилобит». В год планируется выпускать 15 тысяч тонн продукции. «Стилобит» — технологичная добавка, позволяющая значительно продлить жизнь дорожного покрытия, повысить его износостойкость, что особенно важно в российских погодных условиях. По словам одного из руководителей Петра Мазепы, «минеральное волокно, входящее в состав этой добавки, позволяет делать покрытие однородным, без битумных пятен, а также препятствует образованию колеи. Чтобы получить качественный асфальт, достаточно трех килограммов стабилизирующей добавки на одну тонну асфальта».
«Стилобит» производят из хризотила – минерала, который «Ураласбест» добывает в карьере Баженовского месторождения. Особенно активно его используют на юго-западе России, чем и вызвано открытие производства в Белгороде. До сих пор «Стилобит» выпускался только в Асбесте.
Фото: www.globallookpress.com
На старейшей станции Транссибирской магистрали создан железнодорожный ретро-парк
3 августа на территории старейшей станции Транссиба Сковородино в Читинской области, откуда уходит единственная железнодорожная ветка на юг Якутии и соединение с БАМом, открыт железнодорожный ретро-парк. В музее под открытым небом есть экспонаты начала и середины прошлого века.
Парк создан по инициативе председателя узлового совета ветеранов станции Аллы Киселевой. Здесь представлены паровоз ПЗ6, паровозная гидроколонка 1916 года, стрелочный перевод Р43, выпущенный Кузнецким металлургическим заводов в 1950 году, стрелочный контрольный замок системы Мелентьева и другие раритеты.
Транссиб. 1896 г. Фото: www.globallookpress.com
Аквакультурные рекорды в Крыму
Несмотря на отсутствие днепровской воды, аквакультурные хозяйства Крыма продолжают наращивать производство. Так, в этом году выращено рекордное количество устриц – 96,5 тонн (22 тонны – в прошлом году). На 3-4 тонны выросло и производство мидий.
Всего в Крыму под аквакультуру оформлено 55 участков, 24 из них уже распределены. Практически новым для полуострова производством занимаются 69 предприятий (против 66 в прошлом году). Только в одном Севастополе работает девять хозяйств, которые уже произвели к середине года 47,1 тонн изысканных крымских устриц.
Уникальный арбуз из Ставрополя
Фото: www.globallookpress.com
На Ставрополье в начале августа прошел краевой семинар по бахчеводству, организованный Ставропольским сельскохозяйственным информационно-консультационным центром. На встрече не только говорили о перспективах выращивания арбузов, но и делились своими победами и достижениями. На специальном конкурсе в номинации «Арбуз-чемпион 2018» первое место получил 33-килограммовый гигант, выращенный на бахче отца и сына Пономаревых. Самой вкусной была признана также и их дыня — «Стрельчанка».
В начале арбузно-дынного сезона успехи ставропольских бахчеводов внушают оптимизм: без спелых и относительно недорогих арбузов и дынь мы точно не останемся.