У этого термина существуют и другие значения, см. Венера (значения).
«Венера»
— серия советских автоматических межпланетных станций (АМС) для изучения Венеры и космического пространства.
По мере получения новых данных о Венере в конструкцию аппаратов вносились изменения с целью приспособить их к экстремальным условиям планеты. До начала космических исследований основной моделью Венеры была землеподобная планета с океанами жидкой воды, сокрытыми за плотной атмосферой, поэтому первые версии аппаратов обладали запасом плавучести, позволявшим им не утонуть в предполагаемом венерианском океане, а последние были способны сохранять работоспособность при температуре свыше 700 и давлении свыше 90 атмосфер.
Для запусков венерианских АМС использовалась универсальная схема межпланетных полётов. Первые 3 ступени выводили космический аппарат вместе с разгонным блоком (4 ступенью) на низкую орбиту, где он какое-то время двигался по орбите искусственного спутника Земли. Затем включался разгонный блок, который ускорял станцию до второй космической скорости и отделялся, отправляя её в межпланетный полёт. При необходимости, в полёте проходила коррекция траектории при помощи КДУ — корректирующей двигательной установки.
Для связи с космическими аппаратами использовался Центр дальней космической связи.
В честь программы названа земля Венеры (лат. Venera Terra) на Плутоне (название утверждено МАС 30 мая 2020 года)[1].
1ВА
Макет АМС «Венера-1»
Первое поколение венерианских АМС серии 1ВА (ретроним; до появления последующих поколений обозначались как Объект «В»[2]) было разработано ОКБ-1 для запуска в стартовое окно январь-февраль 1961 года. Целью космических кораблей было попадание на поверхность континентальной Венеры или в её предполагаемый океан. Теплозащита была лишь у сферы в верхней части аппарата, внутри которой располагалась медаль с гербом Советского Союза, с одной стороны, и изображение схемы полёта Земля-Венера, с другой стороны. Кроме того, станции должны были выяснить, существует ли у Венеры магнитное поле, и передать данные о межпланетной среде (уровень радиации, частота встречи с метеороидами и так далее), которые способствовали бы проектированию будущих космических кораблей для высадки на Венеру.
Для запусков 1ВА использовалась четырёхступенчатая ракета-носитель «Молния» (8К78).
При запуске 1ВА № 1 в конце работы третьей ступени произошёл отказ машинного преобразователя постоянного тока в переменный (ПТ-200). Выяснилось, что он не был предназначен для работы в вакууме. Как только это стало известно, то преобразователь тока, установленный на 1ВА № 2, был помещён в герметичный контейнер[3]. Вскоре после запуска станция 1ВА № 1 сгорела в атмосфере Земли над Сибирью, а спускаемый аппарат затонул в одной из сибирских рек. В официальном сообщении ТАСС аппарат получил наименование «Тяжёлый спутник 01»[4]. Несколько лет спустя в реке Бирюсе была обнаружена медаль в защитном корпусе, которая была должна попасть на поверхность Венеры. В результате она была возвращена главному конструктору ОКБ-1 Сергею Павловичу Королёву, а тот подарил её Борису Евсеевичу Чертоку[3], участвовашему в разработке АМС.
Запуск 1ВА № 2 прошёл успешно — аппарат вышел на траекторию межпланетного перелёта к Венере. Однако, в полёте произошёл перегрев системы постоянной солнечной ориентации, обеспечивающей ориентацию солнечных батарей на Солнце, а следовательно и снабжение электроэнергией всех систем АМС. Станция перешла в режим пониженного энергопотребления и отключила большинство бортовых устройств, которые не были необходимы на всём пассивном участке полёта. Одной из таких систем была система бортовых приёмников, которая в режиме энергосбережения включалась раз в 5 суток для проверки наличия сигнала с Земли. На десятый день полёта станция перестала отвечать на сигналы и была потеряна[3].
Через три месяца полёта, так и не восстановив связь, космический аппарат пролетел мимо цели на расстоянии около 100 000 км и продолжил полёт, как искусственный спутник Солнца.
Список аппаратов 1ВА
Название | Дата запуска | Стартовая площадка | Ракета-носитель | NSSDC ID | SCN | Статус | Примечания |
Тяжёлый спутник 01 (1ВА № 1) | 04.02.1961 | Байконур, Пл. 1, ПУ-5 | Молния № Л1-12 | 1961-002A | 00071 | сход с орбиты | АМС утеряна из-за аварии разгонного блока. |
Венера-1 (1ВА № 2) | 12.02.1961 | Байконур, Пл. 1 | Молния | 1961-003A | 00080 | потеря связи | Станция потеряна при перелёте к Венере. Первый близкий (100 тыс. км) пролёт около Венеры. |
Результаты миссий
«Венера-1»
стала первым космическим аппаратом, оказавшимся в сфере действия тяготения Венеры. Впервые проведён успешный запуск на межпланетную траекторию. Во время полёта в межпланетном пространстве было подтверждено наличие солнечного ветра. Были учтены просчёты проектирования, выявленные в ходе обоих запусков: впредь приёмопередающая система не отключалась ни при каких обстоятельствах. Ещё одним выводом стала необходимость постройки наземного испытательного макета, на котором можно было бы отрабатывать нештатные ситуации, возникающие с АМС в течение полёта[3].
Детали полёта
Устройство стартовало 17 августа 1970 года. Точное время начала его движения – 8 часов 38 минут 21,745 секунд (по Москве). Место запуска – космодром Байконур. Далее события развивались следующим образом:
- 2 октября, 17 ноября – организация успешных коррекций в отношении орбиты станции (ориентация производилась по Солнцу);
- 15 декабря, когда с момента старта прошло 120 суток, случилось достижение станцией окрестностей планеты, далее произошло снижение скорости её движения до 200 метров в секунду с сохранением прежних перегрузок;
- в это же время тормозной парашют, принадлежащий спускаемому устройству, был введён в действие, случилось это после достижения им высоты 55 км (давление извне – 0,7 атмосфер);
- 15 декабря – непосредственно посадка на поверхность планеты, причём сведения с устройства поступали на Землю на протяжении 53 минут, но когда агрегат посетил атмосферу, в нём перестал работать телеметрический коммутатор.
Спускаемый аппарат автоматической межпланетной станции «Венера-7». Макет 1:1
Наряду с этим организовывались радиоизмерения в отношении изменения сигнала. Именно эти показатели позволили определить путь, который был пройден, а также осуществить «привязку» температурных колебаний к определённому значению высоты, а затем добиться определения момента, в который произошло касание венерианской поверхности.
Эти же сведения позволили зафиксировать скачок скорости, случившийся в середине спуска. Впоследствии были получены сведения о скоростном режиме, который был актуален в момент касания поверхности. В качестве предполагаемой причины этого явления выступает самопроизвольное срабатывание элемента, спровоцированное статическим электричеством, что породило отстрел стренг парашюта.
Несмотря на временные трудности, «Венера-7» села на поверхность и сделала это мягко, т. е. основная миссия устройства была завершена. Но к сожалению, учёные так и не смогли провести нужные измерения. Поэтому планируется запуск к венерианской поверхности некоторых других агрегатов. Это позволит получить больше данных и уточнить показатели, которые уже известны и подсчитаны.
2МВ
Второе поколение АМС серии 2МВ запускалось в стартовое окно 1962 года для исследования Венеры и Марса. Для венерианской программы было выделено три аппарата, два из которых предназначались для посадки (индекс 2МВ-1) и один — для изучения планеты при пролёте (индекс 2МВ-2). Учитывая прошлый опыт, разработчиками была полностью перепроектирована система связи[5]. Унифицированная космическая платформа состояла из двух частей — унифицированного орбитального отсека (одинаковый для всех аппаратов, запускаемых для исследования Венеры и Марса) и специального отсека, оснащаемого научными приборами в зависимости от цели миссии.
Ни один из аппаратов не смог даже достичь орбиты Земли из-за аварий разгонного блока «Л» ракеты-носителя Молния[5].
Список аппаратов 2ВА по программе «Венера»
Название | Дата запуска | Стартовая площадка | Ракета-носитель | NSSDC ID | SCN | Статус | Примечания |
2МВ-1 № 3 (Спутник-19) | 25.08.1962 02:52:00 UTC | Байконур, Пл. 1 | Молния / Блок «Л» | 1962-040A | 00371 | сход с орбиты | АМС утеряна из-за аварии разгонного блока. |
2МВ-1 № 4 (Спутник-20) | 01.09.1962 02:24:00 UTC | Байконур, Пл. 1 | Молния / Блок «Л» | 1962-043A | 00381 | сход с орбиты | АМС утеряна из-за аварии разгонного блока. |
2МВ-2 № 1 (Спутник-21) | 12.09.1962 01:40:00 UTC | Байконур, Пл. 1 | Молния / Блок «Л» | 1962-045A | 00389 | сход с орбиты | АМС утеряна из-за аварии разгонного блока. |
Запуск
Старт автоматической межпланетной станции «Венера-1» (изделие 1ВА № 2) был осуществлён 12 февраля 1961 года в 5 часов 9 минут московского времени. Ракета-носитель «Молния». Выведенная связка зонд-разгонный блок была объявлена «тяжёлым спутником 02» («Спутник-8»).
Начальные параметры орбиты связки зонд-разгонный блок составляли:
- масса: 6424,0 кг;
- перигей: 229,0 км;
- апогей: 282,0 км;
- наклонение: 65°;
- период: 89,6 минуты.
Затем, с помощью разгонного блока, АМС «Венера-1» была переведена на траекторию полёта к планете Венера. Впервые в мире был осуществлён запуск космического аппарата с околоземной орбиты к другой планете. Отработанный разгонный блок сохранил наименование «тяжёлый спутник 02» («Спутник-8»).
Почтовая марка СССР посвящённая запуску «Венеры-1»
Это был второй советский пуск к Венере. Первый пуск однотипного с «Венерой-1» аппарата 1ВА № 1 состоялся незадолго, 4 февраля 1961 года, и окончился неудачей из-за отказа разгонного блока. Неудачный пуск, в пропагандистских целях, был представлен как успешный запуск «тяжёлого спутника 01» (он же «Спутник-7»). Успешное выведение «Венеры-1» состоялось во многом из-за быстрого анализа причин отказа и спешной доработки разгонного блока с использованием подручных средств.[1]
3МВ
Третье поколение АМС серии 3МВ также предназначалось для исследования Венеры и Марса и разрабатывалось в двух вариантах: для посадки (3МВ-1) и для пролёта (3МВ-2). За основу был взят проект 2МВ, основными изменениями стали работы по повышению надёжности путём дублирования элементов системы ориентации.
Список аппаратов 3МВ по программе «Венера»
Название | Дата запуска | Стартовая площадка | Ракета-носитель | NSSDC ID | SCN | Статус | Примечания |
3МВ-1А № 4А | 19.02.1964 | Байконур, Пл. 1 | Молния-М / Блок «Л» | сход с орбиты | АМС утеряна из-за аварии третьей ступени. | ||
Космос-27 (3МВ-1А № 5) | 27.03.1964 | Байконур, Пл. 1 | Молния-М / Блок «Л» | 1964-014A | 00770 | сход с орбиты | АМС утеряна из-за аварии разгонного блока. |
Зонд-1 (3МВ-1 № 4) | 02.04.1964 | Байконур, Пл. 1 | Молния-М / Блок «Л» | 1964-016D | 00785 | потеря связи | Из-за разгерметизации приборного отсека произошёл отказ системы связи. Пролет АМС на расстоянии 110 000 км от Венеры. |
Венера-2 (3МВ-4 № 4) | 12.11.1965 | Байконур, Пл. 1 | Молния-М / Блок «Л» | 1965-091A | 01730 | частичный успех | Из-за выхода из строя системы управления основная задача не выполнена. Пролет АМС на расстоянии 24 000 км от Венеры. |
Венера-3 (3МВ-3 № 1) | 16.11.1965 | Байконур, Пл. 1 | Молния-М / Блок «Л» | 1965-092A | 01733 | потеря связи | 16 февраля 1966 система связи вышла из строя. 1 марта 1966 аппарат врезался в поверхность Венеры. |
Космос-96 (3МВ-4 № 6) | 23.11.1965 | Байконур, Пл. 1 | Молния-М / Блок «Л» | 1965-094A | 01742 | сход с орбиты | АМС утеряна из-за аварии разгонного блока. |
Советский штурм Венеры, научно-популярный фильм 1969 года
Венера — это вторая по удаленности от Солнца планета нашей Солнечной системы, вместе с Землей, Марсом и Меркурием она входит в семейство планет земной группы. Эта планета названа в честь древнеримской богини любви Венеры. Год на этой планете составляет 224,7 земных суток, при этом она вращается в направлении, противоположном направлению вращения большинства планет Солнечной системы.
Для изучения Венеры в СССР была создана целая серия автоматических межпланетных станций (АМС) представляющих собой космические аппараты, способные самостоятельно приземляться на поверхность планеты, проводить исследования и обеспечивать связь с Землей.
Первые АМС столкнулись с крайне экстремальными условиями атмосферы Венеры, что привело к внесению в конструкцию этих аппаратов серьезных изменений, АМС были модернизированы настолько, что были работоспособны при температуре более 700 градусов по Кельвину и при давлении более чем в 90 атмосфер!
Зависимость давления и температуры атмосферы Венеры от высоты над поверхностью планеты
Первым космическим аппаратом, оказавшимся в сфере действия тяготения Венеры, стала советская межпланетная станция «Венера-1», которая пролетела в 100 тысячах километрах рядом с планетой. Разработана эта АМС на ОКБ-1 (ныне Ракетно-космическая корпорация «Энеергия» имени С. П. Королёва).
Автоматическая межпланетная станция Венера-2
Первые комические аппараты, которые совершили успешную посадку на Венеру стали АМС «Венера-2» и АМС «Венера-3», запущенные Советским Союзом в ноябре 1965 года. Именно Венера-2 стала первым искусственным объектом на поверхности Венеры 1 марта 1966 года. Однако получить данных с поверхности не удалось, так как после посадки связь с аппаратами была утеряна.
Спускаемый межпланетный космический аппарат Венера-4
«Венера-4» представляла собой автоматическую межпланетную станцию, которая была предназначена для исследования планеты Венера путем доставки спускаемого аппарата в атмосферу планеты и изучение физических параметров и химического состава атмосферы. Она была создана на Машиностроительном заводе имени С. А. Лавочкина, на базе ранних разработок ОКБ-1 С. П. Королёва. Межпланетная станция «Венера-4» состояла из орбитального отсека и спускаемого аппарата.
Советский межпланетный аппарат Венера-10
АМС Венера-10 была запущена 14 июня 1975 года с помощью ракеты-носителя «Протон-К» с разгонным блоком ДМ. Посадка этой станции на поверхность Венеры состоялась через четыре с половиной месяца — 25 октября 1975 года. Венере-10 удалось проработать на поверхности планеты всего 65 минут. Это позволило сделать измерения плотности, давления, температуры различных слоев атмосферы, количества водяного пара, а также провести нефелометрические измерения частиц облаков, измерения освещенности в различных участках спектра. Для измерений характеристик грунта спускаемый аппарат использовал радиационный плотномер, помимо гамма-спектрометра. Измерение освещенности у поверхности Венеры показали что поверхности планеты достигает около 5-10% солнечной энергии (в виде излучения, рассеянного облаками).
Последующие поколения венерианских АМС
- «Венера-4»
в октябре 1967 года доставила на Венеру сферический спускаемый аппарат, который в течение 94 минут с помощью парашютной системы опускался на ночной стороне планеты. Была получена информация о том, что на высоте 25 км температура атмосферы Венеры составляет 271 °C, а давление — 17—20 атмосфер. Было установлено, что атмосфера Венеры на 90 % состоит из углекислого газа. Была обнаружена водородная корона Венеры. Если до полёта «Венеры-4» считалось, что давление на поверхности Венеры составляет 10 атмосфер, то обработка данных «Венеры-4» позволила получить новую, на порядок большую оценку — около 100 атмосфер, что было учтено при проектировании следующих аппаратов серии. Запуск 17 июня 1967 г. аналогичной АМС 3МВ-4
«Венера-67A» («Космос-167»)
для спуска на Венеру не удался. - «Венера-5»
и
«Венера-6»
в мае 1969 года вошли в ночную атмосферу Венеры и передали уточнённые данные о более глубоких слоях атмосферы. Во время перелёта были получены новые данные о структуре потоков плазмы (солнечного ветра) вблизи Венеры. - «Венера-7»
запущена 17 августа 1970 года, 15 декабря 1970 года достигла Венеры. Её спускаемый аппарат был полностью переделан по сравнению с предыдущими станциями («Венера-4, 5, 6»), и был рассчитан на давление, на порядок большее — 180 атмосфер, что позволило впервые в мире совершить мягкую посадку на поверхность Венеры работоспособного аппарата (предыдущие станции были разрушены атмосферным давлением на высотах от 18 до 28 км). Информация передавалась 53 минуты, в том числе 20 минут — с поверхности (первый случай радиосвязи с поверхности другой планеты). Из-за выхода из строя коммутатора, из всех установленных приборов были получены только данные термометра. Тем не менее, по интегрированию доплеровского сдвига сигнала удалось привязать данные о температуре к высоте. По полученным данным был выявлен адиабатический характер изменения температуры, что по данным измерений предыдущих станций позволило рассчитать распределение давления и плотности атмосферы Венеры по высоте вплоть до поверхности: у поверхности давление атмосферы Венеры составило 90 ± 15 атмосфер, а температура — 475 ± 20 °C. Запуск 22 августа 1970 г. аналогичной АМС 3МВ-4
«Венера-70A» («Космос-359»)
для посадки на Венеру не удался. - «Венера-8»
, запущена 27 марта 1972 года, и 22 июля 1972 года, через 117 суток после старта достигла Венеры, впервые осуществив мягкую посадку на её дневной стороне. Спускаемый аппарат был вновь переделан — снижение расчётного рабочего давления до 105 атмосфер (вместо 180 на «Венере-7») позволило облегчить его почти на 40 кг, что позволило разместить на станции дополнительные приборы — фотометр и прибор для измерения концентрации аммиака. Одной из целей было измерение освещённости, необходимое для последующего фотографирования поверхности. Впервые была измерена освещённость на поверхности планеты (она оказалась такой же, как на Земле в пасмурный день), была измерена концентрация аммиака на высотах 33 и 46 км, с помощью гамма-спектрометра было впервые проведено исследование грунта другой планеты. По доплеровскому смещению сигнала во время спуска была измерена скорость ветра на разных высотах. Программа полёта станции «Венера-8» была выполнена полностью. Запуск 31 марта 1972 г. аналогичной АМС 3МВ-4
«Венера-72A» («Космос-482»)
для посадки на Венеру не удался. - «Венера-9»
и
«Венера-10»
— тяжёлые АМС нового третьего поколения, разработанные, как и все последующие, в НПО им. Лавочкина. Спускаемые аппараты станций «Венера-9» и «Венера-10» в октябре 1975 года совершили посадку на дневной стороне планеты на расстоянии около 2000 км друг от друга. Спустя две минуты после посадки начиналась передача телевизионной панорамы. Это были первые в мире фотографии, переданные с поверхности другой планеты. Была измерена плотность грунта и содержание естественных радиоактивных элементов. Передача информации со спускаемого аппарата длилась 53 минуты. Сами станции продолжали полёт, выйдя на двухсуточные сильно вытянутые эллиптические орбиты Венеры, и стали таким образом первыми в мире искусственными спутниками Венеры. - «Венера-11»
и
«Венера-12»
в декабре 1978 года совершили посадку на дневную сторону Венеры. В комплексе измерений параметров атмосферы планеты велась регистрация электрических разрядов. Передача изображений с поверхности не удалась. - «Венера-13»
и
«Венера-14»
— спускаемые аппараты станций в марте 1982 года совершили мягкую посадку на поверхность планеты. Впервые были получены цветные изображения поверхности и проведён прямой анализ грунта планеты. Также СА имели микрофоны, производилась передача звука с поверхности (в продетектированном[
прояснить
] виде)[6][
неавторитетный источник?
]. - «Венера-15»
и
«Венера-16»
в октябре 1983 года стали искусственными спутниками Венеры. В течение нескольких месяцев передавали на Землю радиолокационные изображения[7] поверхности Венеры с разрешением в 1—2 км.
Дальнейшим продолжением программы «Венера» в СССР стала программа «Вега» по исследованию Венеры (посадочными аппаратами и аэростатами в атмосфере), а также кометы Галлея. АМС «Вега-1»
и
«Вега-2»
запущены в июне 1985 г.
В постсоветской России есть проекты по запуску к Венере в 2024 г. АМС «Венера-Д»[8] и позже АМС «Венера-Глоб».
Космические аппараты СССР серии «Венера»
Долгое время Венера оставалась для астрономов своего рода «неизвестной землей». Связано это с постоянно окутывающей ее плотной облачностью. С помощью телескопов так и не удалось даже установить продолжительность суток на Венере. Первую такую попытку предпринял известный французский астроном итальянского происхождения Джованни Кассини еще в 1667 году. Он заявил, что сутки на Утренней звезде почти не отличаются от земных и равны 23 ч 21 мин.
В 80-х годах XIX столетия другой великий итальянец — Джованни Скиапарелли — установил, что эта планета вращается существенно медленнее, но и он по-прежнему был далек от истины. Даже когда в дело пошли межпланетные локаторы, установить ее удалось не сразу. Так, в мае 1961 года группа советских ученых таким путем пришла к выводу, что сутки на Венере длятся 11 земных суток.
Только через год американские радиофизики Голдстайн и Карпентер смогли получить более или менее реальную величину: по их расчетам, Венера совершает один оборот вокруг своей оси за 240 земных суток. Последующие измерения показали, что их продолжительность достигает 243 земных. И это при том, что оборот вокруг Солнца эта планета совершает за 225 земных суток!
То есть сутки там длятся больше года. При этом Венера еще вращается и вокруг своей оси в направлении, противоположном характерному для Земли и почти всех остальных планет, то есть светило восходит там на западе, а заходит на востоке.
По размерам своим Утренняя звезда почти не отличается от Земли: экваториальный радиус у Венеры составляет 6051,8 км, а у Земли — 6378,1; полярные радиусы — 6051,8 и 6356,8 км соответственно. Близка у них и средняя плотность: 5,24 г/см³ у Венеры и 5,52 г/см³ у Земли. Ускорение свободного падения на нашей планете всего на 10% больше венерианского. Так что, казалось бы, ученые прошлого не зря фантазировали о том, что где-то под облачным покровом Утренней звезды таится жизнь, похожая на земную.
Еще в первой половине XX века научно-популярные журналы живописали, что близлежащая планета находится в своем развитии на стадии своего рода каменноугольного периода, что на ее поверхности плещутся океаны, а суша покрыта пышной экзотической растительностью. Но как же они на самом деле были далеки от истинного положения вещей!
В 1950-х годах с помощью радиотелескопов было установлено, что атмосфера Венеры имеет огромную плотность: в 50 раз больше, чем у поверхности Земли. Это значило, что атмосферное давление у поверхности Венеры в 90 раз больше земного!
Когда Венеры достигли межпланетные автоматические станции, удалось выяснить еще много интересного. «Венера» — серия советских автоматических межпланетных космических аппаратов для изучения планеты Венера и космического пространства. Жёсткие условия на Венере, а также первоначальный недостаток достоверной информации о таких параметрах как температура и давление, сильно осложняли процесс исследования планеты. Спускаемые аппараты первых серий даже имели запас плавучести. Первые полёты их проходили неудачно — но это были первые в истории человечества автоматические межпланетные перелёты.
Первые запуски к далекой планете состоялись в феврале 1961 года. Тогда это не было ещё традицией, но пуски уже совершались парами. 4 февраля в полет отправилась первая венерианская станция, сделанная в ОКБ–1 Сергея Павловича Королёва. Ракета–носитель «Молния» впервые смогла вывести КА на орбиту, а вот разгонный блок не сработал, и станция, проходившая по документам как «объект 1ВА», к Венере не ушла. Если бы пуск был аварийным, о нем можно было бы умолчать — Советское правительство очень не любило признавать неудачи — но спутник–то был! И тогда в сообщении ТАСС было на весь мир объявлено о запуске тяжелого спутника массой 6483 кг и успешном выполнении поставленных при этом научно–технических задач. Никакого другого имени у него, кстати, не было: встречающееся в некоторых источниках название «Спутник–7» было дано западными аналитиками, что называется, «для определенности».
В те времена представления ученых о Венере были весьма скудны и противоречивы. Всерьез рассматривалась гипотеза о том, что ее поверхность покрыта океаном, и поэтому первые советские КА к Венере рассчитывались на приводнение. В их конструкцию входил «сахарный замок» — сахар должен был растаять в воде, после чего раскрывались антенны спускаемого аппарата — а советский вымпел делался в виде сферы, способной плавать в океане.
«Венера–4» достигла цели 18 октября. Спускаемый аппарат с набором научной аппаратуры благополучно отделился и впервые в истории космонавтики провел прямые измерения состава атмосферы Венеры при спуске в ней на парашюте. Спускаемый аппарат мог работать при температуре вплоть до +425°C и при давлении до 10 атмосфер, причем для увеличения шансов на успех он десантировался на ночную сторону планеты. Перед стартом он был подвергнут стерилизации с целью предотвращения переноса на Венеру земных микроорганизмов.
Сигнал прекратился внезапно через 95 минут после начала спуска, на 25–26 км ниже начальной точки, когда за бортом было +280°C и 15 атмосфер. Сначала всем казалось, что это и был момент посадки и что «Венере–4» удалось дойти до поверхности в рабочем состоянии. И лишь через несколько недель после сличения данных «Венеры–4» с измерениями с американской станции Mariner 5, которая прошла мимо планеты 19 октября, стало ясно: это ошибка. В действительности на высоте около 28 км аппрарат был раздавлен атмосферным давлением, оказавшимся намного больше предусмотренного при конструировании.
«Венера–5» достигла цели 16 мая 1969 года, а «Венера–6» — 17 мая. После раскрытия парашютов у спускаемых аппаратов включались научные приборы и начиналась передача научной информации на Землю. Весь спуск на парашютах занимал около 50 минут, после чего на высоте 18 километров при давлении около 27 атмосфер оба СА были раздавлены.
15 декабря в 8 часов 34 минут 10 секунд спускаемый аппарат станции «Венера–7» впервые в мире совершил мягкую посадку на поверхность Венеры. В общей сложности он передавал на Землю информацию в течение 53 минут, в том числе около 20 минут с поверхности Венеры. Измеренная температура у поверхности Венеры составила 475°±20°С; она соответствовала давлению 90±15 атмосфер.
Автоматическая станция «Венера–8» по целям и задачам полета практически полностью повторяла станцию «Венера–7». По результатам полета предыдущей станции была скорректирована модель атмосферы планеты, что позволило проектировать новый спускаемый аппарат под реальные условия с небольшим запасом. Вместо расчетного давления 150 атмосфер было принято 105 атмосфер, а вместо 540° — 493°С. Снижение максимальных значений температуры и давления атмосферы Венеры позволило уменьшить толщину стенки приборного отсека СА, что дало возможность снизить вес спускаемого аппарата на 38,5 кг.
После 55 минут плавного спуска на парашюте в атмосфере аппарат совершил посадку на освещенной стороне Венеры в 500 км от утреннего терминатора вблизи экватора, причем вертикальная скорость в момент касания составила 8,3 м/с. Прием радиосигнала и телеметрической информации продолжался еще в течение 50 минут после посадки. Все это время бортовые системы и научные приборы работали нормально, что позволило получить полную информацию не только об атмосфере Венеры, но и об условиях на ее поверхности.
«Венера–8» стала последней станцией первого поколения, рассчитанной на использование РН «Молния». Последующие аппараты проектировались уже под тяжелый «Протон». Из–за этого в астрономическое окно 1973 года запусков не было, а в июне 1975 года к Венере отправились два совершенно новых аппарата: «Венера–9» и −10. Они совершили посадку в середине дня. Оказалось, что полдень на Венере по количеству света напоминал сумерки ясного дня на 3емле. Станции успешно выполнили съемку местности. Оптико–механические панорамные телекамеры, сконструированные под руководством А.С. Селиванова в Институте космического приборостроения, впервые показали, как поверхность Венеры выглядит вблизи.
Оба аппарата опустились в области Бета на каменистую поверхность угольно–темного цвета. В месте посадки «Венеры–9» это оказалась россыпь плитчатых камней (поперечником от нескольких сантиметров до полуметра), расположенная на довольно крутом склоне в 15–20°. «Венера–10» опустилась на ровный участок — поверхность одного из массивов скальных пород, местами присыпанного мелкими обломками вроде щебня. Неподалеку тянулись обширные плоские выходы скал. Каждая из станций передала черно–белую панораму с обзором в 180°. Эти снимки стали настоящей сенсацией.
С помощью станций «Венера–13 и –14» была сделана полная цветная панорамная съемка (в 360°) ландшафтов в двух районах этой планеты. Они показали, что небо Венеры имеет светло–оранжевый цвет, такой же оттенок лежал и на камнях, и на поверхностном грунте, хотя и были они почти черными. Увиденное не добавило оптимизма сторонникам гипотезы древних венерианских океанов. Стало ясно, что поверхность планеты представляет собой огромную бескрайнюю пустыню: воды на Венере попросту не оказалось — в условиях венерианской жары ни один водный бассейн существовать не может. Необычайно мало водяного пара содержит и атмосфера планеты.
Изображение с «Венеры-9»
Изображение с «Венеры-10»
Советские исследования Венеры продолжались до 1985 года, когда посадку на ее поверхность осуществили спускаемые аппараты с АМС «Вега–1» и «Вега–2». Помимо спускаемых аппаратов были запущены аэростатные зонды, которые дрейфовали на высоте 50–60 километров. Каждый зонд проработал около 46 часов, пройдя за это время путь в 12 000 километров со средней скоростью 250 км/ч. После 1985 года СССР и Россия не производили никаких запусков для исследований Венеры. Будут ли они в ближайшее время — неизвестно.
Всего в СССР было осуществлено 30 запусков в сторону этой планеты, из которых успешными можно признать 15.
источник
Примечания
- №15840 (англ.). Gazetteer of Planetary Nomenclature
. IAU Working Group for Planetary System Nomenclature. - https://www.roscosmos.ru/media/files/moon/15.pdf
- ↑ 1234Борис Черток.
Ракеты и люди. Фили — Подлипки — Тюратам. — 2-е издание. — М.: Машиностроение, 1999. — ISBN 5-217-02935-8. - Екатерина Шутова.
Венера — «русская планета»
(неопр.)
. Газета.ру (1 марта 2016). Дата обращения 30 ноября 2020. - ↑ 12Борис Черток.
Ракеты и люди. Фили — Подлипки — Тюратам. — 2-е издание. — М.: Машиностроение, 1999. — ISBN 5-217-02935-8. - Реконструкция звука (промодулированная огибающая)
- от 23 февраля 2007 на Wayback Machine
- РАН: запуск «Венеры-Д» состоится не ранее 2024 года (неопр.)
(9 апреля 2012). Дата обращения 23 июня 2012.