Космодром «Восточный» — главная стройка страны!

Восточный строят в Амурской области, возле города Циолковский. Дорога неблизкая. Чтобы добраться до Циолковского из Москвы, потребуются почти сутки. Сначала надо долететь до Благовещенска, а это около 7 часов только непосредственно полета. Затем еще двести километров по заснеженной трассе. После смены шести часовых поясов и долгого путешествия в микроавтобусе гостиничный номер кажется вожделенной целью. Но это минутная слабость — возможность своими глазами увидеть новейший космодром того стоит.

Циолковский — закрытый город. Шлагбаумы и КПП на въезде, камеры, пропуска — казалось бы, постороннему человеку здесь делать нечего. Однако туристам в Циолковском рады, утверждают власти. Только вот озаботиться получением документа, разрешающего въезд в город, нужно заранее, позвонив по телефону, указанному на сайте города. Для туристов здесь есть музей, где знакомят с историей и космодрома «Восточный», и размещавшейся здесь 27-й ракетной Краснознаменной дивизии, и города в целом со дня его основания. История эта, кстати, довольно интересная.

Название Циолковский город получил сравнительно недавно — в 2015 году, по результатам опроса жителей. Впервые же населенный пункт на этом месте появился в 1961 году и назывался Углегорск. Впрочем, уголь здесь никогда не добывали. В Углегорске размещалась ракетная дивизия, а ракетные шахты замаскировали под угольные разработки — чтобы запутать потенциального противника.

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Сегодня Циолковский внутри — обычный российский город численностью около 10 тысяч человек. Новые парки и дороги, современный спортивный центр, детская школа искусств, свежий жилой микрорайон. Есть небольшой торговый центр. А в культурно-досуговом работает сувенирная лавка, где можно купить не только традиционные значки, ручки, магниты, но и, например, космическое питание и одежду с символикой «Восточного».

Налицо и другая, тоже известная сторона.

Что будет с недостроем

Некоторые из недостроенных объектов могут разрушиться, если ими не заняться, признает гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.

— Мы это прекрасно понимаем, и хочу сказать, что достройка первой очереди под жесточайшим контролем генеральной дирекции нового состава и одновременное ритмичное строительство второй очереди космодрома Восточный… эта задача, я уверен, будет выполнена, — говорит он тут же, на Восточном, отвечая на вопросы журналистов.

Цистерну для хранения азота и кислорода везут к месту ее установки. Фото: Ренат Закиев / РГ

Достраивать будут одновременно с возведением второй очереди космодрома. Среди недостроя — жилье, дороги, котельные, депо.

— Мы не хотим работать с приезжающими боевыми расчетами. Нам нужны люди, которые будут жить здесь постоянно и обеспечивать подготовку и проведение пусков. Поэтому жилье нам крайне необходимо, — убеждает глава «Роскосмоса».

По его словам, сейчас идет обследование брошенных ранее объектов, в январе должны быть выделены деньги на завершение работ. В 2020 году должны сдать 750 квартир, всего же предстоит возвести еще 1 700 квартир.

Зачем России «Восточный»?

Кажется, на этот вопрос здесь уже устали отвечать. И все же — окруженный тайгой, прикрытый снегом, пронизанный морозной дымкой космодром, куда грузы везут со всей страны за тысячи километров, порой рождает подобные мысли у приезжающих.

Восточный должен обеспечить независимость от космодрома Байконур, находящегося сегодня в другом государстве — Казахстане, объясняют в «Роскосмосе». Впрочем, полностью отказываться от испытанного годами Байконура не планируется — на данном этапе Восточный должен снизить нагрузку на Байконур и затраты на его аренду.

Но дело не только в этом.

Строительство Стартового комплекса для ракеты «Ангара». Фото: Ренат Закиев / РГ

Строительство космодрома «Восточный» не только решает приоритетную государственную задачу, но и позитивно влияет на социально-экономическое развитие территорий, отмечали недавно в своем исследовании эксперты Дальневосточного отделения РАН совместно с институтом Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ. Среди социальных эффектов исследователи выделили создание 4000 рабочих мест, а также развитие кадрового потенциала для высокотехнологичных областей промышленности. Особое значение проект будет иметь для Амурского госуниверситета, который становится одним из опорных для космической отрасли. Амурская область получит также новую транспортную, коммунальную и производственную инфраструктуру — совокупный вклад в развитие инфраструктуры оценивается в 300 миллиардов рублей.

Есть и еще одна причина. Восточный расположен всего на 6 градусов севернее Байконура, но имеет возможность пусков ракет по более удобной траектории. К примеру, районы падения отделяющихся частей ракет-носителей расположены в малонаселённых районах России или в нейтральных водах. В отличие от того же Байконура, где начальный участок траектории ракет расположен над территориями иностранных государств.

Ну и наконец, погодные условия. Над «Восточным» довольно часто светит солнце, а это немаловажно при запусках ракет.

Эксплуатация космодрома началась в 2020 году. Первый пуск с выводом на околоземную орбиту трёх спутников состоялся 28 апреля 2016 года. Но до сих пор ракеты с «Восточного» запускали крайне редко — не более двух раз за год. Именно 2020-й должен стать переломным, надеются в «Роскосмосе».

— Во-первых, мы довели до ума основные объекты пускового минимума: технического комплекса и стартового комплекса. Сейчас, после проведения экспертизы, эти объекты будут приняты в штатную эксплуатацию, — рассказывает Рогозин. — До сих пор пуски проводились по решению специальной экспертной госкомиссии, которая предпринимала некоторые компенсирующие мероприятия для обеспечения пуска.

Другой же причиной нерегулярности запусков с «Восточного» он назвал привязанность космических специалистов к Байконуру.

— Нам нужно было убедить партнеров, переписать контракты. Пришлось привезти сюда, показать им инфраструктуру. Есть инерция, специалисты привыкли к Байконуру — и наши, и иностранные. Как они говорили, там все намоленное, здесь все новое. Пришлось ломать эту инерцию.

Общие характеристики

В космических полетах, как и в физике вообще, большую роль играют точные цифры: именно они определяют, как и что будет функционировать. Однако когда звезды и галактики регулируются самостоятельно, космонавтика всецело зависит от человека. Выверенность действий и надежность конструкций космических аппаратов и вспомогательных средств значат не меньше, чем понимание физических законов. Особенно это касается космодрома, стартовой точки любого космического запуска — после возведения его нельзя изменить в корне, а тем более переместить.

Космодром Восточный

Что же собой представляет космодром Восточный? Мы собрали основные его параметры:

Координаты Восточного

Космодром расположен по 51° 49′ 0″ северной широты, 128° 15′ 0″ восточной долготы. Наверняка вы обратили внимание на точность координат до минут — целые цифры позволяют ускорить расчеты траекторий ракет. Вместе с тем отклонение космодрома от экватора очень большое. Это очень важный параметр для космонавтики, влияние которого на Восточный мы рассмотрим дальше.

Общая площадь космодрома

Космодром занимает около 700 квадратных километров, вся территория — 1035 км2.Сюда входят не только «рабочие» постройки Восточного, но и инфраструктура, жилые помещения для рабочих, склады и т.д. Панорамы космодрома

Пусковые комплексы

Космодром оборудован стартовыми столами сразу для двух типов космических устройств: ракет-носителей среднего класса «Союз-2» и тяжелых ракет «Ангара». Именно ракета «Союз» торжественно откроет космодром; пусковой стол для «Ангары» будет возведен позже. К слову, последние способны выводить на околоземную орбиту пилотируемые космические аппараты, превращая тем самым Восточный в новый центр космонавтики.

Схема космодрома Восточный

Вторичные постройки

Как и все другие космодромы, Восточный должен быть оборудован всем для сборки и заправки ракет. Поэтому вместе со стартовыми установками строятся заводы для производства азота, кислорода и водорода, ангары для монтажа и тестирования космических аппаратов, комплексы подготовки и размещения космонавтов, а также очистные и водозаборные установки.

Управление

Настоящее сердце космодрома — это не стартовые столы и космические аппараты, а командный центр и комплекс измерительных средств. 67 километров кабеля позволяют дистанционно управлять всеми этапами подготовки и запуском ракеты — но это далеко не единственная функция центра. Он содержит наборы радиолокаторов, спутниковых устройств связи и обсервационных устройств для того, чтобы отслеживать и управлять запущенной ракетой, а также помогать другим космодромам выполнять их задачи.

Инфраструктура

Космодром — это не только важный научный и коммерческий объект, но и социальный центр. Всем работникам Восточного, от космонавтов до разнорабочих, нужно где-то жить, питаться, развлекаться и поддерживать свое тело в здоровом состоянии. Нужны магазины, больницы, спортзалы, жилые дома, кинотеатры и еще больше людей, которые будут работать в сфере обслуживания. Это требует постройки целого города — поселок Углегорск рядом с космодромом, будет расширен и усовершенствован с расчёта на проживание 12 тысяч человек. В 2020 году город переименовали в Циолковский — в честь Константина Циолковского, основоположника советского ракетостроения.

Космодром Восточный, спутниковый снимок

Кроме постройки города для персонала, космодрому нужны транспортные каналы — только самолеты и железная дорога могут доставлять компоненты космических аппаратов и ракетное топливо к месту запуска. До постройки Восточного Циолковский был отдален от Транссибирской магистрали на 5 километров, но теперь проложат отдельную ветку и вдобавок соорудят большой аэродром.

Дом для «Ангары»

Пока же вокруг стартового стола для «Союзов» тишина — ближайший пуск намечен на апрель. Работа ведется преимущественно в производственных помещениях, где готовят ракеты к старту. Ряд блоков уже дожидается своей очереди в технологическом отсеке.

Фото: Ренат Закиев / РГ

А 25 декабря на станцию Ледяная у космодрома Восточный прибыл специальный железнодорожный состав с блоками трех ракет-носителей (РН) «Союз-2.1б», а также два головных обтекателя для РН «Союз-2.1б»

Настоящая «жара» — на другом участке, где строится вторая очередь космодрома: стартовый стол для пусков ракет семейства «Ангара» и сопутствующая инфраструктура. На этой площадке, несмотря на 20-30-градусные морозы, сейчас трудятся около 1300 человек. К лету число должно увеличиться более чем втрое — до пяти тысяч.

Для персонала строятся отапливаемые общежития, столовая, штаб.

Одно из семи зданий общежитий, уже готовое к приему постояльцев. Фото: Ренат Закиев / РГ

Одно из общежитий, уже готовых принять постояльцев, показали журналистам. Внутри тепло, даже жарко — фотоаппаратура тут же запотевает, а пальцы приобретают прежнюю чувствительность.

— Потрогайте полы — теплые, как в хорошей квартире, — скромно улыбается заместитель главного инженера компании-подрядчика Виталий Кокшаров и ведет к котлу, который разливает тепло по вытянутому зданию общежития.

В техническом помещении общежития. Фото: Ренат Закиев / РГ

— Первыми должны переселить тех, кто сейчас живет во временном городке, доставшемся от строителей первой очереди космодрома. Всего же будет построено семь общежитий, каждое из них сможет вместить 300 человек, — рассказывает он, демонстрируя душевые, комнату отдыха с телевизором, сушильные и гладильные помещения.

Каждое общежитие рассчитано на проживание 300 человек. Фото: Ренат Закиев / РГ

Всего же на территории площадью аж 109 гектаров, предназначенной для «Ангары», предусмотрено строительство более 100 зданий и сооружений. Объем необходимого бетона — почти 300 000 м3, рассказывают строители. Этого хватило бы, чтобы построить 41 пятиэтажку на 100 квартир.

Прямо сейчас возводятся 17 зданий. На месте стартового стола — огромный котлован. А над будущей фундаментной плитой, откуда и будет стартовать ракета, высится пневмоангар размером с футбольное поле. Конструкция способна выдерживать морозы до минус 60 градусов и штормовые ветры до 30 метров в секунду, уверяет Кокшаров. Комфортная температура внутри поддерживается с помощью тепловых пушек, которые позволяют вести работы в круглосуточном режиме. Прямо перед нами экскаваторы вгрызаются в грунт — самая глубокая отметка фундамента расположится на 28 метров ниже уровня земли. Вскоре должно начаться бетонирование.

Прямо отсюда будет стартовать ракета в ближайшем будущем. Фото: Ренат Закиев / РГ

— График работ не просто соблюдается, по строительству ряда объектов есть даже опережение. Качество тоже на самом высоком уровне. Оно достигается в том числе за счет использования высокомарочного бетона, — говорит гендиректор компании-подрядчика Равиль Зиганшин.

В декабре 2020 года на Восточном начался и монтаж технологического оборудования стартового комплекса под ракету «Ангара». По словам замгендиректора ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ) по созданию космодрома Восточный Сергея Костарева, в производстве оборудования были задействованы 14 предприятий. Они же ранее принимали участие в строительстве космодромов Плесецк, Байконур и стартового стола под ракету-носитель «Союз-2» на Восточном.

— Поставляемое оборудование является уникальным, — отмечает Костарев. — На середину декабря прибыло 154 машины автомобильного транспорта и 21 ж/д платформа.

В сотне метрах от старта возводится технологический блок кислорода и азота. Отсюда по специальным трубопроводам криогенные жидкости будут поступать в ракету. Одна из составных частей этого блока — хранилище, представляет собой сооружение в виде железобетонной площадки с фундаментами под резервуары хранения кислорода и азота. В конце декабря здесь уже закончили монтаж емкостей.

Монтаж первой из цистерн для хранения кислорода и азота. Фото: Ренат Закиев / РГ

Сами резервуары сначала везут из Балашихи, где находится производство «Криогенмаша». Путь до «Восточного» по железной дороге занимает две-три недели. Затем «цистерну» длиной более 30 метров и весом 92 тонны на минимальной скорости везет к месту установки негабаритный трал. Для этого перекрывают движение — груз не только очень большой, но и очень ценный. Всего же таких емкостей перевезли 9 штук.

Фото: Ренат Закиев / РГ

Кстати, балашихинские космические заправки стоят на всех российских космодромах, в том числе на космодроме Кура во Французкой Гвиане, на морской платформе «Морской старт», а также в Индии.

Космодром «Восточный»: ну что, поехали?…

Острая необходимость создания национального российского космодрома была осознана сразу после распада СССР. До того момента для пусков в пространство в течение многих десятилетий использовались три «космические гавани» — Капустин Яр, Байконур и Плесецк.

Первый (самый маленький) был основан в 1946 году в Астраханской области как полигон для испытаний ракетной техники. С 1962 года отсюда на орбиту стали запускаться малые спутники серии «Космос». К 1991 году возможности полигона, включающего один стартовый комплекс с двумя пусковыми площадками для лёгких ракет-носителей, резко ограничивали поля падения отделяющихся частей, находящиеся, в том числе, в пределах Атырауской и Западно-Казахстанской областей независимой Республики Казахстана.

Второй (самый крупный) был построен к началу 1957 году в Кзыл-Ординской области Казахстана близ посёлка Тюратам между городками Казалинск и Джусалы в качестве полигона для лётных испытаний и боевого дежурства межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-7. Отсюда 4 октября 1957 года на орбиту вышел первый в мире искусственный спутник Земли ПС-1. Постепенно Байконур стал универсальным космодромом: здесь эксплуатировались ракеты-носители всех классов, запускавшие на различные орбиты и траектории пилотируемые корабли, космические станции и другие аппараты гражданского и военного назначения.

Третий (самый северный) был создан к 1960 году южнее Архангельска как позиционный район базирования усовершенствованных «межконтиненталок» Р-7А (Объект «Ангара»), а через шесть лет получил статус космодрома. Поначалу Плесецк эксплуатировался в интересах Минобороны, и некоторое время считался самым «пускающим» космодромом мира. Отсюда могли стартовать ракеты-носители лёгкого и среднего классов, но энергетически невыгодное положение высокоширотное положение не позволяло осуществлять из Плесецка запуски пилотируемых кораблей и тяжелых геостационарных спутников связи.

В итоге, после распада СССР на российской территории не осталось ни одного полноценного космодрома, дающего возможность выполнять весь спектр космических запусков. Независимый доступ в космос стал для страны проблемой.

Уже в 1992 году начались работы по проекту универсального носителя «Ангара», реализация которого открывала путь к запускам тяжелых космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты с территории России. На начальном этапе проектируемый ракетно-космический комплекс планировалось развернуть в Плесецке, а позднее — на Дальнем Востоке, где позиционному району 27-й Краснознамённой дальневосточной дивизии Ракетных войск стратегического назначения, расположенному близ Углегорска в Амурской области, в 1996 году был присвоен статус космодрома. Увы, Свободный так и не стал полноценным космодромом: с марта 1997 по апрель 2006 года отсюда к орбите ушли лишь пять лёгких конверсионных «Стартов-1». А создание комплекса «Ангара» по многим причинам (в основном, финансовым) растянулось на два десятилетия и первые пуски новой универсальной ракеты из Плесецка были выполнены лишь в 2014 году.

Таким образом, несмотря на то, что юридические вопросы использования Байконура постепенно были урегулированы, задача независимого гарантированного доступа России в космос решена не была. Кроме трудностей организационного плана, эксплуатация российского космодрома несёт заметное финансовое бремя, связанное с арендной платой ($ 115 млн в год) и ощутимыми затратами на поддержание объектов наземной инфраструктуры, находящихся на казахстанской территории.

Между тем, Соединённые Штаты имеют три действующих космодрома (Канаверал во Флориде, Ванденберг в Калифорнии, Среднеатлантический региональный космопорт в Вирджинии), а также базы, с которых можно осуществлять космические пуски (Кодьяк на Аляске и Уайт-Сэндс в Нью-Мехико). Свои космодромы строят частные компании (например, SpaceX). Китай располагает четырьмя космодромами, Япония — двумя, Евросоюз — одним.

Боевые операции западных стран в Ираке и Югославии показали всю важность космической поддержки: связь, навигация и разведка стали ключевыми факторами успешной войны. К середине 2007 года высшее политическое руководство России ребром поставило вопрос о создании полноценного российского космодрома, призванного открыть полностью независимый доступ в космос, гарантируя выполнение национальных отечественных, а также международных и коммерческих космических программ, снизив политические риски.

Место для «космической гавани» выбиралось с учётом самых разнообразных факторов. Точка старта должна находиться как можно ближе к экватору для уменьшения затрат топлива при запуске геостационарных спутников. Трассы полета средств выведения не должны пролегать над густонаселёнными районами. Зоны отчуждения под поля падения отделяемых частей носителей должны располагаться только на территории России, а их число необходимо минимизировать.

Соответственно, космодром следует строить по возможности ближе к океанскому побережью, учитывая наличие энергетической, транспортной и промышленной инфраструктуры, сейсмические и погодные условия.

Во время первого поиска места для дальневосточного космодрома наиболее оптимальными представлялись два района — город Углегорск в Амурской области (где расположен космодром Свободный) и Советская Гавань на побережье Тихого океана.

Оба района имели приблизительно равную функциональность, причём последний был даже несколько предпочтительнее из-за близости к океану (отработавшие ступени могли падать в нейтральных водах), но первый находился в лучших сейсмических условиях. Его в конечном итоге и выбрали. 6 ноября 2007 года Президент В.В. Путин подписал указ о строительстве космодрома Восточный вблизи Углегорска. С этого момента начались рекогносцировочные и расчётно-сметные работы, а также решались различные организационные вопросы.

Роль новой стартовой площадки не сводилась лишь к выполнению пусковых кампаний и обеспечению независимого доступа в космос. Эти задачи сами по себе важны, но отнюдь не единственны. Строительство и эксплуатация космодрома должны были улучшить демографическую и социально-экономическую ситуацию на российском Дальнем Востоке, а также обеспечить развитие местной промышленной базы, в том числе путём привлечения инвестиций отечественного и иностранного частного капитала. Например, председатель Наблюдательного совета некоммерческого «Института демографии, миграции и регионального развития» Ю.В. Крупнов рассматривал Восточный как важный фактор реализации Государственной программы по переселению соотечественников.

Не менее важным было и то, что вместе со строительством предполагалось изменить практически всю материально-техническую часть отечественной космонавтики, провозгласив лозунг «Новому космодрому — новую ракету и новый космический корабль!» Разумеется, обновление парка средств выведения требовало технического перевооружения отрасли. Таким образом Восточный становился системообразующим проектом, призванным стать локомотивом для теряющей конкурентоспособность отечественной ракетно-космической промышленности.

В основу космодрома ставилась совершенно новая ракета-носитель среднего класса повышенной грузоподъёмности (РН СКПГ), создаваемая в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Русь-М», и пилотируемый перспективный транспортный корабль нового поколения ПТК НП. Вместе они образовывали Перспективную пилотируемую транспортную систему ППТС.

Носитель среднего класса повышенной грузоподъёмности и пилотируемый корабль нового поколения должны были образовать перспективную пилотируемую транспортную систему. Графика А. Шлядинского

Разработка ракеты, получившей по шифру ОКР «популярное» (хотя и неофициальное) название «Русь-МП» (литера «П» означала «пилотируемая»), началась ещё в 2007 году, когда Федеральное космическое агентство запросило от предприятий отрасли предложения по облику нового пилотируемого носителя. Свои варианты представили Государственный научно-производственный ракетно-космический (ныне Ракетно-космический ), Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени М.В. Хруничева, Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» имени С.П. Королёва и Государственный ракетный центр (ГРЦ) имени академика В.П. Макеева. Во всех предложениях фигурировал одноразовый носитель, способный вывести на низкую околоземную орбиту аппарат массой свыше 20 т. Параллельно РКК «Энергия» и ГКНПЦ прорабатывали пилотируемый корабль.

В начале 2009 года Роскосмос объявил конкурсы на эскизное проектирование носителя «Русь-МП» и корабля ПТК НП. Технические требования к ракете строились на результатах проектных проработок РКК «Энергия», учитывая предложения ГРЦ и «ЦСКБ-Прогресс». В марте 2009 года триумвират этих предприятий и выиграл конкурс, получив контракт стоимостью около 375 млн руб. Предложение ГКНПЦ («Ангара-А5П») было отвергнуто.

В конкурсах Роскосмоса рассматривались различные варианты развития перспективных средств выведения.

Концепция носителя предусматривала создание ракеты стартовой массой 673-688 т. Первая ступень представляла собой жёсткую связку трёх одинаковых унифицированных ракетных блоков с двигателями РД-180В, работающими на жидком кислороде и керосине. Вторая ступень оснащалась четырьмя кислородно-водородными двигателями РД0146. «Русь-МП», способная запускать на низкую околоземную орбиту груз массой свыше 23 т, с запасом решала задачу выведения ПТК НП начальной массой 14 т в варианте для снабжения орбитальных станций. Избыточная энергетика создавала необходимый резерв на случай нештатных ситуаций: сверхгарантийный запас топлива в верхней ступени обеспечивал продолжение полета при отказе одного РД0146 либо выход корабля на траекторию, обеспечивающую минимальный риск при спасении экипажа. Конструкция и размерность допускали создание на базе блоков ракеты носителя тяжёлого класса грузоподъемностью до 55 т и более, открывая путь к пилотируемым экспедициям на Луну.

Ракеты-носители, разрабатываемые в рамках ОКР «Русь-М», занимали в панах Роскосмоса значительное место

Весной 2009 года конкурс на эскизное проектирование ПТК НП выиграла «Энергия», обойдя Центр Хруничева, представивший вариант развития концепций, разработанных с участием предприятия в 1960 — 1980 годах. Первоначально новый корабль делался в двух основных вариантах: околоземный (для снабжения Международной космической станции, МКС) и лунный — для выхода на окололунную орбиту. Первый должен был обеспечить полет шести космонавтов плюс возвращение на землю груза массой 500 кг, а второй — отправить к Луне четверых космонавтов плюс 100 кг груза. Кроме базовых, в состав ППТС должны были входить корабли для автономных (научных, прикладных, туристических) полётов, спасатель, беспилотный грузовик, а также беспилотный грузовозвращающий корабль.

Первый пуск «Руси-МП» с Восточного планировался на 2020 год, а первый пилотируемый полёт — на 2020 год. Для реализации проекта на новом космодроме предполагалось построить два универсальных стартовых комплекса с соответствующей технической инфраструктурой. На втором этапе к носителю должна была присоединиться Многоразовая ракетно-космическая система (МРКС-1) с крылатой первой ступенью, способная выводить на низкую орбиту полезные нагрузки массой от 20 до 60 т. На третьем этапе на Восточном возводилась инфраструктура для пусков сверхтяжёлых носителей.

Под эти планы формироваться системный проект нового космодрома. В 2011 году велось техническое и эскизное проектирование, из федерального бюджета пришли первые 1,4 млрд рублей на прокладку железных и автомобильных дорог, монтаж линий электропередач и промышленной эксплуатационной базы. На первый этап строительства — создание обеспечивающей инфраструктуры — до 2020 года из федеральной целевой программы «Развитие космодромов» было выделено 81 млрд рублей, из «Федеральной космической программы» — ещё 92 млрд руб. Общую стоимость проекта оценивали в 300 млрд рублей.

Работа набирала обороты, казалось — всё идёт по плану. В 2011 году началась расчистка стройплощадки, завершился не только эскизный, но и технический проект «Руси-М» и ПТК НП. И тут, как гром среди ясного неба, грянуло «переформатирование» всего проекта Восточный. Его инициатором выступил В.А. Поповкин, с апреля 2011 года возглавивший Роскосмос. Уже осенью, выступая в Госдуме, он сообщил о решении закрыть «Русь-М».

Решение было нелёгким, ведь именно под эту ракету «рисовался» облик космодрома. Среди причин пересмотра проекта В.А. Поповкин назвал чрезмерное потребное финансирование и отсутствие видимых преимуществ перед «Ангарой». Как же так? Ведь всего два года назад «Русь-МП» с триумфом выиграла конкурс, обойдя ту же «Ангару-5П»!

Ответ на этот вопрос невозможен без непредвзятого взгляда на состояния российской ракетно-космической отрасли, который показывает, что даже в благополучные 1970-1980-х годах отечественная промышленность не смогла создать ни одного успешного современного космического носителя, которые так или иначе не базировался бы на МБР. В самом деле, проекты первых специальных ракет «для космоса» Н-1 и «Энергия» потерпели крах (первая так и не достигла орбиты, вторая оказалась не нужна после второго полёта), модульные носители 11К37 и 11К55 вместе с многочисленными вариантами развития той же «Энергии» остались на бумаге. Лишь «Зениту» повезло, да и то достаточно условно: при всех технических достоинствах он оказался прочно привязан к потребностям космических программ — сначала военной, а потом и коммерческой — и не смог обрести статуса универсального носителя.

Самые удачные и востребованные советские носители разрабатывались на базе баллистических ракет (voennoe-obozrenie.ru)

Проект комплекса «Ангара», разрабатываемый с 1992 года, показал, что отечественная ракетно-космическая промышленность не в состоянии быстро создать тяжёлый носитель. Проблемы лежали на поверхности: снижение профессионального уровня кадров, регресс поставщиков (а некоторые предприятия-смежники просто не пережили «проклятые 90-е»), износ основных фондов, разрушение кооперации, трудности работы в новых экономических условиях структур, сформированных в 1950-1960 годы. Цифры и сроки реализации, представленные при защите проекта «Русь-М», заставили крепко задуматься… Было понятно, что затевать ещё одну дорогостоящую разработку — а новая ракета была вовсе не проще «Ангары-А5» — значило поставить крест на планах ввода Восточного в эксплуатацию в обозримом будущем. Чтобы выдержать директивные сроки, необходимо было иное решение…

Оно было найдено – вместо высокотехнологичной, престижной, но труднореализуемой «Руси-М» перейти на проверенный временем «Союз-2» и … «Ангару». Последняя к тому моменту практически завершала цикл наземной экспериментальной отработки и выходила на этап лётно-конструкторских испытаний. Для ускорения процесса в проекте Восточного было решено воплотить наработки, полученные в ходе разработки наземной инфраструктуры для «Руси-М».

С космодрома Восточный должны стартовать ракеты-носители «Союз-2» и «Ангара»

Заметим: решение не простое и обсуждается до сих пор. С одной стороны, оно резко затормозило развитие космической ракетной техники в стране. С другой позволило ускорить стройку и дать чёткие перспективы Восточному. Вероятно, стремление возможно быстрее обеспечить полный и независимый доступ России в космос оказалось весомее соображений технического прогресса.

После расстановки приоритетов строительство стало набирать темпы. Возведение объектов началось в июле 2012 года. На территории космодрома должны вырасти свыше 500 зданий и сооружений, необходимо построить аэродром, кислородно-азотный и водородный заводы для получения компонентов ракетного топлива на месте. Кроме того, надо развернуть современный измерительный комплекс, проложить 115 км автомобильных и 125 км железных дорог, включая ветку от станции «Ледяная» Транссибирской железной дороги. Для специалистов космодрома и их семей возводится наукоград Циолковский, рассчитанный на 20—30 тысяч человек. В городе планируется ввести в строй около 30 объектов социально-культурного и бытового назначения, а также 42 многоэтажек для проживания специалистов космодрома и их семей. В перспективе Циолковский должен стать одним из самых современных населённых пунктов Амурской области.

Цифры оттеняют отличия Восточного от остальных космодромов России: он значительно компактнее, занимает всего около 700 км2, тогда как площадь Байконура — 6717 км2, а Плесецка — 1762 км2. Космические объекты сосредоточены на техническом и стартовом комплексах. В их состав входят сложные инженерные сооружения: пусковое устройство, заправочный комплекс, монтажно-испытательные корпуса для подготовки средств выведения, автоматических космических аппаратов и пилотируемых кораблей.

На Байконуре или в Плесецке блоки ракеты разгружаются в одном здании, собираются в другом, а заправка вынесена за много километров. Перевозка между объектами космодрома увеличивает риск повреждения ракет и спутников из-за тряски, вибрации и возможных ударов. На Восточном все операции, кроме пусковых, происходят под одной крышей закрытого помещения. Здесь осуществляется приёмка блоков носителя и космического аппарата и производится интеграция ракеты с космической головной частью. Только заправка разгонного блока отнесена на некоторое удаление.

Новинка — сборка ракет «Союз-2» и «Ангара-А5» в общем Технологическом комплексе космодрома (ТКК), который строится поэтапно. На первом этапе будет сдана в эксплуатацию часть комплекса, отвечающая за сборку, подготовку и испытание «Союза», на втором — «Ангары». Параллельно возводятся участки ТКК для подготовки космических головных частей — включая разгонные блоки, аппараты (в том числе пилотируемые корабли) и головные обтекатели — соединённые трансбордерной галереей.

Для подготовки носителей «Союз» на стартовом комплексе впервые в России используется мобильная башня обслуживания (МБО) высотой 52 м и массой 1600 т, полностью закрывающая ракету от непогоды и обеспечивающая гораздо более комфортные условия работы стартового расчёта в условиях сурового климата.

Темпы возведения стартового комплекса характеризуют следующие цифры. Работы начались в июле 2012 года. К ноябрю 2013 года был вырыт котлован и заложены фундаменты сооружений ТКК. В конце 2015 года завершились все основные строительно-монтажные работы первого этапа, в том числе в монтажно-испытательном корпусе ракеты-носителя (МИК РН) площадью более 12 000 м2.

МИК РН включает административно-производственную и сборочно-испытательную части со сложнейшими инженерными системами и уникальным оборудованием. Высота сборочного зала превышает 37 м, производственное помещение оснащено двумя мостовыми кранами грузоподъёмностью 50 т каждый. Одна из стен зала — сплошной витраж площадью более 6 000 м2, позволяющий в полной мере использовать дневной свет для дополнительного освещения. Семиэтажная административно-производственная часть (более 700 помещений различного назначения) для повышения надёжности разбита на три температурно-сейсмичных блока.

Строительство технологического и стартового комплексов космодрома Восточный (состояние на 3 июля 2020 года)

Объекты первой очереди космодрома, обеспечивающие подготовку и запуск космических аппаратов научного, народно-хозяйственного, двойного и коммерческого назначения были построены и введены в эксплуатацию в конце 2020 — начале 2020 года.

Последующие этапы развития Восточного связаны со строительством и вводом в строй технического и стартового комплексов ракеты «Ангара», а также с началом пилотируемых полётов и реализацией российской лунной программы. Второй этап должен начаться в 2016 году, первые пуски намечены на 2021 год. Пусковая инфраструктура для «Ангары» будет создаваться с учётом опыта, полученного в Плесецке (и наоборот — решения, реализованные в ТКК Восточного, найдут применение на северном космодроме). С универсального стартового комплекса смогут взлетать все ракеты семейства, в том числе тяжёлая грузовая «Ангара-А5», пилотируемая «Ангара-А5П» и «лунная» «Ангара-А5В». В конструкции старта будет учтено использование первого российского кислородно-водородного разгонного блока КВТК, а также пилотируемых кораблей ПТК НП.

В перспективе Восточный рассматривается как площадка для пилотируемых полётов в дальний космос. Для этого после 2025 года возможно создание на космодроме стартового комплекса для ракеты-носителя сверхтяжёлого класса, с параметрами которой Роскосмос должен определиться в этом году.

К сожалению, строительство с самого начала сопровождалось проблемами финансового и организационного плана. Довольно долго решался вопрос о выделении земель, а государственную экспертизу проект космодрома прошёл только в 2014 году! Соответственно, работы на Восточном начинались в условиях бессистемной выдачи проектно-сметной документации, в которую впоследствии было внесено около 8 000 изменений.

Не обошлось и без банальных растрат и хищений. За время строительства возбуждено множество уголовных дел, своих постов лишились руководители крупных организаций. Проект пришлось взять под жёсткий контроль. За последние годы Президент В.В. Путин, премьер-министр Д.А. Медведев несколько раз посещали стройку, а визиты вице-премьера Д.О. Рогозина на Восточный проходят практически ежемесячно. Космодром является предметом первостепенного внимания со стороны руководителей Роскосмоса.

Несмотря на это сроки сдачи объектов постоянно отставали от графика. Кроме вышеуказанных были причины и внешнего плана, в том числе связанные с антироссийскими санкциями — они сказались на поставках инженерного оборудования космодрома. В представленной строителям проектно-сметной документации неоднократно обозначались конкретные производители того или иного (обычно, уникального) зарубежного оборудования. Часть систем удалось заменить на доступные импортные, часть — на отечественные или поставить из стран, не участвующих в санкционном давлении. Полностью отказаться от импорта не получилось, так как в некоторых случаях российских аналогов пока просто нет…

В целом усилиями правительства и руководства отрасли, а также специалистов и рабочих подрядных организаций отставание от графика удалось сократить от месяцев к неделям. Всё же выдержать директивный срок первого пуска (до конца 2020 года) не смогли, и В.В. Путин своим решением перенёс дату на апрель 2020 года.

Блоки носителя «Союз-2.1А» для первого пуска прибыли на Восточный 24 сентября 2020 года. Путь с самарского «Прогресса» на космодром занял 18 дней. Однако по организационно-техническим причинам, связанным с неготовностью технического и стартового комплекса, подготовка и тестирование ракеты начались лишь зимой. Параллельно, в январе-феврале 2020 года активно велись автономные испытания систем стартового и технического комплексов.

21-26 марта успешно прошёл так называемый «сухой вывоз» — операция, в ходе которой с носителем выполнялись все предстартовые работы за исключением заправки и собственно пуска. Сухой вывоз нужен для примерки ракеты к механическим агрегатам и системам стартового комплекса, а также для проведения испытаний. Подобная генеральная репетиция пуска здорово облегчает и упрощает последующую «боевую» работу.

Параллельно с ракетой готовились к полёту и полезные нагрузки — спутники «Ломоносов», «Аист-2Д» и SamSat-218 («Контакт-наноспутник»).

Первый — плод совместной работы студентов Московского государственного университета (МГУ) и специалистов Научно-производственной корпорации «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы» имени А.Г. Иосифьяна (Корпорация ВНИИЭМ), которые разработали аппарат на базе спутника дистанционного зондирования «Канопус-В». «Ломоносов» предназначен для исследования транзиентных световых явлений в верхней атмосфере Земли, радиационных характеристик магнитосферы и фундаментальных космологических исследований. Это первый в стране проект космического аппарата, который финансируется за счёт университета. Подготовку спутника к полёту вели инженеры и техники ВНИИЭМ.

Малый космический аппарат «Аист-2Д» разработан учёными Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ) имени С.П. Королёва и специалистами РКЦ «Прогресс». Спутник, оснащённый радиолокатором и оптической системой, предназначен для наблюдения за земной поверхностью. Он способен видеть даже объекты, скрытые кронами деревьев или облачностью. По словам учёных, локатор, разработанный в Поволжском государственном университете телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ) и работающий в новом Р-диапазоне частот, уникален. «Подобной аппаратуры в мире пока нет. Моностатический радиолокатор BIOSAR P-диапазона с разрешением 30 м планируется к запуску Европейским космическим агентством в 2020 году», — отмечают они. Всего на «Aиcтe-2Д» установлено восемь типов научной аппаратуры, шесть из которых разработаны и изготовлены в СГАУ.

Наноспутник SamSat-218, также разработанный в СГАУ, решает ряд технологических и образовательных задач, и, в первую очередь, предназначен для отработки алгоритмов ориентации аппаратов класса «нано». Его создатели также намерены освоить технологию управления спутником по мобильному спутниковому телефону системы GlobalStar: авторы эксперимента планируют «звонить» на борт аппарата и получать необходимую телеметрическую информацию о ходе полёта.

23 апреля ракету космического назначения (РКН) «Союз 2.1а» для первого старта установили в пусковое устройство. Начались предстартовые проверки. Интересный факт: на время подготовки и пуска со стартового комплекса был эвакуирован… кот, проживающий под строительным вагончиком примерно в 100 м от стартового стола.

25 апреля президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС) Павел Шутов сообщил, что конкурс на право застраховать первый пуск с Восточного выиграла , заключившая договор с Роскосмосом.

Павел Шутов: «Конкурс на право застраховать первый пуск с Восточного выиграла »

Лимит ответственности по страхованию РКН составил 1,8 млрд рублей, по наземной инфраструктуре космодрома — 3 млрд рублей. Кроме того, через Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) произведено страхование гражданской ответственности с максимальной суммой выплат в размере 3,6 млрд рублей. Помимо «ВТБ Страхования», состраховщиками были «Ингосстрах», «Согаз» и Страховой .

Таким образом, общая сумма выплат, причитающихся в случае неудачного пуска, составит до 8,4 млрд рублей. Павел Шутов сказал, что премия страховщика составит 132 млн рублей по ракете, не озвучив данные по страхованию наземной инфраструктуры.

26 апреля в 21:30 мск Госкомиссия (сопредседатели — первый заместитель генерального директора Госкорпорации «Роскосмос» Александр Иванов и заместитель командующего космическими войсками Воздушно-космических сил России Андрей Иванишин) дала «добро» на заправку ракеты космического назначения (РКН) «Союз-2.1а» компонентами топлива и сжатыми газами.

Первая попытка пуска «Союза-2.1А»

27 апреля в 02:36 мск на основании результатов заправки Госкомиссия приняла решение готовить ракету РКН к пуску. Была выдана команда на начало автоматических циклов предстартовой подготовки ракеты и блока выведения и отвод мобильной башни обслуживания (МБА).

Увы, обещанная видеотрансляция с космодрома на сайте «Роскосмоса» так и не началась. Да и пуск в объявленное время (05:01:21 мск) не состоялся. По словам главы Госкорпорации Игоря Комарова, «За 2,5 минуты до контакта подъема произошел автоматический отбой циклограммы. После команды «наддув» произошла автоматическая остановка пуска в связи со сбоями работы автоматизированной системы управления. Орбита для выведения была солнечно-синхронная, в связи с этим планируется перенос на одни сутки, за это время будем отрабатывать все отклонения».

Через пару минут после «не старта». Фото Марины Лысцевой

Что касается причин, приведших к остановке, то Игорь Анатольевич сообщил: «Удалось достаточно четко локализовать проблемное место, где могло все произойти». Башню обслуживания накатили на ракету, стоявшую, что называется, «под парами». Всю первую половину дня шли работы по поиску и устранению неисправности. Наконец, в 23:30 Госкомиссия приняла решение пускать «Союз-2.1а» в запасной день, 28 апреля в 5:01 мск. Почти все вчерашние процедуры повторились.

Наконец, старт состоялся! Ракета «Союз-2-1А» с блоком выведения «Волга» и спутниками «Михайло Ломоносов», «АИСТ-2Д» и «Контакт-Наноспутник» поднялась со стола под действием силы тяги двигателей четырех боковых блоков первой ступени и центрального блока второй ступени. Впервые в российской космической программе носитель был оснащен внешними видеокамерами («рокеткамами») для съёмки запуска «с точки зрения взлетающей ракеты», но в прямой эфир кадры не шли.

После старта носитель лёг на трассу в северо-западном направлении, формируя траекторию полёта на приполярную орбиту с наклонением 97.272 градусов к экватору.

Один из первый снимков старта «Союза» с Восточного

Через две минуты после пуска четыре «боковушки» отделились от «центра» и понеслись к расчётной зоне падения в Амурской области. Створки обтекателя, защищающего полезную нагрузку, были сброшены через 3,7 минуты полёта на участке работы второй ступени и упали в расчетной зоне в Республике Саха (Якутия).

За несколько мгновений до окончания работы второй ступени, на 4,8 минуте полёта включился двигатель третьей ступени. Его газы истекали через решетчатый межступенчатый переходник, который затем отделился вместе со второй ступенью. Всего через две секунды после набора тяги были сброшены три секции хвостового отсека третьей ступени. Вместо со второй ступенью они пронеслись по баллистической траектории и упали в расчётном районе Республики Саха.

Третья ступень работала до 8,7 минут полёта и отделила блок «Волга» с тремя спутниками на эллиптической промежуточной орбите. В течение более чем 40 минут «космический буксир» и его груз летели пассивно. Затем наступил момент, когда «Волга» впервые включила двигатель: почти трёхминутный импульс увеличил апогей орбиты до 500 км над Землёй. В течение ещё 45 минут блок по инерции поднимался к апогею переходной орбиты, где на две минуты вновь работал двигатель, после чего связка очутилась на околокруговой орбите высотой около 500 км.

Блок выведения «Волга» формирует орбиту спутников. Графика РКЦ «Прогресс»

Менее чем через полчаса после того, как выключился двигатель второй ступени, крошечный «Контакт-Наноспутник» вышел из своего пускового контейнера с краю конического адаптера полезной нагрузки на верхней части блока выведения «Волга». Ровно через 10 минут спутники «Михайло Ломоносов» и «Аист-2Д», установленные под некоторым углом в верхней части «Волги», отделились от блока.

После освобождения от полезного груза, «Волга» совершит маневр схода с орбиты, войдет в плотные слои атмосферы и сгорит над отдалённым районом Тихого океана примерно в 12:00 мск.

В этом году это — первый и единственный пуск. На следующий год с первого национального гражданского космодрома Восточный должны состоятся еще два запуска.

«Орел», «Ангара», Восточный

Вторая очередь космодрома должна быть сдана в конце 2022 года. Около года продлятся испытания систем. В августе-сентябре 2023-го должен состояться первый пуск ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5».

— Мы рассчитываем, что этот пуск будет осуществлен с пилотируемым кораблем нового поколения «Орел», — рассказывает Рогозин. — По сути, у нас одновременно пройдут несколько испытаний. Первое — это космодром Восточный, все его системы. Второе — это «Ангара», адаптированная к этому космодрому. Третье испытание — это пилотируемый корабль. Риск, конечно, присутствует, когда идет совмещение испытаний. Но сегодня перед отраслью стоят задачи быстрого перехода к новым средствам выведения, новым технологическим решениям, которые позволят обеспечить конкурентоспособность ракетокосмической отрасли России.

Макеты ракет-носителей «Протон-М», «Ангара-А5», «Ангара-А5В», «Союз-5» (слева направо), представленные на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019 в подмосковном Жуковском. Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

По его словам, для обеспечения пилотируемых запусков предстоит построить дополнительную инфраструктуру, в том числе барокамеры и Центр реабилитации космонавтов.

Тем временем основная задача «Ангары-А5» — выведение современных и перспективных тяжелых космических аппаратов на геостационарные орбиты и траектории полетов к Луне. Масса полезной нагрузки, выводимой на низкую околоземную орбиту, у ракет «Ангара-А5» достигает 24 тонны. Для сравнения — масса полезной нагрузки ракеты «Союз-2» не превышает 7,4 тонны. Стартовый комплекс космического ракетного комплекса «Ангара» будет рассчитан на 10 пусков в год, в грузовом и пилотируемом вариантах.

История вопроса

Еще в 1993-м на месте дислокации 27-й Краснознаменной Дальневосточной дивизии Ракетных войск стратегического назначения и появился Главный центр испытаний и применения космических средств. И уже мартовским указом Б. Н. Ельцина 1996 года его преобразовали в космодром «Свободный», 2-й Государственный испытательный космодром Минобороны РФ. Он пережил со своих мобильных пусковых установок всего пять космических запусков — ракет-носителей «Старт-1». Затем последовала консервация объекта.

Но с распадом Советского Союза без собственного космодрома космической державе оставаться было не с руки. Байконур отошел Казахстану, и запуски приходилось осуществлять в чужой стране. Так что теперь они обходились России ежегодно больше 100 млн долларов.

Десять лет назад о новом своем собственном гражданском космодроме заговорили снова. И в ноябре 2007-го подписан новый указ. Космодром «Восточный», который должен появиться в стране, призван обеспечить ей полноценный доступ в космическое пространство.

«О том, что России необходим космодром, говорилось еще десять лет назад. За это время потрачены сотни миллиардов рублей, несколько раз срывались и переносились сроки, по факту растрат заведено несколько уголовных дел» (finance.rambler.ru/news/).

Но обо всем по порядку.

Место строительства

Космодром расположился в Амурской области на территории Свободненского и Шимановского районов, на водоразделе в междуречье рек Зеи и Большой Пёры.

Решение о его месте положения в Амурской области, в районе расположения расформированного «Свободного», стало таковым по нескольким причинам:

  • отсутствие серьезных затрат на инфраструктуру (это обстоятельство стало, возможно, решающим, но, как показала практика, – это заявление оказалось весьма спорным);
  • низкая сейсмичность этого региона;
  • ракеты, запущенные отсюда, будут лететь по абсолютно безопасной траектории:
    I ступень упадет на незаселенном юге Якутии;

    II – в Северном Ледовитом океане;

    Рис. 1. Траектории выведения Источник: сайт spacegid.com

  • развитая транспортная сеть (федеральная трасса Чита – Хабаровск, БАМ, морские порты);
  • значительный запас электроэнергии, производимой в регионе.

Таб. 1. Основные характеристики стройки

Наименование показателя Ед. измерения Показатель
Общая площадь кв. км ~ 700
в том числе землеотвод под площадки космодрома 100
Протяженность км
юго-запад – северо-восток 18
юго-восток – северо-запад 36
внутрикосмодромные автодороги 115
железные дороги 125

Источник: сайт https://vostokdrom.ru/

Начало строительства

28 августа 2010 года заложили первый камень на месте основания космодрома. В. Путин, бывший в то время премьер-министром РФ, принял участие в этом мероприятии.

В сентябре 2011 года начались подготовительные строительные работы. К созданию инфраструктуры и технологических объектов приступили в начале 2012-го.

Государственным заказчиком строительства выступила госкорпорация «Роскосмос».

На период до 2020 года исполнителем подрядных работ на строительстве космодрома «Восточный» стал Спецстрой России (упразднен указом президента РФ от 29 декабря 2020 года), а его подразделение ГУСС «Дальспецстрой» исполняло функции генподрядчика.

«В январе 2020 года госкорпорация «Роскосмос» возложила функции генподрядчика по строительству ряда объектов «Восточного» на Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ, Москва; находится в ведении «Роскосмоса»)» (ТАСС).

С думами о сверхтяжах

На «Восточном» планируют и третью очередь — для сверхтяжелых ракет. Но и не только для них.

— Мы понимаем, что ракета сверхтяжелого класса летать часто не будет, это очень дорого, это условия покорения дальнего космоса. И такая конфигурация технического комплекса позволит нам наращивать модули, использовать их для работы с другими ракетами: «Союз-2», «Ангара» и «Ангара-В», водородного класса, которая должна быть запущена в 2026 году, — поясняет Рогозин.

Проектирование комплекса начато уже сейчас. По словам главы «Роскосмоса», уже сегодня нужно знать, какое количество бетона и других материалов потребуется для строительства. А первый пуск сверхтяжелой ракеты с Восточного намечен на 2028 год.

Отвечая на вопрос «Российской газеты», Дмитрий Рогозин пояснил, что российская транспортная система дальнего космоса в виде ракеты сверхтяжелого класса может быть применена не только для решения национальных задач по Луне, по дальним планетам. Она может быть использована и для решения задач партнеров.

— Мы планируем создание универсального посадочного модуля на Луне, который может доставлять как наши нагрузки, так и полезные нагрузки других стран, — сказал Дмитрий Рогозин. — Сейчас много стран, которые рвутся в космос, хотели бы себя проявить, хотели бы создать какой-то аппарат, но не знают, как его доставить. Мы создадим универсальный лифт, который в ситуации с окололунной станцией может посадить эту нагрузку по заказу партнеров. Здесь возможна коммерциализация проекта, что важно для оправдания тех колоссальных средств, которые потребуются для ее реализации. Мы сейчас перебираем все возможные варианты и делаем универсальную транспортную систему как первый шаг.

Этапы строительства

Космодром «Восточный» и три его этапа строительства:

Рис. 3. Стройплощадка «Восточного». 2020 Источник: сайт ridus.ru

Первая очередь

Всего 19 объектов космодрома будут возведены в рамках первой очереди, окончательное завершение всех работ ожидается в 2018 году.

А к 2020 году были возведены стартовый и технический комплексы для запуска ракет среднего класса типа «Союз-2» с автоматическими космическими аппаратами.

Предстоит перевод стартового комплекса (ракеты «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б» с кислородно-керосинового топлива на нафтил. Срок завершения этих работы назначен на июль 2020 года.

В основе нафтила лежит пара кислород-керосин с добавлением полимерных присадок. Это горючее повышает энергетические показатели двигателей, а значит, и грузоподъемность ракет.

Сооружена мобильная башня обслуживания (МБО) высотой 52 метра. С ее помощью на ракету-носитель, что находится в вертикальном положении на стартовом комплексе, можно устанавливать полезную нагрузку. Как раз такие же применяются во Французской Гвиане на европейском космодроме Куру, откуда запускаются российские ракеты «Союз-СТ». Ни Плесецк, ни Байконур таким оборудованием похвастаться не могут.

В эксплуатацию сдан командно-измерительный пункт, обеспечивающий прием измерительных данных от ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов. Первые данные телеметрии были приняты:

  • 17 июня 2020 года с МКС;
  • 3 июля – с грузового корабля «Прогресс М-28М», стартовавшего с Байконура;
  • 23 июля — с пилотируемого «Союз ТМА-17М».

Построено 115 км автомобильных и почти 115 км железных дорог, три моста возведены и реконструированы, а созданная система энергоснабжения объекта позволила обеспечить электроэнергией стартовый и технический комплексы, административный центр.

Вторая очередь

Планируется построить космический ракетный комплекс (КРК) для ракет семейства «Ангара». В середине августа 2017-го на космодром прибыло 48 вагонов с технологическим оборудованием для начала строительных работ. Говорят, что возведен он будет в 2023 году.

В интервью «Российской газете» в июне 2020 года Рано Джураева, гендиректор ЦЭНКИ, объявила:

«Строительство второй очереди космодрома «Восточный» начато… Все работы по второй очереди космодрома «Восточный» будут включены в федеральную целевую программу (ФЦП) по развитию российских космодромов на 2020 — 2025 годы».

В конце ноября того же года Дмитрий Рогозин озвучил размер вложений из госбюджета, предусмотренный на строительство второй очереди «Восточного». Сумма на 2020 — 2020 годы составляет 25-30 млрд руб. ежегодно, что, по его оценке, «не такие огромные средства, как казалось нам раньше».

«В перспективе «Восточный» выйдет на 8-10 пусков в год. По скорректированным планам, первый пилотируемый пуск ракеты с экипажем на Международную космическую станцию должен быть проведен после 2023 года» (РИА новости).

Рис. 4. Сборка ракеты-носителя «Союз-2.1а» в Техническом комплексе космодрома «Восточный» Источник: сайт news2world.net

Третья очередь

После 2025 года, в рамках третьей очереди строительства, предполагается создать КРК для ракеты сверхтяжелого класса грузоподъемностью более 70 т, с помощью которой будет реализовываться программа освоения дальнего космоса (межпланетные исследования Луны, Марса и др. космических тел).

Циолковский

Этот город возводится одновременно с «Восточным» как его административный с научными предприятиями, конструкторскими бюро и производствами по сборке космической техники. В честь основоположника современной космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского был переименован поселок Углегорск, на территории которого расположился жилой городок для персонала. А сам космодром – вблизи него.

Рис. 5. Космоград Циолковский Источник: сайт fluger.pro

В 2018-м должно завершиться возведение объектов жилфонда – это 42 жилых дома, в которых будут проживать 12 тысяч сотрудников космодрома, 30 объектов соцкультбыта.

По состоянию на 1 января 2020 года, численность населения города составляла 6535 человек (оценка) – такие данные опубликованы на сайте Амурстата. По прогнозам, уже в текущем году она должна возрасти до 25 тысяч.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: