Определено место для подготовки российских космонавтов к высадке на Луну

Превосходство СССР над США в космической сфере перед исторической посадкой человека на Луну было неоспоримым. СССР первым запустил на околоземную орбиту искусственный спутник, отправил человека в космос, отправил космический аппарат в облет Луны, впервые получив снимки обратной стороны спутника. На спутник Земли первым совершил мягкую посадку тоже советский аппарат — «Луна-9». В конце концов именно советский космонавт Алексей Леонов первым в мире совершил выход в открытый космос из космического корабля. Казалось бы, именно советские люди должны были стать первыми, кто высадится на Луну. Но этого не произошло. Почему СССР проиграл лунную гонку?

Если говорить максимально коротко, причина заключалась в том, что СССР не успел построить ни сверхтяжелую ракету, способную доставить на орбиту Земли космический корабль для полета на орбиту Луны, ни посадочный модуль, способный потом с Луны взлететь.

Как проходила подготовка к советской лунной программе?

Еще в 1962 году лидер страны Никита Хрущев подписал постановление о создании космического корабля для облета Луны и применения для этого запуска ракеты-носителя «Протон» с разгонным блоком. В 1964 году Хрущев подписал программу о том, чтобы СССР осуществил в 1967 году облет, а в 1968 году — высадку на Луну и возвращение на Землю. На год раньше, чем это сделали в итоге американцы. Формировать советские лунные экипажи начали в 1966 году. Предполагалось, что экипаж, который будет использоваться для высадки на спутник должен состоять из двух человек. Один должен был спуститься на поверхность Луны, второй оставаться на орбите в лунном модуле.

Лунная советская программа была разбита на два этапа. В ходе первого предполагалось осуществить облет спутника Земли с помощью выведенного в космос ракетой-носителем «Протон» лунного модуля Л-1.

Схема корабля Л-1

В ходе второго этапа предполагалась посадка и возвращение обратно. Для этого собирались использовать гигантскую (высота 105 метров) и самую мощную в СССР пятиступенчатую ракету-носитель Н-1, оснащенную тридцатью двигателями общей тягой 4,6 тысячи тонн при весе самой ракеты более 2700 тонн. В качестве лунного модуля планировалось использовать аппарат Л3.

Алексей Леонов развеял слухи о том, что американцы не были на Луне

Откуда пошли слухи?

«А началось все с того, что когда на праздновании 80-летия знаменитого американского кинорежиссера Стенли Кубрика, создавшего по книге фантаста Артура Кларка свой блестящий фильм «Одиссея 2001 года» журналисты, встретившиеся с женой Кубрика, попросили рассказать о работе ее мужа над фильмом в студиях Голливуда. И она честно сообщила, что на Земле есть всего два реальных лунных модуля — один в музее, где никогда никаких съемок не велось, и даже запрещено ходить с фотоаппаратом, а другой находится в Голливуде, где для развития логики происходящего на экране и производились досъемки высадки американцев на Луну», — уточнил советский космонавт.

Зачем применялась студийная досъемка?

Алексей Леонов пояснил, что для того, чтобы зритель смог видеть на киноэкране развитие происходящего от начала до конца, в любом кино применяются элементы досъемки.

«Нельзя же, например, было снять реальное открытие Нейлом Армстронгом люка спускаемого корабля на Луне — с поверхности это же просто некому было снять! По той же причине нельзя было снять и спуск Армстронга на Луну по лесенке из корабля. Вот эти моменты, действительно доснятые Кубриком в студиях Голливуда для развития логики происходящего, и положили начало многочисленным сплетням о том, что вся высадка якобы была смоделирована на съемочной площадке», — объяснил Алексей Леонов.

Где начинается правда и заканчивается монтаж

«Реальная съемка началась, когда Армстронг, впервые ступивший на Луну, немного освоился, установил остронаправленную антенну, через которую осуществлялась трансляция на Землю. Его напарник Базз Олдрин тогда уже тоже вышел из корабля на поверхность и начал снимать Армстронга, а тот в свою очередь снимал его перемещение по поверхности Луны», — уточнил космонавт.

Почему американский флаг развевался в безвоздушном пространстве луны?

«Приводят аргумент, что вот флаг американский на Луне развевался, а не должен бы. Флаг действительно не должен развеваться — ткань применялась с довольно жесткой армированной сеткой, полотнище было скручено в трубочку и заправлено в чехол. Астронавты взяли с собой гнездо, которое сначала вставили в лунные грунт, а затем воткнули в него древко флага, и уже потом сняли чехол. И вот когда сняли чехол, полотнище флага в условиях пониженной гравитации стало разворачиваться, а остаточная деформация пружинистой армированной сетки создала впечатление, что флаг полощется, как на ветру», — объяснил «феномен» Алексей Леонов.

«Рассуждать же о том, что весь фильм был снят на Земле — просто нелепо и смешно. В США имелись все необходимые системы, которые отслеживали сам старт ракеты-носителя, разгон, коррекцию орбиты полета, облет Луны спускаемой капсулой и ее приземление», — заключил прославленный советский космонавт.

К чему привела «лунная гонка» две космические сверхдержавы

«Мое мнение — это самое лучшее соревнование в космосе, которое когда-либо осуществляло человечество. «Лунная гонка» между СССР и США — достижение высочайших вершин науки и техники», — считает Алексей Леонов.

По его словам, после полета Юрия Гагарина президент США Кеннеди, выступая в Конгрессе, заявил, что американцы просто поздно подумали о том, какого триумфа можно достигнуть, запустив человека в космос, и поэтому русские триумфально стали первыми. В послании Кеннеди было четко обозначено: в течение десяти лет высадить человека на Луну и благополучно вернуть его обратно на Землю.

В чем причины провала советской лунной программы?

Основными причинами провала проекта советской лунной программы, которая обошлась по ценам 1974 года в 4 млрд. рублей, называются: высокая конкуренция между различными советскими конструкторскими бюро, личная неприязнь между некоторыми ее руководителями, распыление средств между КБ Королёва и Челомея на начальных этапах создания лунных кораблей и отказ от использования ракетного двигателя для ракеты-носителя H-1, разработанного самым опытным производителем в этой сфере КБ Глушко.

Об этом в последнем интервью рассказал космонавт и дважды герой СССР Алексей Леонов:

«Королёв и Глушко — не могли и не хотели работать вместе. В их отношениях были свои проблемы сугубо личного характера: Сергей Королев, например, знал, что Валентин Глушко в свое время написал на него донос, в результате которого он был осужден на десять лет. Выйдя на свободу Королёв об этом узнал, а вот Глушко не знал, что он об этом знает», — поделился Леонов.

Рогозин представил план высадки россиян на Луну в 2030 году

На лекции в МГУ генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин представил презентацию с планом освоения Луны.

Рогозин сообщил, что в 2029−2030 году состоятся пилотируемые полеты к Луне. На 2029 год запланированы лётные испытания и комплексное исследование Луны с помощью автоматического лунохода. На 2030 год запланирована высадка человека на Луну, а также установка на лунной поверхности лунного взлётно-посадочного комплекса. После 2030 года начнёт функционировать модуль лунной базы, пригодный для жизни и работы космонавтов.

Стратегическая миссия — экспансия человечества в дальний космос, пояснил Рогозин. Это не только расширение влияния России, но и всей человеческой цивилизации: «Расширение наших знаний, нашего влияния, наших технологий». Рогозин предложил создать «Ноев ковчег», поместить в аппарат растения из коллекции МГУ и отправить в далёкий космос, чтобы узнать, что с ними происходит. В то же время высадка американских астронавтов на Луне в 2024 году, будет больше напоминать шоу, чем реальное освоение спутника Земли, заявил директор «Роскосмоса»: «По нашей информации, конгресс пересматривает бюджет и будет больше кидать денег на вот это шоу с высадкой на Луну (в 2024 году) и меньше денег пойдет на саму окололунную станцию», — сказал Рогозин.

При этом гендиректор Роскосмоса не относится серьёзно к американской программе: «Лунная программа США — это сплошные шараханья, то они туда летят, то сюда, — сказал он. — Трампу надо доказать, что make America great again, и для этого ему нужно return to moon», а на самом деле лунная гонка США является гонкой между демократами и республиканцами.

Российская программа — другое дело, здесь всё серьёзно. Ранее детали лунной программы России раскрыл генеральный конструктор — первый заместитель генерального директора РКК «Энергия» Евгений Микрин. Он сказал, что российские космонавты впервые побывают на поверхности Луны после 2030 года. Миссия продлится 14 суток.

Согласно прежним планам, первый испытательный полет корабля «Федерация» должен был состояться в 2022 году, в 2023 году корабль должен был отправиться к МКС в беспилотном режиме, а в 2024-м — с экипажем на борту.

Но Рогозин пояснил, что беспилотный полёт «Федерации» к Луне переносится на 2026−2028 годы.

Планы лунной программы в феврале 2020 года публиковал головной научный институт «Роскосмоса» ЦНИИмаш. В документе указано, что первая российская пилотируемая экспедиция должна отправиться на Луну в 2031 году, а затем такие полеты станут ежегодными.

Стратегический проект «Изучение и освоения Луны» предполагает исследование спутника Земли с орбиты этого небесного тела в 2024 году при помощи спутника «Луна-Ресурс-1». Ориентировочно в 2027 году аппарат «Луна-Грунт» должен доставить на Землю лунный грунт.

В 2032-м планируется доставить на спутник Земли луномобиль (тяжёлый луноход с возможностью передвижения космонавтов), а также вторую экспедицию, которая займется «апробированием средств передвижения по поверхности».

Экспедиция 2033 года должна будет совершить поездки на луномобиле на дальние расстояния и протестировать робототехнические комплексы. На 2034 год намечено начало, а на 2035-й — продолжение строительства лунной базы.

Владимир Путин подписал указ о создании сверхтяжёлой ракеты в начале 2018-го. По информации источника в ракетно-космической отрасли, это будет вариант с шестью боковыми блоками с двигателями РД-171МВ и центральным блоком с двигателем РД-180.

Эскизное проектирование ракеты должно завершиться к ноябрю 2019 года, а первый пуск запланирован на 2028 год. Новая ракета отправит к Луне макет нового пилотируемого корабля «Федерация», тот облетит Луну и вернётся на Землю.

Стоимость создания ракеты сверхтяжелого класса Рогозин оценил примерно в 700 миллиардов рублей, то есть более 10 миллиардов долларов.

В новую версию Федеральной космической программы Рогозин внёс создание метанового двигателя для многоразовой ракеты. Рогозин добавил, что «метановый двигатель не требует дополнительной очистки, в отличие от кислород-керосинового двигателя». Такие разработки у России уже есть. «[Сейчас] мы их форсируем, и я закладываю в новую редакцию космической программы по развитию космоса разработку именно метанового двигателя», — сказал глава «Роскосмоса».

Ракета грузоподъёмностью 9 тонн на метановых двигателях заменит ракеты «Союз», сообщил Дмитрий Рогозин: «(Ракета) на девять тонн придет на смену королевской „семерке” (легендарной Р-7, на базе которой созданы „Союзы”, — ред.)». Рогозин пояснил, что новая ракета будет надёжной, так как в ней будет «в два раза меньше деталей».

Чиновник подчеркнул, что Федеральная космическая программа больше не будет сокращаться. Сейчас она составляет 1 триллион 407 миллиардов рублей.

Рогозин также обратился в правительство с предложением о создании единой космической программы России: «Я сторонник того, чтобы все программы, которые у нас существуют, а у нас есть Федеральная космическая программа, программа развития Оборонно-промышленного комплекса, ФЦП ГЛОНАСС, ФЦП космодромов. У них у всех разные периоды. Надо сделать единую государственную космическую программу. Она должна примерно быть построена по образцу и подобию Госпрограммы вооружения», — сказал он.

Возможно, создание единой программы позволит получить доступ к дополнительному финансированию. Рогозин обратил внимание, что финансирование «Роскосмоса» в десять раз меньше, чем NASA.

Советская ракета H-1

Схема ракеты-носителя H-1

По поводу конфликта межу Королёвым и Челомеем Леонов говорил так:

«Очень сложные отношения и конкуренция между Королёвым и Челомеем не пошли на пользу общему делу. Их все время сталкивали, противопоставляли друг другу. Несогласие закончилось поражением самой лунной программы».

Именно Королёв в итоге победил в конструкторской борьбе и именно его конструкторскому бюро ОКБ-1 было поручено разработать лунную ракету-носитель Н-1, с помощью которой планировалось доставить советского человека на поверхность спутника.

Однако проект этой ракеты обернулся полным провалом. Еще в ходе подготовки, все четыре беспилотных запуска ракеты H-1 (с 1969 по 1972 годы) закончились неудачей. Ракета каждый раз взрывалась после взлета и набора высоты. Два неудачных старта проводились еще до того, как американцы высадились на Луну, два — уже после.

Одна из аварий советской ракеты-носителя H-1

Проблема была в первой ступени. У СССР, в отличии от США, не было испытательных стендов для проверки всей ступени целиком, поэтому установить чем именно были вызваны отказы ступени оказалось невозможно.

Советская программа «Зонд» и первый коммерческий облёт Луны

Советская программа «Зонд» и первый коммерческий облёт Луны

Вспышки от падения новых метеоритов? Облака поднявшейся пыли? Новейшая аппаратура позволит вам увидеть то, что ускользнуло от взора американских «Аполлонов». Выбросы радона из недр Луны вследствие воздействия приливной силы Земли. Газопылевые облака и аномальное свечение в кратере Аристарх. Электрические вспышки, порожденные механическими напряжениями и ионизацией лунных пород.

Первое изображение восхода Земли над лунной поверхностью, переданное аппаратом «Лунар орбитер-1», 1966 год

Все это предстоит увидеть вам! Участникам невероятной экспедиции длиной в один миллион километров, на границе возможностей современной науки и техники. Всего за $150 за каждый километр пути.

Ваше имя останется на страницах истории космонавтики. Вы получите внимание всех мировых СМИ. Это ваш шаг в бессмертие.

Техническая сторона вопроса.

Риски экспедиции? Они минимальны. В основе дерзкого замысла лежит проверенная советская техника, соответствующая самым высоким стандартам безопасности. Простой и надежный корабль «Союз-ТМА-М». Новый взгляд на старые принципы, в котором совместились лучшие достижения настоящего и прошлого. Модернизированная кабина, обновленный приборно-пилотажный комплекс, увеличенный запас топлива, полностью цифровое управление и цифровая система передачи телеметрической информации.

«Союз» к полету готов!

Но хватит ли сил у маленького «Союза» для столь сложного и длительного путешествия? Как превратить 7-тонное орбитальное «такси» в полноценный космический корабль, способный набрать вторую космическую скорость и совершить облет Луны? На этот счет у специалистов РКК «Энергия» и их американский партнеров из компании Space Adventures. Ltd имеется готовое решение: дополнительный бытовой отсек и разгонный блок «ДМ».

«Союз Д».

Лунный «Зонд» — «Союз» (он же 7К-Л1) отличался от обычного «Союза» отсутствием бытового отсека (сокращенный экипаж из двух космонавтов должен был провести пару недель в ложементах кресел спускаемого аппарата), наличием остронаправленной параболической антенны дальней космической связи, а также усиленной теплозащитой спускаемого аппарата, которому предстояло входить в атмосферу со второй космической скоростью. Весьма необычно выглядела сама схема возвращения аппарата — 7К-Л1 входил в атмосферу над южным полушарием Земли, частично гасил скорость до суборбитальной, а затем вновь, за счет использования аэродинамических сил, поднимался в космос и окончательно входил в плотные слои атмосферы над территорией нашей Родины.

Всего было совершено 14 запусков 7К-Л1 в беспилотном варианте, из них четыре (Зонд-5, 6, 7 и 8) совершили облет Луны и благополучно возвратились на Землю, выполнив запланированную программу в полном объеме.

На первый взгляд, статистика ужасна: на 14 попыток всего 4 удачных полета. Надежность системы ни к черту. Однако при более тщательном знакомстве с программой «Зонд» выясняются более оптимистичные подробности. Наибольшие проблемы доставляла тогда еще «сырая» ракета-носитель «Протон» — пять РН взорвались на стартовом столе или потерпели аварию на активном участке выведения. «Зонд-5Б» вообще никуда не смог улететь — в ходе подготовки к запуску лопнул бак разгонного блока «Д», от удара корабль оторвался от ракеты-носителя и застрял в фермах стартового стола. Попытка не засчитывается!

Остальные «Зонды» смогли выйти в космос, но так или иначе сбились с курса ввиду отказа систем ориентации и управления.

Но гораздо важнее другое: если бы на борту каждого из «Зондов» находились космонавты, все они, невзирая на различные обстоятельства, остались бы живы! Всякий раз, спускаемый аппарат мгновенно отстреливался от неисправной РН и благополучно опускался на Землю. Системы аварийного спасения КА «Союз» не знают себе равных в мире! Рекорд у В. Лазарева и О. Макарова, которые потерпели аварию на границе атмосферы и космоса (легенда о «Союз-18А»). Несмотря на головокружительное падение с высоты 192 км, Лазарев и Макаров остались целы и вскоре вновь вернулись в отряд космонавтов.

Надежность и безопасность КА «Союз» поражают воображение.

В случае с лунными «Зондами» проблемы мог ли бы возникнуть лишь у экипажа «Зонд-4», который вследствие ошибки системы ориентации вошел в атмосферу по баллистической траектории и испытал перегрузки, близкие к 20g. Впрочем, будь на его борту экипаж, космонавты, возможно, смогли бы исправить ошибку автоматики и благополучно вернуться на Землю. Тоже самое относится к остальным «Зондам», потерявшим ориентацию в открытом космосе.

Увы, заверения специалистов, работавших над программой 7К-Л1, насчет абсолютной безопасности лунной миссии остались неуслышанными. Подавленное трагической гибелью космонавта Владимира Комарова (1967 г.), руководство советской космической программы требовало 100% уверенности в благополучном завершении экспедиции. Когда же был достигнут очевидный успех (два подряд успешных облета Луны аппаратами Зонд-7 и 8), из-за океана поступило сообщение о высадке астронавтов НАСА на Луне. Приоритет был потерян, и «лунная гонка» потеряла всякий смысл. Дальнейшие исследования Луны проводились с помощью автоматических аппаратов серий «Луна» и «Луноход», не требующими непосредственного присутствия человека на окололунной орбите.

Возвращение «Зонда»

Именно так можно назвать совместный проект РКК «Энергия» и американцев из «Спейс Адвенчерс», предлагающий уникальную возможность посетить неизведанные дали космоса, оказавшись на несколько дней на расстоянии свыше 300 тыс. км от родной планеты. А заодно записать своё имя в ранг великих покорителей космоса и, может быть, совершить какое-нибудь важное открытие.

Осуществить (точнее, купить) свою мечту не представляет особого труда. Уникальная экспедиция состоится, как только будут проданы два VIP-билета стоимостью 150 млн. долл. каждый. Третье место в кабине модернизированного «Зонда» займет профессиональный космонавт.

Один из двух билетов в первый коммерческий космический полёт вокруг Луны на российском пилотируемом корабле «Союз» продан. Имя покупателя не называется. Но это всем известная персона.

— «Спейс Адвенчерс» продолжает нагнетать интригу вокруг коммерческого облета Луны.

Когда состоится долгожданный полет? На этот счет точных сведений нет. Даты предполагаемых запусков неоднократно переносились. По наиболее оптимистичным подсчетам, первый коммерческий облет Луны может состояться уже в 2020 году.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: