Действительно ли до Гагарина в космосе были люди, а в СССР замалчивали их гибель

В космическом триллере «Гравитация» зрители сталкиваются с ужасающей перспективой полета астронавта в безвоздушном пространстве. Фильм начал октябрь с рекорда: 55,6 миллиона долларов сборов за выходные. Сандра Баллок и Джордж Клуни в роли астронавтов оказываются подвешены в нигде, после того как космический мусор (которого на орбите пруд пруди) разбивает их аппарат. Но это фильм.

Захватывающее изображение космической катастрофы в «Гравитации» может быть вымышленным, но потенциал смерти и разрушений в космосе далеко не раскрыт полностью, считает Аллан Дж. Макдональд, инженер NASA.

«Это крайне опасное занятие», — говорит Макдональд.

Перед вами самые масштабные реальные катастрофы в истории освоения космоса. В том числе и похожие на ту, что была в «Гравитации». Все, как вы любите: с жертвами, с крошевом металла и слезами близких и родных. Только не в голливудском исполнении.

«Союз-1»

Комаров

Валентина Николаева (слева) — космонавтка по собственному желанию — присоединяется к толпе на Красной площади и приветствует аплодисментами трех новых российских космонавтов 19 октября 1964 года. Слева направо: Борис Егоров, Константин Феоктистов и Владимир Комаров.

Первая фатальная авария в космосе пришлась на долю советского космонавта Владимира Комарова: капсула «Союз-1» упала на русскую землю в 1967 году. Источники в КГБ («Starman», 2011, Walker & Co.) говорят, что Комаров и другие знали, что капсула разобьется, но советское руководство проигнорировало их предупреждения.

Различные точки зрения сходятся в том, что причиной аварии стал неисправный парашют. Аудиозаписи последних переговоров космонавта с наземным управлением свидетельствуют о том, что космонавт «яростно орал» на инженеров, которых обвинял в неисправности космического аппарата.

Бездушное пространство: Смерть в открытом космосе

Первым эффектом, который ощутит на себе оказавшийся в открытом космосе человек, будет расширение воздуха в легких и пищеварительном тракте, вызванное падением внешнего давления. Жертва внезапной декомпрессии может существенно повысить свои шансы на выживание, просто выдохнув. Если не выпустить воздух из легких в течение первых секунд, их может просто разорвать, в кровоток попадут крупные пузыри воздуха — и то, и другое ведет к неминуемой смерти. Скорее всего, спасительный выдох окажется криком, который издаст космонавт, осознавший свое положение. Впрочем, этот крик вряд или будет кем-либо услышан — как известно, в безвоздушном космосе звуки не распространяются.

В отсутствии атмосферного давления вода начнет быстро испаряться, поэтому с поверхности глаз и рта жертвы улетучится вся влага. Начнется вскипание воды в мускулах и мягких тканях, из-за чего некоторые части тела увеличатся примерно вдвое относительно своего нормального объема. Расширение вызовет многочисленные разрывы капилляров, хотя будет недостаточным для того, чтобы порвать кожу. Через несколько секунд растворенный в крови азот также начнет образовывать пузырьки газа, вызывая «кессонную болезнь», от которой страдают ныряльщики: эти пузырьки закупоривают мелкие сосуды, затрудняя циркуляцию крови по организму и вызывая тем самым кислородное голодание тканей. На всех открытых участках тела, подвергшихся прямому солнечному излучению, появятся ультрафиолетовые ожоги. Несмотря на жуткий холод, моментальная заморозка жертве не грозит, поскольку в отсутствии атмосферы тепло будет отводиться от организма очень медленно.

В течение целых десяти секунд человек будет сохранять трезвый ум и способность к активным действиям. В принципе, этого может оказаться достаточным для принятия срочных мер к спасению. Иначе уже через пару мгновений мозг начнет испытывать острый недостаток кислорода, наступит потеря зрения и ориентации. В отсутствии атмосферы газообменный процесс в легких пойдет в обратную сторону: кислород изымается из крови и выбрасывается в пространство, что, в совокупности с кессонными эффектами, ускоряет наступление глубокой гипоксии — кислородного голодания тканей. Полная потеря сознания случится несколькими секундами позднее, причем к этому моменту кожа пострадавшего примет отчетливо синюшный оттенок.

Несмотря на глубокий коллапс, мозг жертвы все еще будет оставаться неповрежденным, а сердце все еще будет биться. Если в течение полутора минут пострадавший будет помещен в камеру с кислородной атмосферой, он, скорее всего, довольно быстро придет в себя, отделавшись лишь незначительными повреждениями организма (правда, вызванная гипоксией слепота может сохранятся еще какое-то время). По истечении же 90-секундного срока давление в кровеносной системе упадет настолько, что кровь начнет закипать, а сердце остановится. После этого возврат к жизни уже невозможен.

Таким образом, время выживания незащищенного человека в открытом космосе измеряется не секундами, а скорее минутами. Этот удивительный факт лишний раз свидетельствует о том, насколько жизнестойким является человеческий организм.

По сообщению
Damn Interesting

Смерти в космосе

Союз-11

Космонавты «Союза-11» Виктор Пацаев, Георгий Добровольский и Владислав Волков проходят испытания на летном симуляторе. NASA

Советская космическая программа первой (и пока единственной) столкнулась со смертью в космосе в 1971 году, когда космонавты Георгий Добровольский, Виктор Пацаев и Владислав Волков погибли во время возвращения на Землю с космической станции «Салют-1». Их аппарат «Союз-11» совершил идеальную посадку, как по учебнику, в 1971 году. Поэтому спасательная команда была удивлена, обнаружив трех человек мертвыми, сидящими на кушетках, с темно-синими пятнами на лице, и кровь капала из носа и ушей.

Расследование показало, что лопнул вентиляционный клапан, а космонавты задохнулись. Падение давления обрекло команду на смерть от космического вакуума — и они стали единственными человеческими созданиями, когда-либо столкнувшимися с такой судьбой. Люди умерли в течение нескольких секунд после разрыва клапана, который произошел на высоте 168 километров, и стали первыми и пока последними космонавтами, погибшими в космосе. Поскольку капсула двигалась по автоматической программе посадки, корабль смог сесть и без живых пилотов.

Алексей Белоконев задохнулся от недостатка кислорода

Немало противоречивой информации, которую оживленно подхватывали западные газеты, исходило от итальянских радиолюбителей по фамилии Юдика-Кордилья. Они сообщали, что неоднократно слышали сигналы из космоса, на которых различали стук человеческого сердца, сбивчивое дыхание, морзянку, просьбы о помощи и просто речь космонавтов, общающихся со станцией. Одной из жертв системы, тайными свидетелями гибели которого стали итальянцы, был А. Белоконов (встречается вариант написания Белоконев). По версии нескольких газет, в том числе Reader`s Digest и Corriere della Sera, названный советский космонавт задохнулся во время полета.

Орбита — крайне опасная и враждебная для человека среда.

Правдоподобности этой версии добавляло, что фото Белоконева вместе с коллегами, которые готовятся к космическим условиям, публиковали в журнале «Огонек». Подготовку показали, а результаты — нет, значит под железным занавесом прячут неудачу, значит космонавты погибли — так выглядела логическая цепочка событий для всех вовлеченных в космическую тему западных журналистов.

На самом деле человек с таким именем существовал и с космонавтикой был связан, но ни одного полета не совершил, так как был испытателем оборудования. Более того, он жил и здравствовал почти 30 лет после описанной трагедии в космосе, еще в 70-х продолжал работать в Институте космической медицины. Умер в 1991 году.

Катастрофа «Челленджера»

Челленджер

Члены команды Challenger: астронавты Майкл Дж. Смит, Фрэнсис Р. Скоби и Рональд Е. Макнейр, Эллисон С. Онизука, специалисты по погрузке Шарон Кристал Маколифф и Грегори Джарвис, и Джудит А. Резник

NASA завершило эпоху «Аполлона» без фатальных происшествий во время космических миссий. Серия успеха резко оборвалась 28 января 1986 года, когда космический шаттл «Челленджер» взорвался прямо на глазах у многочисленных зрителей у экранов телевизоров, вскоре после старта. Запуск привлек много внимания, потому что впервые на орбиту вышел учитель. Пообещав вести уроки из космоса, Криста Маколифф привлекла миллионную аудиторию школьников.

Катастрофа травмировала нацию, считает Джеймс Хансен, историк космоса в Университете Обера.

«Вот что делает «Челленджер» уникальным», — сказал он. — «Мы видели это. Мы видели, что это будет случаться и дальше».

Шумное расследование показало, что О-ринг (уплотнительное кольцо круглого сечения) испортилось из-за низкой температуры в день запуска. NASA знало, что это может произойти. Авария привела к техническим и культурным изменениям в агентстве и приостановила развитие программы шаттлов до 1988 года.

Трагедия космического шаттла Columbia

Колумбия

Шаттл Columbia повторно вошел в атмосферу и развалился

Спустя семнадцать лет после трагедии «Челленджера» программа шаттлов столкнулась с еще одной потерей, когда космический шаттл «Колумбия» развалился при вхождении в атмосферу 1 февраля 2003 года в конце миссии STS-107.

Расследование показало, что причиной разрушения шаттла стал кусок теплоизоляции кислородного бака, повредивший теплоизоляцию крыла во время старта. Семь членов экипажа, может быть, и пережили первое повреждение шаттла, но быстро потеряли сознание и умерли, пока шаттл продолжал крушиться вокруг них. Катастрофа шаттла «Колумбия», по словам Макдональда, к сожалению, повторяет ошибки эпохи «Челленджера», и какая-то мелочь остается без внимания.

В следующем году президент Джордж Буш объявил о закрытии программы шаттлов.

Возгорание «Аполлона-1»

Аполлон-11

Астронавты (слева направо) Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи позируют перед 34-м стартовым комплексом

Хотя во время миссии «Аполлонов» не было потеряно ни одного астронавта в космосе, два фатальных инцидента произошло во время подготовки к полетам. Астронавты «Аполлона-1» Гас Гриссом, Эдвард Уайт II и Роджер Чаффи погибли в результате «неопасных» наземных испытаний командного модуля 27 января 1967 года. В кабине разгорелся пожар и трое астронавтов задохнулись еще до того, как их тела охватило пламя.

Расследование показало допущение нескольких ошибок, в том числе использование чистого кислорода в кабине, легковоспламеняющихся липучек Velcro и открывающийся внутрь люк, который оставил экипаж в ловушке. Перед испытанием астронавты выказывали беспокойство по поводу кабины и позировали перед аппаратом.

В результате аварии Конгресс провел расследования, которые могли отменить программу «Аполлона», но в конечном итоге привели к конструкторским и процедурным изменениям, которые благоприятно повлияли на будущие миссии, рассказал Хансен.

«Если бы пожар не случился, многие говорят, что мы не достигли бы Луны», — говорит он.

Космонавт Бондаренко погиб в марте 1961 года при исполнении

В начале 1990-х, когда появилась возможность работать с прежде засекреченными архивами, начали изучать советскую космическую тему, отбрасывая слухи. По итогам исследования А. Железнякова и А. Первушина лишь один космонавт погиб до полета Гагарина.

В. Бондаренко, советский космонавт, погибший 23 марта 1961.

В связи с тем, что все подробности о смерти члена первого отряда космонавтов были засекречены, многие люди охотно верили в альтернативные версии.

На самом деле старший лейтенант Бондаренко погиб на Земле, в Институте авиационной медицины. Это произошло во время эксперимента, имитирующего космические условия. Атмосфера в барокамере содержала чрезвычайно большую долю кислорода, а также поддерживалось высокое давление. Эти характеристики способствовали быстрому распространению огня, когда космонавт по ошибке бросил вату, смоченную в спирте, на горячую электроплитку. Этой ватой он протирал кожу, снимая медицинские датчики.

Горело не только все содержимое барокамеры, но даже шерстяной костюм испытателя. Помочь Валентину быстро не удалось, так как открытие дверей требовало времени из-за перепада давления. 24-летнего парня доставили в больницу с обширными ожогами, но спасти его жизнь не удалось.

Недоступность информации об этом происшествии стала косвенной причиной подобной трагедии для американских астронавтов в 1967 году. Когда готовили миссию «Аполлон» в космическом комплексе им. Кеннеди во время испытаний, случился сильный пожар, унесший 3 жизни. Объем инструкции по безопасности готовили очень подробно, она содержала более 200 страниц. Но риск возникновения пожара не учли, этот пробел стал фатальным.

«Аполлон-13»: «Хьюстон, у нас проблема»

Аполлон-13

Астронавт Джон Л. Свигерт-младший, пилот командного модуля «Аполлона-13» держит инструмент, собранный на скорую руку, который астронавты «Аполлона-13» построили для того, чтобы с помощью канистр с гидроксидом лития в командном модуле очистить лунный модуль от углекислого газа

Программа «Аполлон» обязана своим успехом, в частности, благодаря смекалистым действиям, предотвратившим катастрофы. В 1966 году агентство успешно пристыковало космический аппарат «Джемини-8» к целевому транспорту, но «Джемини» вошел в неуправляемое вращение. Скорость вращения в один оборот в секунду могла привести к тому, что астронавты Нил Армстронг и Дэвид Скотт потеряют сознание. К счастью, Армстронг исправил положение, отключив неисправный главный двигатель и взяв под свой контроль двигатели для вхождения в плотную атмосферу.

В 1995 году вышел фильм под названием «Аполлон-13», в основу которого лег реальный случай на одноименном космическом корабле, который мог оставить космонавтов в безвоздушном пространстве. Взорвался кислородный баллон, повредил служебный модуль и сделал невозможной посадку на Луну. Чтобы добраться до дома, астронавты использовали принцип рогатки, разогнав корабль при помощи гравитации Луны и направив его к Земле. После взрыва астронавт Джек Свигерт передал по радио в управление полетов фразу «Хьюстон, у нас была проблема». В фильме крылатая фраза достается Джиму Лоуэллу, которого сыграл Том Хэнкс, и звучит в слегка измененном варианте: «Хьюстон, у нас проблема».

Молния и волки

Аполлон-1

Яркое солнце сияет над базой «Аполлона-12» на поверхности Луны. Один из астронавтов уходит вдаль от лунного модуля Intrepid

Как у NASA, так и у СССР/России космические программы столкнулись с несколькими интересными, хотя и не катастрофическими, событиями. В 1969 году молния ударила в один космический аппарат дважды, на 36 и 52 секундах после старта «Аполлона-12». Миссия прошла гладко.

В связи с 46-секундной задержкой, вызванной тесной кабиной, космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев на корабле «Восход-2» слегка промахнулись с точкой повторного входа в плотную атмосферу. Аппарат врезался в леса Верхнего Прикамья, изобилующие волками и медведями. Леонов и Беляев провели ночь, едва не замерзнув, сжимая пистолет на случай нападения (которого не произошло).

На старт! Внимание! Марш!

ЛЕОНОВ ВЫХОДИТ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС, фото из архива РГАНТД
Lenta.ru

Первыми осуществить выход человека в открытый космос планировали США. Старт американского корабля в рамках этой миссии был назначен на 28 апреля 1965 года. Однако Советский Союз сумел опередить их. 18 марта того же года в 10 часов утра по московскому времени с космодрома «Байконур» стартовал космический корабль «Восход-2», на котором находились командир экипажа подполковник Павел Иванович Беляев и второй пилот майор Алексей Архипович Леонов.

Экипаж корабля подбирался с особой тщательностью. Беляев был самым опытным лётчиком в первом отряде космонавтов, а Леонов лучше всех переносил тренировки в барокамере и центрифуге, а также больше других подходил по морально-психологическим данным. Причем следует отметить, что участие Беляева в полете первоначально не планировалось — по состоянию здоровья он был на грани отчисления. Его включили позже, по настоянию Гагарина.

Первая неприятность произошла перед стартом. Рано утром 17 марта ракету и корабль установили на стартовой площадке. Рядом с кораблем на лебедке, зафиксированной при помощи защелки, подвесили двухметровый шлюз в наддутом состоянии. Таким образом в течение суток его проверяли на герметичность. Солдат, оставленный для охраны «объекта», от нечего делать шлепал пальцем по защелке. После очередного удара защелка выскочила, шлюз упал и разорвался. Запасного не было, и на корабль в срочном порядке поставили тот, на котором космонавты тренировались.

Сам старт прошел без осложнений. Как вспоминают его участники на Земле, первые 40 секунд полета казались особенно долгими — в случае аварии на этой стадии спасение экипажа почти невозможно. Но корабль вышел на заданную орбиту, достигнув высоты в 497,7 километра. До этого ни один пилотируемый космический аппарат так высоко не летал.

Как только «Восход-2» перешел в свободный полет, Леонов вместе с Беляевым стал готовиться к эксперименту. В начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры, а через шесть минут, в 11:34, Леонов вышел из нее в космическое пространство.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: