Таким в разное время виделось будущее межзвездных путешествий

30 мая 2020 откроет новую страницу в истории освоения космоса. В этот день, впервые в истории, SpaceX — частная компания Илона Маска запустила в космос двух астронавтов на международную космическую станцию (МКС). Таким образом, США возобновили отправку своих космонавтов на космических кораблях собственного производства после почти 10-летнего перерыва.

Более 16 миллионов человек посмотрели запуск ракеты Falcon 9 Block 5 (Сокол 9) в «Твиттере». Запуск происходил с космодрома на мысе Канаверал, в штате Флорида. Цель космической миссии Demo-2 заключается в доставке двух астронавтов на МКС. На данный момент астронавты-ветераны Боб Бенкен (49 лет) и Даг Хёрли (53 года) уже пристыковали многоразовый космический корабль Crew Dragon (Дракон) к космической станции и находятся на МКС.

Напомним, что предыдущая космическая программа Space Shuttle была закрыта в 2011 году. С этого времени американские космонавты пользовались услугами российской гос, то есть наше государство с 2011 года обладало монополией на услуги по доставке людей на МКС.

Хронология запуска космического корабля SpaceX

В 22.23 30 мая 2020: стартовала ракета Falcon 9.

Видео запуска космического корабля Crew Dragon.

Liftoff! pic.twitter.com/DRBfdUM7JA

— SpaceX (@SpaceX) May 30, 2020

В 22.26 30 мая: первая ступень ракеты успешно отделилась. Перед этим произошло отключение основного двигателя и разделение ступеней ракеты. Двигатель второй ступени работает на полной мощности.

Main engine cutoff and stage separation confirmed. Second stage engine burn underway https://t.co/bJFjLCzWdK pic.twitter.com/BFFXVRrbQ6

— SpaceX (@SpaceX) May 30, 2020

В 22.33 30 мая: первая ступень ракетоносителя Falcon 9 успешно вернулась на Землю. Она приземлилась на плавучую платформу в Атлантическом океане. Это уже 51-я успешная посадка первой ступени ракетоносителя из 61-й попытки.

Falcon 9 booster has landed on the Of Course I Still Love You droneship! pic.twitter.com/96Nd3vsrT2

— SpaceX (@SpaceX) May 30, 2020

В 22.35 30 мая: вторая ступень ракеты Falcon 9 успешно отделилась от корабля Crew Dragon (Dragon 2) и вывела его на орбиту Земли (высота 200 км).

Стыковка корабля Crew Dragon с МКС запланирована на 17.30 по Москве 31 мая 2020. Она пройдёт как в автоматическом, так и в ручном режиме, чтобы протестировать все функциональные возможности этого корабля.

Crew Dragon has separated from Falcon 9’s second stage and is on its way to the International Space Station with @Astro_Behnken and @AstroDoug! Autonomous docking at the @Space_Station will occur at ~10:30 a.m. EDT tomorrow, May 31 pic.twitter.com/bSZ6yZP2bD

— SpaceX (@SpaceX) May 30, 2020

17.18 31 мая 2020: состоялась успешная стыковка космического корабля Crew Dragon со станцией МКС.

Docking confirmed – Crew Dragon has arrived at the @space_station! pic.twitter.com/KiKBpZ8R2H

— SpaceX (@SpaceX) May 31, 2020

За миссией корабля Crew Dragon можно наблюдать через прямую трансляцию на официальном ютуб-канале компании SpaceX.

Космическая миссия Demo-2

Астронавт Даглас Хёрли:

«Этот корабль даёт возможность безопасно покинуть его в любой момент полёта, начиная от стартовой площадки и заканчивая орбитой. Сама эта возможность очень многое для меня значит. Особенно, если сравнивать с шаттлами, у которых были так называемые чёрные зоны».

Астронавт Роберт Бенкер:

«Мы ожидаем, что посадка будет мягче, чем в «Союзе», но однозначно жёстче, чем в шаттле».

Примечательно, что впервые в истории человечества космическую миссию выполняет частная компания, а не государственная структура. Теперь компания SpaceX и её создатель Илон Маск прочно вписали себя в историю освоения космоса человеком.

Следующий запуск пилотируемого космического корабля Dragon запланирован уже осенью — на сентябрь-ноябрь 2020 года.

Безопасная комната

Космонавты на борту МКС получают дозу радиации примерно в 200 раз большую, чем люди на поверхности Земли, накрытые атмосферой, — ежедневно она составляет порядка 1 миллизиверта. Однако благодаря тому, что важный элемент противорадиационной защиты у них сохраняется — действие магнитного поля планеты продолжается далеко за пределы орбиты космической станции — люди могут находиться на орбите до 200 дней без особого риска. Возле Луны этот фактор перестанет действовать — и смогут ли люди там жить и работать, еще большой вопрос.

«Если планету Земля представить как космический корабль, то у него есть два средства защиты от радиации, — объяснил нам заведующий лабораторией радиационного контроля при космических полетах Института медико-биологических проблем РАН Вячеслав Шуршаков. — Первое — это атмосфера Земли, она экранирует, примерно как 10-метровый слой воды. Второе — это магнитосфера».

С другой стороны, действие магнитосферы не всегда позитивно: ее линии образуют радиационные пояса, своего рода «карманы», где накапливаются космические частицы высоких энергий, опасные и для человека, и для электроники. Обычно они не пересекаются с орбитой МКС, однако существуют особые зоны, например Южно-Атлантическая Аномалия, где высота внутреннего пояса может «провисать» до 200 километров над поверхностью, что создает опасность для экипажа станции.

«Получается, что роль магнитного поля двояка. С одной стороны, оно защищает, а с другой стороны — создает зоны повышенной радиации. Поэтому доза опасной радиации что на окололунной, что на околоземной орбите будет примерно одинаковой», — уверяет Вячеслав Шуршаков.

Пока инженеры рассчитывают параметры будущей окололунной станции, на Земле продолжаются эксперименты по моделированию лунных экспедиций. Во вторник, 15 мая, в Китае завершился самый длительной эксперимент по имитации жизни на автономной лунной базе. Его участники провели в специальной лаборатории «Юэгун-1» в общей сложности 370 дней. Сначала первая группа из двух мужчин и двух женщин находилась в замкнутом пространстве 60 дней, потом ее сменила другая такая же группа, срок пребывания которой в лаборатории составил 200 дней. На третьем этапе эксперимента первая группа вернулась в лабораторию, где пробыла еще 110 дней.

Похожие эксперименты проводятся и в Москве, в Институте медико-биологических проблем РАН. Так, в ноябре 2020 года прошел эксперимент SIRIUS-17, нацеленный на изучение влияние изоляции и ограниченного пространства космического корабля на психологическое и физиологическое состояние экипажа во время 17-суточной имитации полета на Луну (о ходе эксперимента космонавты ежедневно рассказывали в своем коллективном блоге).

Кроме того, в ИМБП проводят эксперименты по имитированию условий невесомости с помощью «сухого погружения» — добровольцы на определенное количество дней ложатся в специальные ванны с водой, которая не соприкасается с их телами. В ходе этих экспериментов врачи получают много ценной информации без существенных затрат, связанных с отправкой космонавтов и специальной аппаратуры в космос.

Еще один изоляционный эксперимент, имитирующий четырехмесячный полет к Луне, запланирован в ИМБП на первый квартал 2020 года. Экипаж будет состоять из трех мужчин и трех женщин, которым предстоит проделать полный цикл операций: старт и полет к Луне, стыковка с орбитальной станцией (аналогом проекта Deep Space Gateway), наблюдения за лунной поверхностью, посадка на Луну и выход двух-трех членов экипажа на ее поверхность, возвращение на орбитальную станцию и возвращение на Землю.

Поделиться

На этом фоне главной проблемой для посетителей будущей окололунной станции могут стать вспышки на Солнце. Они сопровождаются выбросами мощных и быстрых потоков частиц. Вне магнитосферы они могут быть смертельно опасны (во многом из-за того, что быстрое облучение опаснее медленного накопления радиации), но от них можно спастись, просто спрятавшись за подходящий экран. Даже очень мощные экраны не будут достаточно эффективны против галактичеких космических лучей — тяжелых ионов очень высоких энергий, которые попадают в окрестности Земли из межзвездного пространства. Однако и в околоземном пространстве от них защититься сложно, поскольку частицы высоких энергий почти не задерживаются магнитосферой.

Поэтому обязательным элементом будущей окололунной станции должно стать противорадиационное убежище, а роль экранов могут сыграть, например, баки с водой и топливом, расположенные вдоль обшивки защищенного модуля. Современные средства наблюдения за Солнцем позволяют вовремя заметить приближение такого потока — и переждать его в укрытии. Тем не менее, создание дополнительных конструкций априори ведет к увеличению веса станции, что усложнит ее вывод на орбиту.

Сколько стоит полёт в космос?

Стоимость одного места для астронавта на ракете «Союз» при использовании в 2020 году, по оценке генерального инспектора NASA, составляла 79 700 000 $ (смотрите на странице № 9 отчёта, ссылка дана ниже). Также в период с 2006 по 2020 год стоимость доставки одного астронавта гос выросла с 21,3 до 90 миллионов долларов США.

Для сравнения: стоимость отправки одного космонавта до станции МКС при использовании услуг частной компании SpaceX составляет 55 000 000 $ или на 30% дешевле, чем у «Роскосмоса» (смотрите на странице № 10 отчёта, ссылка дана ниже).

Если космическая миссия Demo-2 будет успешно выполнена, то есть космический корабль Crew Dragon вернётся в целости с астронавтами, то это будет означать потерю монополии «Роскосмоса». В этом случае, госкомпания ежегодно будет недополучать около 400 миллионов долларов. Это примерно такая же сумма, которую SpaceX потратил на разработку ракеты Falcon 9 с многоразовой первой ступенью.

Подробнее тут — в отчёте генерального инспектора госкомпании NASA: https://oig.nasa.gov/docs/IG-20-005.pdf

Для сравнения, открытый бюджет госкорпорации «Роскосмос» в 2020 году составляет 2,38 миллиарда долларов (или 176 миллиардов рублей). При этом космический корабль «Федерация», который создаётся в течение последних 10-ти лет, ещё не готов. Это наглядный пример того, насколько частные компании работают лучше и эффективнее, чем госкомпании и другие госорганы.

Полная стоимость полёта космического корабля Crew Dragon к МКС, включающая затраты на ракету Falcon 9, при условии заказа не менее 4-х таких миссий в год, оценивается в 160 миллионов долларов. То есть при максимально заполненной кабине 7-местного космического корабля Crew Dragon стоимость запуска 1-го человека в космос составляет чуть менее 23 миллионов долларов. Правда, госкомпания NASA настояла на том, чтобы число мест на космическом корабле было снижено с 7-ми до 4-х, объясняя это заботой о безопасности астронавтов. Ещё стоит учесть, что космический корабль «Союз» имеет в своей кабине 3 места и является одноразовым, а корабль Crew Dragon можно запускать до 5-ти раз.

Всё это стало возможным благодаря тому, что частная компания SpaceX первой в мире реализовала инновационную технологию многоразового использования ракетоносителя для доставки людей и грузов в космос.

Что ждет МКС в будущем?

25 января 1984 года президент США Рейган поручает НАСА построить международную космическую станцию в течение следующих десяти лет. Для ее сборки потребовалось 10 лет упорного труда 15 стран, и более 30 космических миссий. 20 ноября 1998 года в космос доставлен первый сегмент сооружения. Им стала российская протонная ракета «Восход». Следом американцы запускают свой компонент будущей МКС. Уже к 2000 году на станцию был направлен первый постоянный экипаж.

Какая она, МКС?

Размером с футбольное поле, 460-тонная платформа с космонавтами на борту, МКС, это не просто отправленный в космос корабль или очередной проект, а один из двигателей научного прогресса для всего мира. В настоящий момент состояние корабля очень хорошее. Проект продлен как минимум до 2024 года, но дальнейшая жизнь станции уже обсуждается между участниками. На орбите находится шесть космонавтов от трех стран (США, Россия и Италия). Ежедневно астронавты проводят исследования по изучению космоса.

За все время существования станции, на ней побывало 238 человек. В долгосрочной экспедиции смогли поучаствовать 122 астронавта, от стран – участников проекта. Одни из самых важнейших открытий были сделаны на международной станции: поведение человеческого тела в космосе, межпланетное загрязнение, космические излучения, темная материя. Также удалось изучить множество физических явлений, за которыми было невозможно наблюдать с Земли.

Почему не обошлись без России?

К 1990 году выяснилось, что стоимость разработки очень высока. Поэтому было решено взять в проект Россию, которая уже имела опыт создания станций «Салют» и «Мир». 17 июня 1992-го года страны подписали договор «Мир – Шаттл». Смысл программы заключался в отправке американских астронавтов на русских кораблях. На протяжении всей истории МКС, Россия принимала в ней активное участие. Сейчас в российском сегменте существует пять модулей: Заря, Звезда, Пирс, Рассвет, Поиск.

А что США?

В отличие от Российской Федерации, США не всегда вступались за жизнь станции. Хоть это и был изначально американский проект, но в 1993 году многие политики были против ее строительства. Вопрос обсуждался в Конгрессе. 215 членов проголосовало за отказ строительства станции, но 216 были «За». Решение было принято с перевесом в единственный голос. Сейчас НАСА думает о покупке дополнительных мест на «Союзе» и регулярно следит за жизнью американских астронавтов.

Европейское Космическое агентство

7 февраля 2008 года европейцы присоединили к МКС свою лабораторию «Колумб». В противоположность НАСА, ЕКА отказалась от российских кораблей «Союз» из-за предоставленных мест от SpaceX и Boeing, но готово в дальнейшем возобновить отправку своих астронавтов с помощью России. Между Роскосмосом и ЕКА пока нет прямого договора, поэтому их отношения напрямую зависят от НАСА.

Дальнейшие планы

Существование международной станции влечет очень большие затраты для всех участников. Поэтому, было принято решение использовать МКС в коммерческих целях. Например сейчас, обсуждается вопрос космического «туризма». Осуществление проекта запланировано на 2020 год. Полет к МКС, будет стоить приблизительно 52 миллиона долларов, а сутки проживания оцениваются в 35 тысяч $. Помимо этого, США планирует отправить в космос робота наподобие русского «Федора», которого Россия планирует усовершенствовать ради выхода в открытый космос через пару лет. У российского робота даже есть собственный твиттер. Роскосмос не раскрывает всех планов на «Федора», но он уже побывал на МКС, провел ряд экспериментов на борту, успешно вернулся на Землю.

Но срок эксплуатации станции подходить к концу. Его уже продлевали на 4 года, и, возможно, продлят еще. Ведь состояние МКС отличное. Будет очень жаль наблюдать, как результат титанических усилий человечества будет сгорать в верхних слоях атмосферы, или падать в океан в виде обломков.

Что означает высказывание Илона Маска на пресс-конференции: «Батут работает»?

После успешного запуска космического корабля Crew Dragon глава SpaceX Илон Маск провёл пресс-конференцию, на которой он ответил на подколку со стороны главы гос Дмитрия Рогозина, который в своё время посоветовал США использовать батуты вместо ракет «Союз» для доставки своих астронавтов на МКС.

Илон Маск ответил:

«Батут работает», — и посмеялся.

Затем он уточнил, что это «внутренняя шутка», которая не всем будет понятна.

Этот ответ станет понятен, если посмотреть видео с Рогозиным, где он 29 апреля 2014 года бравировал:

«Если они хотят нанести удар по экономическому потенциалу российского ракетостроения, то пусть тогда батутом доставляют своих астронавтов на международную космическую станцию».

Проанализировав санкции против нашего космопрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута https://t.co/8zGQhr9GVi

— Дмитрий Рогозин (@Rogozin) April 29, 2014

Дмитрий Рогозин: «Проанализировав санкции против нашего космопрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута».

Но, что более важно, на этой пресс-конференции Илон Маск также отметил, что запуск космического корабля Crew Dragon, по его мнению, является поводом для гордости для всего человечества, так как это шаг к тому, чтобы люди стали мультипланетной цивилизацией.

И это действительно так. Все госмонополии рано или поздно рушатся, но выигрывают от этого обычные люди. Уже сейчас конкуренция и свободный рынок в области доставки космонавтов на МКС привел к снижению стоимости этой услуги на 30 % благодаря частной компании SpaceX. Теперь космос стал дешевле и ближе для всех людей во всём мире.

Мы надеемся, что и в будущей Свободной России непременно появятся свои Илоны Маски, которые сделают новые открытия, чтобы космические межпланетные путешествия стали реальностью.

И всё это должно служить примером того, что личность сильнее и лучше государства.

Как оказалось, для создания космических ракет не нужно сажать учёных в Гулаг. Для этого достаточно добровольного сотрудничества на свободном рынке в стране с верховенством права и неприкосновенностью частной собственности.

Космос как предчувствие: 4 профессии будущего, связанные с покорением других планет

ХХI век — время больших перемен на рынке труда: с одной стороны, часть профессий стремительно устаревает и людей в них потихоньку начинают вытеснять компьютеры и роботы, а с другой — возникает много интересных специальностей на стыке разных областей знаний. «Теории и практики» при поддержке РВК запускают спецпроект о новых профессиях: мы объясним, по какой логике меняются запросы к работникам в разных отраслях, кто может стать востребованным в недалеком будущем и как можно выстроить образовательную траекторию уже сейчас, чтобы попасть в тренд. В этом выпуске «Теории и практики» рассказывают о специалистах, которые ищут жизнь на Марсе и полезные ископаемые на астероидах, развивают космический туризм и проектируют дома для колонизаторов.

Интеллектуальный партнер спецпроекта

В подготовке статьи использовались материалы «Атласа новых профессий»

Космический туризм официально существует с 2001 года — именно тогда американский мультимиллионер Деннис Тито отправился на околоземную орбиту на корабле «Союз ТМ-32». За 10 дней путешествия он заплатил $20 млн. Первому туристу пришлось пройти не только курс физической подготовки, но и на всякий случай научиться управлять космическим кораблем. До 2010 года на орбиту успели слетать еще восемь человек, после чего туристическая программа была временно свернута из-за увеличения числа космонавтов в экипаже Международной космической станции — на «Союзе» просто не оставалось свободных мест для посадки миллиардеров.

Но параллельно стали развиваться частные космические стартапы. Компания SpaceX разрабатывает ракеты Falcon и космическую капсулу Dragon, позволяющие отправить до семи человек на космическую станцию. В 2012 году капсуле удалось успешно добраться до МКС и вернуться назад — правда, пока испытания проводились без экипажа. Над своим космическим проектом работает и Boeing, а компания Space Adventures, Ltd. планирует отправить туристов в путешествие вокруг Луны (такой необычный опыт обойдется в $100 млн за билет). В нише суборбитальных полетов тоже готовится несколько ярких проектов: знаменитый магнат Ричард Брэнсон основал с этой целью компанию Virgin Galactic. Коммерческие полеты должны были начаться уже в 2015 году, но в 2014-м первый корабль компании SpaceShipOne потерпел крушение при тестовом запуске. В феврале этого года начались испытания новой модели корабля. Компания XCOR Aerospace проводит испытания суборбитального космического самолета Lynx, способного поднять туристов на высоту до 100 километров и при этом использовать обычную взлетно-посадочную полосу аэропорта.

Ни один из этих проектов пока не дошел до стадии коммерческого использования, но, по мнению экспертов, в ближайшем будущем нас ожидает технологический скачок, который наконец позволит говорить о космическом туризме как об отдельной отрасли. Так что возникнет спрос на специалистов, способных разрабатывать программы посещения околокосмического пространства, а впоследствии — орбитальных комплексов и других космических сооружений (в том числе лунных баз). Такой профессионал должен сочетать творческое мышление (любовь к научной фантастике тут точно не помешает) с пониманием технических ограничений для пребывания человека в космосе и необходимых мер безопасности. Можно попробовать получить высшее образование в области ракетостроения (такие программы, например, предлагают МАИ и Московский государственный технический университет им. Баумана), а потом прокачивать знания и навыки в области туризма. Неплохой базой также может быть опыт в сфере организации спортивных туров для экстремалов.

Поисками внеземной жизни наука занимается со второй половины ХХ века, и, несмотря на то, что шансы обнаружить на других планетах высокоорганизованные формы жизни очень малы, все же есть вероятность наткнуться на примитивные организмы, способные выжить на других планетах. Экстремофилы, как их называют, существуют и на Земле: ученым известны организмы, комфортно чувствующие себя во льду, кипящей воде, кислоте, воде из ядерных реакторов, солях кристаллов и токсичных отходах. Можно предположить, что что-то подобное водится, например, в ледниках Марса или на некоторых спутниках Юпитера. Поиску жизни посвящено несколько крупных исследовательских программ — например, в рамках миссии Biological Oxidant and Life Detection планируется искать на Марсе бактерии: литотрофы (организмы, использующие неорганические вещества как источник энергии) и прототрофные микробы, способные синтезировать сложные вещества из ограниченного числа простых соединений. Кроме того, по мере того как приближается перспектива колонизации, становится все важнее изучать то, как растения и животные чувствуют себя в условиях невесомости и/или измененной гравитации, искусственной атмосферы и так далее. На МКС периодически проводятся биологические эксперименты.

Соответственно, понадобятся специалисты, которые исследовали бы поведение разных биологических систем в условиях космоса и разрабатывали устойчивые космические экосистемы для орбитальных станций, лунных баз и длительных перелетов. В общем, герой Мэтта Дэймона из «Марсианина» — вполне перспективная ролевая модель для будущего студента биофака. Без бакалавриата по биологии тут точно не обойтись, но важно еще и попасть на подходящую кафедру — например, в МГУ при кафедре биофизики есть лаборатория космической биологии. Параллельно можно заниматься и самообразованием: курсы по астробиологии есть на сайтах AcademicEarth и Coursera.

Космос может стать полезным для земной промышленности: в безвоздушном пространстве можно утилизировать токсичные отходы, а полезные ископаемые добывать на Луне и астероидах (согласно исследованиям астрофизиков, там можно обнаружить железо, золото, никель, платину и другие ценные металлы). Это очень трудоемкая задача, но она может окупиться сторицей: астероид средних размеров (диаметром порядка 1,5 километра) содержит металлов на 20 триллионов долларов.

Стартапы по промышленному освоению астероидов уже существуют — например, Planetary Resources разрабатывает технологии по добычи сырья, минералов и летучих элементов из ближайших к Земле планетоидов, а Shackleton Energy занимается разработкой лунных месторождений. Такие проекты будут рады нанять высококлассных специалистов, которые разбираются в геологии и планетологии.

Колонизация других планет уже воспринимается не как научная фантастика, а как вполне перспективный план на ближайшее будущее: в 2014 году Роскосмос предложил концепцию освоения Луны, а голландский ученый и предприниматель Бас Лансдорп запустил Mars One, который в 2023 году должен отправить на Марс первых поселенцев. Предполагается, что колонисты Красной планеты будут жить в специальном жилом модуле, состоящем из сети помещений (на каждого космонавта будет приходиться до 50 квадратных метров — в этой «квартире» разместятся спальня, рабочая зона, гостиная и парник для выращивания зелени). Для создания питьевой воды эта система будет постоянно перерабатывать марсианский грунт, а электрическую энергию будут вырабатывать тонкопленочные солнечные панели.

Даже если сроки этих амбициозных миссий придется сдвинуть на несколько лет, в обозримом будущем появится спрос на специалистов по проектированию космических сооружений. Такие специалисты должны будут разбираться в архитектуре, инженерном деле, новых материалах и технологиях (например, NASA в последние годы активно исследует возможности 3D-принтеров). Одна из вероятных образовательных траекторий — бакалавриат в сфере проектирования космических аппаратов + дополнительное архитектурное образование.

Альтернативная история развития частной космонавтики в России

Только представьте, что триллионы отобранных у людей через налоги денег не были разворованы и бездарно потрачены государством на войны, а остались у людей. Человеческая креативность не знает границ. И сейчас не только космический туризм и скоростные перелёты по планете были бы реальностью. И кто знает, может быть, вообще у любого мог бы уже быть свой звездолёт!

Итак, раз компании SpaceX понадобилось 2,6 миллиарда долларов на разработку пилотируемой версии космического грузовика Dragon, то для запуска аналогичной частной компании в России нам нужно найти и обезвредить: 1. Полковников МВД типа Захарченко в количестве 20,3 штуки с их нетрудовыми, считай, коррупционными доходами в размере 128,3 миллиона $ (или 9 миллиардов рублей). 2. Полковников ФСБ Чекалиных — 15,2 штуки с их нетрудовыми доходами в размере 171 миллион $ (или 12 миллиардов рублей). 3. Сенаторов Арашуковых с отцом — 6,1 штуки с их, по версии следствия, украденными деньгами в размере 428 миллионов $ (или 30 миллиардов рублей).

И если сегодня частная компания первый раз в истории запустила человека в космос, то кажется довольно странным, что многие до сих пор верят, что без государства невозможно строить дороги или обучать детей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: