Марс – сколько лететь до красной планеты


Что такое VUCA

Акроним VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность) характеризует изменчивую и сложную среду современного мира, где не существует гарантированной стабильности. Термин придумали в 1990-х годах американские военные, а сегодня он используется в бизнес-среде для обозначения условий, в которых работают компании.

Нестабильность

характеризуют неустойчивые ситуации и непредсказуемые изменения — по своей природе, скорости, объёму, динамике. Непонятна продолжительность такого положения дел. Многие бизнесы сейчас ведут деятельность на нестабильных рынках с быстро меняющимися обстоятельствами.

Неопределённость

означает отсутствие информации для прогнозирования последствий и планирования необходимых действий. То, что раньше считалось бесспорным, утратило свою силу, и руководители больше не могут основывать свои решения на прошлом опыте. Например, ожидаемый выход нового продукта конкурента на рынок ставит под вопрос будущее бизнеса и рынка.

Сложность

подразумевает ситуации, где много взаимосвязанных элементов и огромный объём информации. Такое большое количество факторов значительно усложняет процесс принятия решения и планирования. Например, выход на международные рынки предполагает следование многочисленным правилам и нормам.

Неоднозначность

определяется отсутствием чёткого понимания правил игры. Иногда это вызвано ситуационной новизной и сомнениями, которые могут возникнуть при попытке принимать решения в новом контексте. Переход от печатных газет к цифровому медиа — пример новой бизнес-модели и неоднозначной ситуации, когда поведение клиентов в новой среде не до конца известно.

Нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность стали определять цифровую экономику как чрезвычайно разрушительную среду и потенциальную опасность для компаний, ориентированных на постепенный рост. Поэтому поиск «рычагов» для совершения прорыва — ключевая составляющая стратегий успешных компаний. И чаще всего такой «рычаг» имеет природу новейших технологий (цикл зрелости технологий Gartner).

Скорость изменений во многих отраслях сейчас намного выше, чем десять или двадцать лет назад. Благодаря цифровым технологиям и изменяющимся потребностям клиентов, эта повышенная волатильность реальна для многих компаний.

Возможно, до пандемии многие не обращали внимание или не видели примеров угрозы экономическому балансу. Хаос, который царит в результате стремительных непредвиденных изменений, будет накапливаться долгие годы.

Жить в хаосе значит быть гибким и готовым изменить своё мнение, отбросить прошлые убеждения, а затем отбросить их снова и снова. Таким образом, движение и изменения становятся частью ДНК любого из нас — гарантом антихрупкости.

Однако чувство неопределённости старо как мир. Вряд ли текущая ситуация является более сложной, чем во время эпидемии чумы или мировой войны.

То, насколько мы ощущаем мир более неопределённым и неоднозначным, во многом зависит от нашей способности справляться с его изменчивостью и сложностью.

Что такое

Из этой статьи вы узнаете, что такое “сол” в фильме «Марсианин», и какое значение имеет это слово.

Кинопроизведение

Фильм «Марсианин» был снят по мотивам одноимённого романа Энди Уира. Он относится к жанру так называемой твёрдой научной фантастики, и некоторые описываемые здесь события происходят уже сейчас, другие могут произойти во вполне обозримом будущем.

Сюжет

Итак, на дворе 2030-е годы, НАСА осуществляет регулярные пилотируемые миссии на Марс. Очередная из них, “Арес-3”, находится на красной планете и заканчивает выполнять научные задачи.

Астронавты готовятся вскоре оправиться домой на межпланетном корабле “Гермес”.

В фильме «Марсианин» пишут sol, обозначая дни работы научной миссии на красной планете, на момент начала сюжетной линии их прошло 19.

В планы астронавтов вносит свои коррективы местная погода. Начинается буря, она способна опрокинуть взлётный модуль. Нужно экстренно покидать планету, чтобы всем здесь не погибнуть.

Одного астронавта (Марка Уотни, чью роль исполняет Мэтт Дэймон) сбивает с ног летящим от порывов ветра оборудованием и относит от жилого модуля, он теряется в урагане, а его биомонитор показывает нулевые показатели жизнедеятельности.

Экипаж миссии, полагая, что он мёртв, принимает решение улетать без него. Они возвращаются на “Гермес” на марсианской орбите и направляются на Землю.

Сразу нужно указать на просчёт сценаристов в этой сцене. Атмосфера на Марсе настолько разрежена, что даже самые сильные бури здесь не смогут сдвинуть с места и стула. Естественно, здешний порыв ветра не сможет унести крупный предмет или человека в скафандре.

Но Уотни выживает после урагана. Оставленный на Марсе в одиночестве, раненый, он начинает борьбу за выживание. Вытащив из себя осколок оборудования и зашив рану, Марк делает первую запись в 6 часов 53 минуты 19-го сола в видеодневнике: «Я здесь не сдохну!» В дальнейшем весь хронометраж ведётся в солах.

Итак, что такое «сол» в фильме «Марсианин»? Наверняка каждый зритель задавал себе этот вопрос.

Колонизатор

Миссия “Арес-3” планировалась на 31 сол, и запасы еды с собой были взяты на 68 солов на шестерых человек. Марк, проведя ревизию продовольствия, установил, что его хватит на 300 солов. Если экономить, можно растянуть на 400 солов. Однако еды нужно на 3 года, до прилёта следующей экспедиции.

К счастью, он ботаник и решает выращивать себе еду сам. На планете, где ничего не растёт.

Далее следует описание его земледельческих усилий по возделыванию картофеля. На 31-й сол он обустраивает грядки с марсианским грунтом. Для получения урожая на каждый кубометр почвы нужно 40 литров воды.

Что такое «сол» в фильме Марсианин, пока не слишком понятно. С 48-го сола Марк озабочен добыванием воды, он получает её сжиганием ракетного топлива. На 50-й сол появляются первые всходы, на 79-й – пора убирать урожай.

Вопросов к фильму The Martian «Что значит “сол”?» становится всё больше.

Для восстановления связи с Землёй Марк использует старый спускаемый аппарат “Патфайндер”, который был на красной планете с 1997 г.

Во время своего длительного пребывания в абсолютном одиночестве на целой планете Уотни, иронизируя, часто размышляет, что он здесь единственный колонизатор. Согласно международным законам, весь Марс принадлежит ему, ведь он первый вырастил здесь урожай.

Решив продовольственную проблему и наладив канал связи со специалистами НАСА, Марк начинает под их руководством претворять план своей эвакуации с Марса в жизнь. В НАСА решили не сообщать экипажу “Гермеса”, возвращавшемуся домой, что Марк Уотни выжил, чтобы не дестабилизировать обстановку на борту. Однако колонизатор решительно настоял, чтобы им рассказали об этом.

Экипаж

Внезапно происходит разгерметизация его оранжереи, и весь урожай гибнет. У астронавта остаётся еды на 912 солов, и грузовик с продовольствием с Земли прибудет к 868-му солу при условии, что всё получится.

Что такое “сол” в фильме “Марсианин”, большинству зрителей по-прежнему доподлинно неизвестно. Но при запуске ракета терпит крушение.

Время на сборку нового зонда уйдет столько, что Марк попросту не доживёт до его прибытия.

На помощь приходит китайское космическое агентство. Оно готово доставить на орбиту свой готовый зонд со всем необходимым. Останется только доставить его на Марс.

Экипаж “Гермеса” предъявляет НАСА ультиматум: они подбирают на орбите китайский зонд, огибают Землю и устремляются назад к Марсу. Плюс семь месяцев к и без того сверхдлительной космической командировке. Но они готовы пожертвовать всем ради своего друга.

Его коллеги, оставившие его на Марсе, становятся его спасителями.

Путь домой

Марку остаётся лишь отправиться в путешествие по Марсу в кратер Скиапарелли, где находится взлётный модуль “Арес-4”, и на нём выйти на орбиту, где его заберёт “Гермес”.

Его странствие по красной планете начинается на 461-й сол. На 538-й сол астронавт прибывает в заветный кратер. 561-й сол – день старта. Загадка, что означает слово «сол» в фильме «Марсианин», становится всё более интригующей.

Приоткроем завесу тайны.

Исследование Марса. Наши дни

Когда в последние десятилетия НАСА осуществляла научные миссии со спускаемыми аппаратами на поверхность красной планеты, то рабочее время этих экспедиций было синхронизировано с местным временем на посадочной площадке на Марсе, а не со стандартным земным.

При проектировании спускаемых на поверхность космических аппаратов используют подход, когда время марсианского солнечного дня делят на 24 часа, в которых часы, минуты и секунды на 2,7 % больше, чем земные.

Поскольку, если этого не сделать, время миссии отклоняется в сторону увеличения на сорок земных минут каждый день. Так, научная команда Mars Exploration Rover, в ходе которой на поверхность Марса в 2004 г. были доставлены исследовательские спускаемые аппараты (роверы) “Спирит” и “Оппортьюнити”, носила наручные часы, настроенные на марсианское время.

Зачем это нужно

Знание точного местного марсианского времени абсолютно необходимо для планирования деятельности роверов, ведь они заряжаются от солнечных батарей и зависят от времени восхода и заката светила.

Кроме того, нужно учитывать температурные скачки при смене дня и ночи, которые на Марсе весьма значительные, ведь атмосфера здесь очень разреженная, а океанов, компенсирующих эти явления на Земле, на красной планете нет.

В своё время разрабатывались различные стандарты исчисления времени на этом небесном теле. К ним относится метрическая система с её миллиднями и сантиднями, система «расширенного дня», когда все часы были равны стандартным земным, но последний час суток равнялся 24 часам 39 минутам и 35 секундам.

Но ни одной из них НАСА, являющаяся лидером в дистанционном исследовании Марса на сегодня, не воспользовалась.

Общепринятой единицей измерения времени на Марсе в итоге стал сол.

Что значит «сол» в фильме “Марсианин”?

Средняя длина марсианского сидерического дня, то есть времени полного оборота красной планеты вокруг своей оси относительно звёзд, составляет 24 часа 37 минут 22,663 секунд. Длина его солнечного дня (или попросту сола), то есть времени полного оборота Марса вокруг своей оси относительно Солнца, равна 24 часам 39 минутам 35,244147 секундам.

Таким образом, в одном соле умещается 1,0274912517 земных дней. Марсианский день, длиннее земного на 2,7 %

К слову, для Земли эти цифры выглядят следующим образом: сидерический день длится 23 часа 56 минут 4,0916 секунд, а солнечный – 24 часа 00 минут 00,002 секунд.

НАСА сейчас использует следующий метод для хронометража на Марсе: когда спускаемый космический аппарат начинает свою миссию на поверхности красной планеты, проходящие солы учитываются простым численным отсчётом.

Поэтому никаких месяцев и лет здесь нет, только солы, имеющие свои порядковые числа.

Так, например, отсчёт времени работы роверов “Спирит” и “Оппортьюнити”, приземлившихся парой, не был синхронизирован.

Хотя они и были направлены для одновременной работы на Марсе, каждый считал датой своей посадки «сол 1».

Кроме того, их местоположение отстоит друг от друга на 179 градусов в планетарном масштабе, поэтому, когда у одного день, у другого ночь, и они выполняли свои задачи независимо друг от друга.

Аналогичным образом отсчитывались дни в фильме “Марсианин”. Что значит sol, теперь нам известно.

Проще говоря, сол – это марсианский день. Мы становимся свидетелями рождения новой, ранее невиданной системы летоисчисления, в основе которой лежат космологические циклы другой планеты. И это, в отличие от событий в фильме, происходит прямо сейчас.

Источник: https://FB.ru/article/355599/chto-takoe-sol-v-filme-marsianin-opredelenie-i-interesnyie-faktyi

Как жить в режиме неопределённости

Предпринимателям и специалистам остаётся лишь относиться к изменениям в мире как к нормальному существованию: движение = жизнь.

«When life gives you lemons, make a lemonade» — это может звучать как совет от капитана Очевидность, но новые условия означают новые возможности. Ими точно стоит пользоваться, особенно если предыдущие возможности больше недоступны.

Важно помнить, что каждый новый день = новые вы. Это значит, что не стоит откладывать развитие на «следующий год» или «понедельник». Начать всегда сложно, поэтому стоит сделать привычными развитие и совершение ошибок. Так не придётся каждый раз испытывать холодный старт.

В посткоронавирусном мире способность работать удалённо помогает компаниям выжить: значит, стоит освоить профессию, которая позволяет это делать, либо цифровые инструменты в текущей профессии или бизнесе.

Проекты говорят лучше, чем слова. Сегодня стоит собирать портфолио не только из рабочих проектов, но и из пет-проектов или хобби, если в них применяются профессиональные навыки.

Не надо бросать работу ради обучения. Задавая себе драйв, проще влиться в новую деятельность по его окончании. Новая работа всегда стресс, даже если он связан с радостью от применения успешно освоенных знаний.

При определении траектории обучения лучше выбирать навыки, которые будут применимы в разных сценариях будущего, — универсальные, метанавыки. Они пригодятся как в кризисной ситуации, когда важно не цепляться за соломинку, а двигаться самому, так и в спокойное время — ценно то, что умеешь и можешь применить, а не просто знаешь.

Продолжительность суток на планетах нашей солнечной системы

То, какую имеют длительность сутки, напрямую зависит от дистанции к Солнцу и скорости вращения вокруг собственной оси каждой планеты. Различают сутки звёздные и солнечные.

сколько длятся сутки на марсе

Величина различия между ними зависит от сочетания двух факторов — это периоды обращения вокруг Солнца и обращения вокруг своей оси.

Рассмотрим длительность суток и года на других планетах и сравним с тем, сколько длятся сутки на Марсе и Земле.

Первая и самая близкая планета к Солнцу — это Меркурий. Звёздные сутки на этой планете составляют 59 земных суток, а солнечные длятся порядка 176.

Что касается Венеры, то из-за её обращения в противоположную сторону звёздные сутки имеют продолжительность 223 земных суток, а солнечные составляют 117 суток.

Земля же имеет 24 часа в солнечных сутках, звёздные сутки немного короче и составляют 23 часа 56 минут.

Продолжительность суток на Марсе звёздных и солнечных подобна длительности на Земле. И составляют соответственно 24 часа 37 минут и 24 часа и 40 минут. То есть день на Марсе длится 24 часа 40 минут.

Что касается планет-гигантов, то на Юпитере она равна почти десяти часам, на Сатурне — около 10 часов 34 минут. На Нептуне же — примерно 16 часов, и на Уране — 17 часов и 15 минут. Различие между солнечными и звёздными сутками на этих планетах незначительно. Это связано с продолжительным периодом обращения вокруг Солнца. Как мы видим, из всех планет по длительности, в сравнении с Землёй, наиболее сходен Марс.

День на Марсе, так же как и на нашей планете, на четыре минуты длиннее, чем звёздные сутки.

На остальных планетах различие более значительно, столь большое сходство не наблюдается.

VUCA Prime: отвечаем на вызовы VUCA-мира

Для эффективного взаимодействия с VUCA-средой важно развивать соответствующие навыки. Управленческие компетенции, которые отличают лидеров VUCA, описал Боб Йохансен в книге «Лидеры создают будущее: десять новых качеств для неопределённого мира». Автор — учёный из Института будущего — говорит о том, что лидеров нового поколения отличают V

ision (видение),
U
nderstanding (понимание),
C
larity (ясность) и
A
gility (быстрота) — модель VUCA Prime.

Видение (vision) противодействует нестабильности (volatility)

. В лихорадочное время формирование видения будущего компании важнее, чем в обычное время. Это поможет противостоять турбулентности, кризису или выдержать конкуренцию. Важно также, чтобы сотрудники также понимали, куда и зачем идёт компания.

Понимание (understanding) противодействует неопределённости (uncertainty)

. Чтобы выявить новые возможности, руководителю нужно выйти за границы своих компетенций. Важно быть гибким, общаться с сотрудниками разного уровня. И здесь важную роль играют soft skills, в частности коммуникативные навыки и эмпатия.

Ясность (clarity) противодействует сложности (complexity)

. В среде VUCA хаос наступает быстро и жёстко. Нужно оперативно определить, на каких стратегических направлениях фокусироваться для скорейшего выхода из кризисной ситуации.

Быстрота (agility) противодействует неоднозначности (ambiguity)

. Под быстротой подразумевается способность эффективно общаться, быстро принимать и исполнять решения.

Для жизни в VUCA-мире компании недостаточно нанять «гибких» руководителей. Важно, чтобы они создали культуру VUCA, которая нацелена на инновации, адаптивное поведение и продуманный риск.

Как видим, не последнюю роль в VUCA-мире занимают развитые soft skills. Важность soft skills доказана многими исследованиями. Например, 92% респондентов LinkedIn приравняли важность soft skills к hard skills.

Роль любознательности в развитии soft skills для VUCA-среды

Слово «любознательность» происходит от латинского «cura» — «забота, внимание». Означает пытливое мышление и проявляется в виде изучения и обучения чему-то новому. Любознательность — движущая сила не только в развитии человека, но и науки, языка и промышленности.

Любознательность помогает ускорять исследования нового, быть открытыми к новому опыту, творчески решать задачи, сформировать устойчивость к неопределённости, а также сотрудничать и учиться. Всё это позволяет развивать основные soft skills — эмпатию, ситуационную и межличностную адаптивность, кросс-культурную чуткость, логическое мышление.

Разберёмся на конкретных примерах, почему бизнесу выгодно культивировать любознательность среди своих команд.

Генерация идей

Согласно опросу бизнес-школы INSEAD и SurveyMonkey, любознательность помогает сотрудникам сильнее вовлекаться в свою работу, генерировать новые идеи и делиться ими с другими. 73% опрошенных, которым на работе интересно, признали, что они «больше обмениваются идеями» и «генерируют новые идеи для своих организаций».

Мышление роста

Любознательность характерна для мышления роста (установки на развитие) — такого, как преобразование неудач в возможность обучения и выбор деятельности, которая улучшает текущие навыки и способствует развитию новых.

Компании, которые придерживаются мышления роста и создают среду, дружелюбную для опыта неудач, только выигрывают.

В компаниях со здоровой культурой обучения на 92% больше шансов разработать новые продукты и процессы, они на 52% продуктивнее и на 17% более прибыльные по сравнению с теми, кто не делает упор на культуру обучения.

Это означает, что специалисты разных направлений, которые развивают мышление роста, лучше адаптируются к VUCA-среде. В частности к консолидации индустрии, технологическим, регулятивным и геополитическим потрясениям, а также к переменчивым потребительским предпочтениям.

Любознательность стала новой золотой лихорадкой. При поиске сотрудников компании ждут открытых для новых знаний сотрудников, причём в разных сферах — от менеджера по продажам до аналитика данных.

Вакансия аналитика данных от Авито
Ощущается дефицит сотрудников с творческим подходом, коммуникативными навыками и способностью к адаптации.

Но не всё просто даже в тех компаниях, где такие сотрудники есть. Согласно опросу INSEAD и SurveyMonkey, 83% руководителей высшего звена считают, что в их компании любознательность поощряется «очень сильно» или «хорошо», в то время как только 52% сотрудников согласились с этим.

Около половины (49%) топ-менеджеров утверждают, что любознательность вознаграждается ростом зарплаты, но 81% сотрудников ответил, что пытливость ума не влияет существенно на их доход.

Это большая проблема для бизнеса: если сотрудники не видят ценности в любознательности, то они с меньшей вероятностью будут использовать в работе новую информацию.

Успешный бизнес опирается на любознательность сотрудников. Чтобы генерировать новые идеи и создавать добавленную стоимость для компании, сотрудники любого уровня нуждаются в среде, где они могут проявлять интерес к новому, искать и усваивать новую информацию, а также устанавливать новые связи.

Открытость к разному опыту, исследовательское поведение и стремление к знаниям сотрудников могут помочь компаниям лучше справляться с неопределённостью и нестабильностью рынка.

Развитие в VUCA-мире

Работникам придётся адаптироваться, приобретать новые навыки, чтобы успевать за изменениями. В то же время взрослым людям сложнее адаптироваться к изменениям на рынке труда и технологическим инновациям, поэтому особое значение приобретает непрерывное обучение на протяжении всей жизни (lifelong learning) — меняется система образования.

Опыт копится в каждом человеке под влиянием внешней среды, и передать опыт в том контексте, в котором он приобретён одним человеком, другому невозможно. Взгляд на этот опыт, его обработка, масштабирование, преобразование в знание индивидуальны: их нельзя передать без искажений. «Бесшовность» опыта важна для объективности оценки ожиданий от его применения. Самая частая проблема — «я делаю всё ровно так, как Х, но у меня ничего не получилось — почему?».

Даже если в компании много умных людей, их опыт будет принадлежать только им.

Решением может стать тщательно спроектированная система корпоративного обучения — своеобразный корпоративный университет 2.0, в котором методология — это живой и динамически развивающийся продукт. Такие системы обучения имеют потенциал роста в коммерческие продукты для широкого рынка.

Из-за трудностей в передаче знаний от человека к человеку стало гораздо важнее находить новые, более эффективные способы решения проблем компании в VUCA-среде.

Обычно люди используют только те знания, которые удалось проверить на практике. В противном случае новая информация забывается или подвергается сомнению и всё равно откидывается. Поэтому и возникла ценность постоянного самостоятельного получения новых навыков. Готовность искать, перерабатывать и транслировать далее информацию помогает лучше накапливать и применять знания.

Можно утверждать, что человечество только выиграет от перемен. Многие системы уже слишком «застоялись» и нуждаются во встряске и доле хаоса, чтобы развиться до нового уровня.

Lifelong learning: обучение длиною в жизнь

К такому обучению относится:

  • формальное образование в (не)государственных образовательных учреждениях;
  • неформальное (включая корпоративное) — наставничество, стажировки, инструктаж, тренинги;
  • самообразование — онлайн-курсы, конференции TED, каналы YouTube и др.

Традиционное высшее образование — основа, но необходимой узкоспециализированной подготовки в большинстве случаев не гарантирует. И после пяти-шести лет учёбы у выпускника часто нет практических навыков, чтобы быть полезным работодателю сразу после окончания вуза. Более того, бывает, что обучение в вузе демотивирует продолжать учиться в принципе.

Тем временем, образование тесно связано с уровнем дохода. По данным ЮНЕСКО за 2020 год, увеличение средней продолжительности образования взрослого населения (от 24 лет) на один год в долгосрочной перспективе ведёт к увеличению экономического роста на 4%, а доходов на душу населения — на 6%.

ЮНЕСКО указывает, что норма рентабельности каждого дополнительного года обучения составляет 9,7% — это выгоднее, чем хранить деньги во вкладах и депозитах.

Непре­рыв­ное об­ра­зо­ва­ние — это не во­прос вы­бо­ра, а уже дан­ность. Постоянное изменение техники, производства и рыночной конъюнктуры приводит к тому, что в развитых странах работник в среднем не менее пяти раз в течение трудовой жизни меняет специальность.

В то же вре­мя, об­ра­зо­ва­ние пе­ре­ста­ло быть функ­ци­о­наль­ным. Под­ход «я иду учить Python, потому что мне нужно выучить Python» уже ред­кость.

Сегодня в обу­че­нии люди ищут но­вые воз­мож­но­сти, пути и на­прав­ле­ния раз­ви­тия.

По оценкам McKinsey, к 2030 году из-за развития технологий от 75 до 375 млн человек, то есть 3–14% от общей численности рабочей силы в мире, станут безработными или будут вынуждены сменить профессию.

Атлас новых профессий беспощаден: 57 профессий, по словам его создателей – агентства стратегических инициатив и Сколково – обречены на вымирание и попадание в карьерный тупик. Менеджеры, администраторы, юристы, водители, диспетчеры, операторы, экономисты, специалисты по учёту и снабжению, кассиры и другие — до 2030 года разными темпами начнут терять работу, если не пройдут дополнительного обучения.

95% «уволенных» работников могут выйти из карьерного тупика.

Чаще всего в 70% случаев речь идёт о переходе на позиции со смежными задачами с использованием новых технологий: например, специалисты по учёту и контролю с легкостью переучиваются в аналитиков, журналист может стать дата-журналистом. Главное — определить, какой ваш предыдущий опыт станет базой для получения нового.

Сильнее всего растёт спрос на технологические навыки (и программирование): сейчас они задействуются в 11% рабочего времени, в 2030 году это будет 17%.

На умение работать в команде, руководить другими, вести переговоры и проявлять эмпатию придётся рост на 24%. И здесь может помочь (как ни странно) удалённая работа, которая хорошо развивает навыки коллаборации. Пробелы, недочёты в таком формате работы проявляются быстрее, — оперативнее можно их отработать и улучшить.

Учимся учиться: как дойти из текущей точки А в желанную точку Б

Вспомните, какие чувства у вас вызывает обучение. Надеемся, что среди них есть место радости, удовлетворения, наслаждения от результата, когда «я смог»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: