6 июня 1985 состоялся запуск корабля «Союз Т-13»


Союз Т-3
Общие сведения
Полётные данные корабля
Название корабляСоюз Т-3
Ракета-носительСоюз-У
Полёт Союза №42
Стартовая площадкаБайконур Пл. 1
Запуск27 ноября 1980 14:18:28 UTC
Стыковка28 ноября 1980 15:54 UTC
Место стыковкисо стороны ПхО ББ комплекса Салют-6 — Прогресс-11
Расстыковка10 декабря 1980 06:10 UTC
Посадка10 декабря 1980 09:19:10 (09:26:10)
Место посадки130 км юго-восточнее Джезказгана
Длительность полёта12 суток 19 часа 7 мин 42 сек
Количество витков204
Пройденное расстояние8,541 млн км
Апогей251 км
Перигей200 км
Наклонение51,6°
Период обращения88,7 мин
Масса6,85 т
NSSDC ID

«Союз Т-3»

— пилотируемый космический корабль.

Описание полёта

Цель полёта — испытание космического корабля «Союз Т» в варианте с тремя космонавтами на борту. Впервые после гибели экипажа корабля «Союз-11» в июне 1971 года экипаж «Союза» состоял из трёх космонавтов. Программой полёта корабля «Союз Т-3» предусматривалась стыковка с орбитальной космической станцией «Салют-6» и проведение ремонтных работ на станции. В это время станция была необитаемой.

Стыковка корабля «Союз Т-3» со станцией состоялась 28 ноября в 15:54 UTC. В космосе был образован комплекс «Союз Т-3» — «Салют-6» — «Прогресс-11». Грузовой корабль «Прогресс-11» отстыковался от станции 9 декабря в 10:23 UTC. На станции космонавты проводили научные эксперименты на установках «Сплав» и «Кристалл», также проводили наблюдения за биологическими объектами в установках «Светоблок» и «Оазис». Космонавты установили на станции новые приборы в системе терморегулирования и заменили электронную систему управления телеметрии. Космонавты также заменили приборы системы управления станции и блок электропитания компрессора системы перекачки топлива. Расстыковка корабля «Союз Т-3» и станции «Салют-6» состоялась 10 декабря в 06:10 UTC.

Союз Т3

Цель полета — испытание космического корабля Союз Т в варианте с тремя космонавтами на борту. Экипаж Союза состоял из трех космонавтов. Программой полета корабля Союз Т3 предусматривалась стыковка с орбитальной космической станцией Салют 6 и проведение ремонтных работ на станции. В это время станция была необитаемой.

Основной экипаж: командир корабля — Леонид Кизим (1-й космический полет), бортинженер корабля — Олег Макаров (3-й полет), космонавт-исследователь — Геннадий Стрекалов (1-й полет)

Дублирующий экипаж: командир корабля — Василий Лазарев, бортинженер корабля — Виктор Савиных, космонавт-исследователь — Валерий Поляков. Резервный экипаж: командир корабля — Юрий Исаулов, бортинженер корабля — Николай Рукавишников, космонавт-исследователь — Михаил Потапов

Стыковался корабль Союз Т3 со станцией — 28 ноября в 15:54 UTC. В космосе был образован комплекс Союз Т3 — Салют 6 — Прогресс 11. Грузовой корабль Прогресс 11 отстыковался от станции 9 декабря в 10:23 UTC.

На станции космонавты проводили научные эксперименты на установках Сплав и Кристалл, также проводили наблюдения за биологическими объектами в установках Светоблок и Оазис. Советские космонавты установили на станции новые приборы в системе терморегулирования и заменили электронную систему управления телеметрии. Советские космонавты также заменили приборы системы управления станции и блок электропитания компрессора системы перекачки топлива. Расстыковка корабля Союз Т3 и станции Салют 6 состоялась 10 декабря в 06:10 UTC.

Космодром Байконур — первый, а также крупнейший в мире космодром, Казахстан. Общая площадь комплекса космодрома Байконур 6717 км2, работает более 10 тысяч сотрудников За все время было совершено с космодрома Байконур почти 5 тысяч пусков ракет. 1-я и 31-я площадки предназначены для ракет-носителей, которые выводят в космос грузовые Прогрессы и пилотируемые Союзы.

Космическая программа СССР берет свое начало в 1921 году с основания Газодинамической лаборатории при РККА, которая в 1933 году вошла в состав Реактивного института при Наркомате тяжелой промышленности СССР, а с 1955 года по 1991 год Министерство общего машиностроения СССР координировало работу всех предприятий и научных организаций, занятых созданием ракетно-космической техники.

Среди успехов космической программы СССР — запуск первого искусственного спутника земли 4 октября 1957 года, запуск 3 ноября 1957 второго спутника с живым существом на борту, первый полет человека в космос 12 апреля 1961 года и первый выход человека в открытый космос 19 марта 1965 года, создание на орбите земли многомодульной орбитальной станции Мир. Удачные запуски автоматических межпланетных станций, к примеру, с такими миссиями, как полет до Луны и обратно с взятием образцов породы, полет до Венеры, спуск на ее поверхность, и первая цветная фотография, первая мягкая посадка на Марс.

Ссылки

  • 1967—1976, 1..20 • • • • • • • • • • • • • • • • 18А (суборбитальный полёт) • • •
    1976—1981, 21..40 • • • • • • • • • • (запуск) • • (посадка) • • • Т-2 • • • Т-3
    1981—1988, 41..60 • • Т-5 • • • • • -10А (не состоялся) • -10 • -11 -12 • -13 • -14 • -15 • ТМ-2 • • • • •
    1989—1998, 61..80 ТМ-8 • • -10 • -11 • -12 • -13 • -14 • -15 • -16 • -17 • -18 • -19 • -20 • -21 • -22 • -23 • -24 • -25 • -26 • -27
    1998—2008, 81..100 ТМ-28 • -29 • -30 • -31 • -32 • -33 • -34 • ТМА-1 • • • • • • • • • -10 • -11 • -12 • -13
    2009—2015, 101..130 ТМА-14 • -15 • -16 • -17 • -18 • -19 • • -20 • -21 • -02М • -22 • -03М • -04М • -05М • -06М • -07М • -08М • -09М • -10М • -11М • -12М • -13М • -14М • -15М • -16М • -17М • -18М • -19М •
    2016—2019, 131..144 ТМА-20М • МС-01 • -02


    -03

    -04

    -05

    -06

    -07

    -08

    -09

    -10

    -11

    -12

    -13

    Беспилотные:
    1966—1974 Космос-133 • -140 • -186 • -188 • -212 • -213 • -238 • • Космос-496 • -573 • -613 • -638 • -656 • -670 • -672
    1975—1986 Космос-772 • • Космос-869 • -1001 • (посадка) • Космос-1074 • (запуск) • Т-1 • -1
    Отменённые:
    • (несколько) • Контакт-1 и −2 • 12A1 • 13А1 • 12B2 • 13B2 • 14А2 • 14B3 • 15А3 • 16А3,4 • 25А5 • Т-15А6 • -15B6 • -15C6
    Текущие полёты выделены

    .
    Курсивом
    даны запланированные полёты • 1 к ОС ДОС-1 (Салют-1) • 2 к ОС ДОС-2 и ДОС-3 (Космос-557) • 3 к ОС ОПС-1 (Салют-2/Алмаз) • 4 к ОС ОПС-2 (Салют-3/Алмаз) • 5 к ОС ОПС-3 (Салют-5/Алмаз) • 6 к ОС ДОС-5-2 (Салют-7) (экспедиции посещения к 5-й основной экспедиции)

Отрывок, характеризующий Союз Т-3

– Весенний то? Он там, в сенцах, завалился. Со страху спится. Уж рад то был. Долго после этого Петя молчал, прислушиваясь к звукам. В темноте послышались шаги и показалась черная фигура. – Что точишь? – спросил человек, подходя к фуре. – А вот барину наточить саблю. – Хорошее дело, – сказал человек, который показался Пете гусаром. – У вас, что ли, чашка осталась? – А вон у колеса. Гусар взял чашку. – Небось скоро свет, – проговорил он, зевая, и прошел куда то. Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть – глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц – все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это – самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно проходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было. Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно. Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его. Петя стал закрывать глаза и покачиваться. Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто то. – Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное. «Ах, да, ведь это я во сне, – качнувшись наперед, сказал себе Петя. – Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй моя музыка! Ну!..» Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. «Ах, это прелесть что такое! Сколько хочу и как хочу», – сказал себе Петя. Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов. «Ну, тише, тише, замирайте теперь. – И звуки слушались его. – Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее. – И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки. – Ну, голоса, приставайте!» – приказал Петя. И сначала издалека послышались голоса мужские, потом женские. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте.

Кизим: испытатель трехместного «Союза» и космический «паромщик»

14 июня 2010 года не стало летчика-космонавта, генерал-полковника Леонида Кизима. Ему не исполнилось и 69 лет. Про каждого космонавта и астронавта говорят, что он (или она) исследователь и покоритель космоса, но к некоторым «космоплавателям» этот термин подходит в большей степени, чем к другим. Кизим был именно первопроходцем из первопроходцев. Сейчас уже стало привычным, что космический корабль «Союз» летает с тремя членами экипажа на борту. Именно эта особенность, помимо высокой надежности, позволяет ему выступать в роли «спасательной шлюпки» для МКС, а вскоре стать основным средством доставки людей на борт станции. Однако, так было не всегда. Первый трехместный корабль был запущен в СССР в октябре 1964 года. Назывался он «Восход-1». По сути, он представлял собой одноместный модифицированный «Восток». Задача «Восхода-1» состояла в том, чтобы удержать первенство СССР в «космической гонке» с Америкой. Первый многоместный корабль должен был быть непременно советский. Так и произошло, но платой за это стал, в том числе, отказ от использования космонавтами полетных скафандров. Будь они в них одеты, то просто не поместились бы в кабине корабля. Таким образом, в случае разгерметизации космического корабля, или его спускаемого аппарата, им грозила бы неминуемая гибель. Однако, имевшийся к тому времени опыт пилотируемых полетов в СССР, свидетельствовал о высокой надежности космической техники. Полет прошел успешно, что укрепило мнение: в кабине корабля вполне можно обойтись и без скафандров. Первый полет трехместного «Союза» состоялся в январе 1969 года (это был «Союз-5»). Правда, космонавты были одеты в скафандры, но на то у них была более чем веская причина: двум членам экипажа «Союза-5» предстояло перейти… через открытый космос в уже ожидавший их на орбите «Союз-4» с одним космонавтом на борту. Переход прошел успешно и оба корабля благополучно вернулись на Землю. После этого было еще три полета трехместных «Союзов» — 7», -10» и -11». Их экипажи были без скафандров. «Седьмой» и «десятый» прошли нормально, а «одиннадцатый» завершился в июне 1971 года трагедией. При возвращении на Землю в результате непредвиденного открытия воздушного клапана спускаемого аппарата на высоте порядка 150 километров и последовавшей за этим почти мгновенной разгерметизацией, погибли Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Будь космонавты в скафандрах, они остались-бы живы. И хотя в аппарате имелся ручной привод, который позволял космонавтам закрыть этот клапан и таким образом спасти свою жизнь (главный конструктор Василий Мишин считал, что экипаж просто «упустил» это момент в ходе подготовки к полету), было решено: никаких больше полетов без скафандров. Однако, появление долговременных орбитальных станций и связанная с этим необходимость увеличить «пассажиропоток» на околоземную орбиту, вновь сделали актуальным превращение «Союз» в трехместный корабль. Правда, вопрос о том, чтобы снова «снять» с космонавтов скафандры даже не ставился. Корабль предстояло серьезно модифицировать с тем, чтобы его обитатели могли нормально разместиться в кабине в своих «доспехах», надежно защищающих их от возможной разгерметизации. Первый после аварии «Союза-11» трехместный «Союз» («Союз Т-3») отправился в испытательный полет в октябре 1980 года. Им и командовал Леонид Кизим. Вместе с ним на борту были также Олег Макаров и Геннадий Стрекалов. За время полета экипаж также посетил станцию «Салют-6» и провел там ремонтные работы. (Ни Стрекалова, ни Макарова уже нет. Кизим оставался последним из экипажа «Союза Т-3»). В феврале 1986 года была открыта новая страница в истории советской и мировой пилотируемой космонавтики. На орбиту был выведен базовый блок космической станции «Мир», которой предстояло проработать в околоземном пространстве целых 15 лет, «обрасти» еще шестью модулями и стать космическим домом для советских, российских, а после – и американских астронавтов. Первыми посетителями станции стали Леонид Кизим и Владимир Соловьев, прибывшие туда в марте того же года на корабле «Союз Т-15». Пробыв на «Мире» около полутора месяцев, они перелетели на том же корабле на станцию «Салют-7», находившуюся примерно в 4 000 километров от «Мира» на более низкой орбите. Так Кизим и Соловьев стали первыми в мире космическими «паромщиками». В 1987 году Кизим ушел из отряда космонавтов, после чего занимал ряд командных должностей в вооруженных силах СССР/России. С 11 мая 1993 по сентябрь 2001 года являлся начальником Военного инженерно-космического университета имени А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге. Он очень много сделал для советской/российской и мировой космонавтики, как в космосе, так и на Земле. Но главная его заслуга, как космонавта, состоит в том, что во многом именно благодаря ему «Союз» приобрел свою нынешнюю трехместную конфигурацию и доказал свои возможности, как надежного транспортного средства, которому под силу выступить даже в качестве «парома».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: