Эта статья или раздел статьи описывает запланированный или ожидаемый космический полёт. По мере появления новых данных дата старта, посадки и другие детали полёта могут быть изменены. |
Суборбитальный космический корабль | |
Общие сведения | |
Суборбитальный космический корабль | SpaceShipTwo |
Назначение | перевозка пассажиров |
Производитель | The Spaceship Company |
Первый полет | 10 октября 2010 года (первый полёт) 29 апреля 2013 года (с реактивным двигателем) |
Членов экипажа | 2 пилота, 6 пассажиров |
Статус | Планируется продолжение разработки[1] |
Заказчик | Virgin Galactic |
Предшественник | SpaceShipOne |
Официальный сайт |
SpaceShipTwo
(трансл. Спэйс Шип Ту; с англ. — «Космический корабль 2 (второй)»), известен также под аббревиатурой
SS2
— суборбитальный частный пилотируемый космический корабль многоразового использования[2][3].
Является частью программы Tier One, основанной Полом Алленом, базируется на успешном проекте SpaceShipOne, выигравшем конкурс Ansari X-Prize[3][4]. В отличие от последнего, сможет нести на борту до 8 человек (6 пассажиров + 2 пилота), будет крупнее и комфортнее. Также будут устранены некоторые конструктивные недостатки. Система из SS2 и WK2 будет приблизительно в 3 раза больше системы из SS1 и WK.
Авиаконструктор Берт Рутан и его партнёр Ричард Брэнсон, основавший космическо-туристическое предприятие «Virgin Galactic», собираются участвовать в первом полёте SpaceShipTwo[2].
Описание[ | ]
Аппарат будет доставляться на пусковую высоту (около 20 км) с помощью самолёта White Knight Two (WK2).
Максимальная высота полёта 135—140 км (согласно информации BBC) или 160—320 км (согласно интервью с Бертом Рутаном) (у SpaceShipOne — 100—110 км), что позволит увеличить время невесомости до 6 минут (SpaceShipOne — 3 минуты). Максимальная перегрузка — 6 . Все рейсы планируется начинать и заканчивать на одном аэродроме в Мохаве в штате Калифорния. Первоначальная ожидаемая цена билета 200 тыс. $. Первый тестовый полёт состоялся в марте 2010 года. Запланировано порядка ста тестовых полётов. Начало коммерческой эксплуатации — не ранее 2014[5].
Планируется, что помимо туристических задач SpaceShipTwo будет выполнять исследования атмосферы в интересах NOAA — часть приборов будет размещена на самолёте-разгонщике White Knight Two с целью регулярного измерения содержания газов (метана и углекислого газа) на высотах 8-15 км, а также получение проб воздуха с этих высот. При помощи самого SpaceShipTwo будут проводиться изучения ионосферы на высотах 100—110 км[6].
Разработка[ | ]
Проектируется компанией Scaled Composites LLC[7] (США), с 1982 года занимающейся производством экспериментальных летательных аппаратов.
Предварительный полноразмерный макет корабля в разрезе был продемонстрирован публике 28 сентября 2006 года[8], а демонстрация готового космолёта состоялась 7 декабря 2009 года. На официальном сайте компании можно забронировать билеты стоимостью в 250 тыс. $.
Планируется создать пять единиц SpaceShipTwo и два самолёта White Knight Two, с которых будут запускаться аппараты.
Кораблям SS2 решено дать персональные названия. Первый экземпляр SpaceShipTwo имеет регистрационный номер N339SS и собственное имя VSS Enterprise[9]. VSS означает Virgin Space Ship (англ. Virgin — от названия компании Virgin Group; англ. Enterprise — в честь корабля USS Enterprise из сериала «Звёздный путь»). Второй корабль имел неофициальное название VSS Voyager[en] в честь корабля USS Voyager из того же сериала. Официальное название второй модели — «VSS Unlty».
В постройку аппаратов Virgin Galactic собирается вложить 100 млн долл.
Испытания[ | ]
- 15 июля 2010 года челнок SpaceShipTwo (SS2) совершил пробный 6-часовой полёт с экипажем на борту в атмосфере[9]. Полёт челнока над калифорнийской пустыней Мохаве был совершён в пристыкованном состоянии к самолёту-платформе White Knight Two (WK2), который является его стартовым комплексом[10][11].
- 10 октября 2010 года на аэродроме в пустыне Мохаве состоялся первый самостоятельный испытательный полёт Enterprise (известен также как SpaceShipTwo). Аппарат был поднят самолётом-носителем White Knight Two на высоту 15 км, после отделения от самолёта-носителя и 15-минутного свободного полёта, без включения двигателя, совершил посадку. Полёт и приземление ракетоплана прошли хорошо[12]. По уверениям разработчиков первый реальный суборбитальный полёт мог состояться осенью 2010 года[13].
- 4 мая 2011 года над пустыней Мохаве суборбитальный самолёт впервые продемонстрировал эффективность уникального хвостового оперения, которое позволяет аппарату безопасно входить в атмосферу. За 45 минут носитель поднялся на высоту 15,7 км и сбросил SpaceShipTwo. Хвостовое оперение впервые было повернуто вверх на угол 65 градусов. В этой конфигурации аппарат пролетел 1 минуту 15 секунд и почти вертикально спустился на 4,7 км. Суборбитальный самолёт продемонстрировал отличную устойчивость и управляемость. На высоте 10 км пилоты повернули оперение в обычный, «самолётный», режим и спустя 11 минут 5 секунд после сброса с борта White Knight Two приземлились на взлетно-посадочную полосу.
- 29 сентября 2011 года SpaceShipTwo испытал систему приземления в экстренных условиях[14].
- 30 апреля 2013 года был произведен первый полёт с испытанием реактивного двигателя самолёта[2][15]. Отделившись от носителя на высоте около 14 км, SpaceShipTwo включил двигатель, и через 16 секунд достиг скорости 1,2 и высоты 17 км[2][16].
- 9 сентября 2013 года был проведён второй сверхзвуковой полет ракетоплана. Отделение от носителя произошло на высоте 15 км и, включив двигатель на 20 секунд, SS2 набрал высоту 23 км и начал снижение, достигнув скорости 1,43[17].
Внешние видеофайлы | |
Первый свободный полёт. Октябрь 2010 | |
Первый полёт с использованием оперения. Май 2011 | |
Первый полёт с включением двигателя. Апрель 2013 | |
Второй полёт с включением двигателя. Сентябрь 2013 | |
Третий полёт с включением двигателя. Январь 2014 | |
Последние секунды полёта 31 октября 2014 года |
- 10 января 2014 года, в ходе третьего сверхзвукового полёта, двигатель ракетоплана опять включился на запланированные 20 секунд, подняв его на высоту 23,6 км. В ходе спуска со скоростью 1,4 была протестирована система управления положением в космическом пространстве Reaction Control System (RCS) и новое жаростойкое покрытие хвостовых балок[5].
- В мае 2014 года компания объявила об изменении топлива с полибутадиена с концевыми гидроксильными группами, склонного к нестабильности при времени работы двигателя более 20 секунд, на термопластичный полиамид[источник не указан 2086 дней
]. - 31 октября 2014 года SpaceShipTwo VSS Enterprise потерпел крушение в пустыне Мохаве на юге Калифорнии при проведении испытаний обновлённого гибридного двигателя, использующего топливную смесь на основе гранул полиамида и закиси азота[18]. После достижения самолетом-носителем White Knight Two высоты 50 000 футов (15,2 км)[19][20] и отделения от него SpaceShipTwo, через несколько секунд свободного полёта с включенным двигателем аппарат разрушился — по заявлению, сделанному 3 ноября, из-за несанкционированного перевода хвостового оперения в положение торможения[21]. Один из пилотов-испытателей погиб. Другой пилот смог покинуть аппарат с парашютом, и с травмами был доставлен в больницу[22]. Это был первый полёт с новым топливом, ранее испытанным на земле[19]; и четвёртый полет с включением двигателя корабля[23], предыдущий полет без включения двигателя был совершен 7 октября[24]. На момент катастрофы другой SpaceShipTwo — «VSS Unity» (VSS Voyager) построен на 60 %[25].
- 8 сентября 2020 года «VSS Unity» совершил первый пробный полет, в течение которого корабль был пристыкован к WhiteKnightTwo[26].
- 3 декабря 2020 года «VSS Unity» успешно испытан в первом планирующем полёте.
- 5 апреля 2020 года совершил первый полёт «VSS Unity» с включением двигателя. Через 30 секунд после включения двигателя были достигнуты скорость 1,87 и высота 25,7 км (84 271 фута)[27]
- 29 мая 2020 года при помощи самолёта-носителя White Knight Two VSS Unity был поднят на высоту 14 км, после чего на собственном двигателе достиг высоты 34,9 км (114,501 фута)[28].
- 26 июля 2020 года VSS Unity успешно прошел третьи летные испытания, на которых он достиг высоты 52 км (170,800 фута), максимальная скорость VSS Unity составила 2,47.[29]
- 13 декабря 2020 года космоплан VSS Unity класса SpaceShipTwo с двумя пилотами на борту (Марк Пол «Форджер» Стакки и Фредерик Уилфорд Стеркоу) отделился от самолёта-носителя WhiteKnightTwo (VMS Eve) на высоте 13,1 км и достиг высоты 82,7 км, поднявшись выше границы космического пространства по версии ВВС США (80,45 км)[30], но не достигнув линии Ка́рмана (100 км).
Virgin Galactic представила новый корабль для полета в космос
Компания Virgin Galactic и ее основатель Ричард Брэнсон минувшей ночью представили новый пассажирский корабль SpaceShipTwo для суборбитальных полетов. Обновление коснулось в основном оборудования корабля: после катастрофы во время испытательного полета в 2014 году, когда SpaceShipTwo разбился из-за неправильных действий пилота, было решено внести ряд изменений в логику управления кораблем.
Новый SpaceShipTwo получил имя VSS Unity. Ему предстоит пройти цикл наземных испытаний, затем начнутся полеты в планирующем режиме, и только потом — испытания с включением двигательной установки, предусматривающие полеты в космос, то есть на высоту более 100 км от уровня моря.
Ричард Брэнсон анонсировал проект Virgin Galactic в сентябре 2004 года. В тот момент начало полетов было назначено на 2008 год. Стоимость билета — $200 тыс., резервирования места — $20 тыс. Чтобы оказаться в числе первых туристов, необходимо депонировать все $200 тыс.
Вопреки ожиданиям сотен туристов, давно купивших билеты в Virgin Galactic, Брэнсон в ходе премьеры VSS Unity не назвал даже приблизительной даты первого полета корабля с пассажирами.
— Красивый с точки зрения маркетинга и рекламы проект Ричарда Брэнсона оказался в серьезной рыночной ловушке, — констатирует член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Андрей Ионин. — Чтобы реализовать проект достаточно быстро и с минимальными инвестициями, необходимо было воспользоваться уже готовыми технологиями. Поэтому Брэнсон вложился в технологию американского конструктора Берта Рутана, которая попадала под режим нераспространения ракетных технологий. Это означало, что создавать компанию и реализовывать проект нужно было только в США. Там нужно соответствовать строжайшим требованиям по обеспечению безопасности туристов. И вскоре оказалось, что технология Рутана, пригодная для установления рекордов, не подходит для массового туризма. Теперь нужно либо технически совершенствовать систему, со значительным ростом надежности, либо каким-то образом поменять американское законодательство.
Павел Пушкин, глава , развивающей идею космического туризма в РФ, считает, что первый полет с пассажирами на борту VSS Unity совершит не раньше 2020 года.
— Virgin Galactic еще предстоит сертифицировать новый корабль, и это наверняка будет довольно сложный процесс, — говорит Пушкин. — Пару лет назад в США вышел документ, регламентирующий оказание таких услуг как суборбитальный полет. Там пока простые правила в основном по безопасности — например, в случае разгерметизации корабля должно быть обеспечено выживание пассажира. Следовательно, туристы должны быть в скафандрах. С реализацией всех прописанных в правилах мер у компании могут возникнуть трудности. Кроме того, нужно будет показать определенный налет часов, ведь это принципиально новый корабль. Нужно будет проработать аварийные ситуации и схемы полета. С учетом того, что еще предстоит сделать, начало коммерческих полетов в 2020 году выглядит скорее оптимистичным сценарием.
Примечания[ | ]
- Создатель SpaceShipTwo пообещал продолжить реализацию программы
- ↑ 1234
Суборбитальный корабль SpaceShipTwo впервые включил двигатель в полете - ↑ 12
SpaceShipOne Wins Ten-Million-Dollar X Prize - The rocket plane SpaceShipOne has shot to an altitude of more than 100km for the second time inside a week to claim the $10m Ansari X-Prize.
- ↑ 12
News — Virgin Galactic Reaches New Heights In Third Supersonic Test Flight | Virgin Galactic Архивировано 7 апреля 2014 года. - Туристический космоплан совместит бизнес с наукой // Мембрана
- Суборбитальный космический корабль SpaceShipTwo
- Народный космолёт SpaceShipTwo раскрыл неземной потенциал Архивировано 1 октября 2006 года.
- ↑ 12
Космический корабль SpaceShipTwo. Досье к катастрофе 31 октября
(неопр.)
. ТАСС (1 ноября 2014). Дата обращения 1 ноября 2014. - Virgin Galactic совершил первый пилотируемый полёт (неопр.)
(недоступная ссылка). PoshSpace (17 июля 2010). Дата обращения 10 ноября 2014. Архивировано 10 ноября 2014 года. - Аппарат SpaceShipTwo совершил тестовый полет (неопр.)
(недоступная ссылка). CyberSecurity.ru (19 июля 2010). Дата обращения 10 ноября 2014. Архивировано 10 ноября 2014 года. - Частный ракетоплан «Энтерпрайз» совершил первый полет (неопр.)
. - Первый частный суборбитальный полет возможен уже осенью (неопр.)
. - SpaceShipTwo испытал систему приземления в экстренных условиях (неопр.)
. Lenta.ru. - Video — First rocket-powered flight of SpaceShipTwo (неопр.)
. NewScientist. - Космоплан SpaceShipTwo на испытательном полёте достиг сверхзвуковой скорости (неопр.)
. Деловая газета ВЗГЛЯД. - News — Virgin Galactic Flexes Spaceshiptwo’S Unique Feather Mechanism In Second Supersonic Flight (неопр.)
(недоступная ссылка). Virgin Galactic. Архивировано 4 ноября 2013 года. - Алексей Степин.
SpaceShipTwo потерпел крушение при тестировании нового двигателя
(неопр.)
. 3DNews — Daily Digital Digest (31 октября 2014). Дата обращения 1 ноября 2014. - ↑ 12
Virgin Galactic’s SpaceShipTwo Crashes: 1 Dead, 1 Injured (англ.). - Space Ship Two was tracked on Flightradar24. Signal was lost at 17.12 UTC 10 km north of Mojave (англ.). Flightradar24 (31 October 2014).
- M. Alex Johnson.
SpaceShipTwo ‘Feather’ Tail System Deployed Prematurely (англ.). NBC News (03.11.2014). - Илья Кувакин.
К крушению SpaceshipTwo могли привести аэродинамические силы
(неопр.)
. РБК (03.11.2014). - Virgin Galactic’s SpaceShipTwo Crashes in New Setback for Commercial Spaceflight (англ.). The New York Times (01.11.2014).
- SPACESHIPTWO TEST SUMMARIES (англ.) (недоступная ссылка). Scaled Composites (31.10.2014). Дата обращения 2 ноября 2014. Архивировано 16 августа 2013 года.
- VIRGIN GALACTIC SPACE VEHICLES FACT SHEET (англ.) (недоступная ссылка). Virgin Galactic (31 October 2014). Архивировано 2 ноября 2014 года.
- Прошли испытания новой модели космического корабля фирмы Virgin Galactic (неопр.)
. ТАСС (9 сентября 2016). - VSS Unity First Powered Flight (англ.). Virgin galactic (5 апреля 2018).
- Частный «космический самолёт» поднялся на рекордную высоту
- Into the Mesosphere at Mach 2.4 (англ.). Virgin galactic (26 июля 2018).
- Richard Branson Welcomes Astronauts Home from Virgin Galactic’s Historic First Spaceflight
Космические корабли
SpaceShipOne — первый частный летательный аппарат для полетов выше 100 км
WhiteKnight2
- Virgin Atlantic Global Flyer
- WhiteKnightOne
- WhiteKnightTwo Virgin MotherShip Eve
- SpaceShipOne
- SpaceShipTwo — первый из них, VSS Enterprise, потерпел крушение 31 октября 2014 года, погиб один из двух пилотов[3].
- VSS Unity — создан сменить предшествующую модель SpaceShipTwo. Космический корабль пройдёт серию воздушных и наземных испытаний, после чего планируется его пробный запуск в космос[4].