Гендиректором аэрокосмической компании Virgin Galactic стал ветеран Диснейленда


Эта статья или раздел статьи описывает запланированный или ожидаемый космический полёт.

По мере появления новых данных дата старта, посадки и другие детали полёта могут быть изменены.

Суборбитальный космический корабль
Общие сведения
Суборбитальный космический корабльSpaceShipTwo
Назначениеперевозка пассажиров
ПроизводительThe Spaceship Company
Первый полет10 октября 2010 года (первый полёт) 29 апреля 2013 года (с реактивным двигателем)
Членов экипажа2 пилота, 6 пассажиров
СтатусПланируется продолжение разработки[1]
ЗаказчикVirgin Galactic
ПредшественникSpaceShipOne
Официальный сайт

SpaceShipTwo

(трансл. Спэйс Шип Ту; с англ. — «Космический корабль 2 (второй)»), известен также под аббревиатурой
SS2
— суборбитальный частный пилотируемый космический корабль многоразового использования[2][3].

Является частью программы Tier One, основанной Полом Алленом, базируется на успешном проекте SpaceShipOne, выигравшем конкурс Ansari X-Prize[3][4]. В отличие от последнего, сможет нести на борту до 8 человек (6 пассажиров + 2 пилота), будет крупнее и комфортнее. Также будут устранены некоторые конструктивные недостатки. Система из SS2 и WK2 будет приблизительно в 3 раза больше системы из SS1 и WK.

Авиаконструктор Берт Рутан и его партнёр Ричард Брэнсон, основавший космическо-туристическое предприятие «Virgin Galactic», собираются участвовать в первом полёте SpaceShipTwo[2].

Описание[ | ]

Аппарат будет доставляться на пусковую высоту (около 20 км) с помощью самолёта White Knight Two (WK2).

Максимальная высота полёта 135—140 км (согласно информации BBC) или 160—320 км (согласно интервью с Бертом Рутаном) (у SpaceShipOne — 100—110 км), что позволит увеличить время невесомости до 6 минут (SpaceShipOne — 3 минуты). Максимальная перегрузка — 6 . Все рейсы планируется начинать и заканчивать на одном аэродроме в Мохаве в штате Калифорния. Первоначальная ожидаемая цена билета 200 тыс. $. Первый тестовый полёт состоялся в марте 2010 года. Запланировано порядка ста тестовых полётов. Начало коммерческой эксплуатации — не ранее 2014[5].

Планируется, что помимо туристических задач SpaceShipTwo будет выполнять исследования атмосферы в интересах NOAA — часть приборов будет размещена на самолёте-разгонщике White Knight Two с целью регулярного измерения содержания газов (метана и углекислого газа) на высотах 8-15 км, а также получение проб воздуха с этих высот. При помощи самого SpaceShipTwo будут проводиться изучения ионосферы на высотах 100—110 км[6].

Разработка[ | ]

Проектируется компанией Scaled Composites LLC[7] (США), с 1982 года занимающейся производством экспериментальных летательных аппаратов.

Предварительный полноразмерный макет корабля в разрезе был продемонстрирован публике 28 сентября 2006 года[8], а демонстрация готового космолёта состоялась 7 декабря 2009 года. На официальном сайте компании можно забронировать билеты стоимостью в 250 тыс. $.

Планируется создать пять единиц SpaceShipTwo и два самолёта White Knight Two, с которых будут запускаться аппараты.

Кораблям SS2 решено дать персональные названия. Первый экземпляр SpaceShipTwo имеет регистрационный номер N339SS и собственное имя VSS Enterprise[9]. VSS означает Virgin Space Ship (англ. Virgin — от названия компании Virgin Group; англ. Enterprise — в честь корабля USS Enterprise из сериала «Звёздный путь»). Второй корабль имел неофициальное название VSS Voyager[en] в честь корабля USS Voyager из того же сериала. Официальное название второй модели — «VSS Unlty».

В постройку аппаратов Virgin Galactic собирается вложить 100 млн долл.

Испытания[ | ]

  • 15 июля 2010 года челнок SpaceShipTwo (SS2) совершил пробный 6-часовой полёт с экипажем на борту в атмосфере[9]. Полёт челнока над калифорнийской пустыней Мохаве был совершён в пристыкованном состоянии к самолёту-платформе White Knight Two (WK2), который является его стартовым комплексом[10][11].
  • 10 октября 2010 года на аэродроме в пустыне Мохаве состоялся первый самостоятельный испытательный полёт Enterprise (известен также как SpaceShipTwo). Аппарат был поднят самолётом-носителем White Knight Two на высоту 15 км, после отделения от самолёта-носителя и 15-минутного свободного полёта, без включения двигателя, совершил посадку. Полёт и приземление ракетоплана прошли хорошо[12]. По уверениям разработчиков первый реальный суборбитальный полёт мог состояться осенью 2010 года[13].
  • 4 мая 2011 года над пустыней Мохаве суборбитальный самолёт впервые продемонстрировал эффективность уникального хвостового оперения, которое позволяет аппарату безопасно входить в атмосферу. За 45 минут носитель поднялся на высоту 15,7 км и сбросил SpaceShipTwo. Хвостовое оперение впервые было повернуто вверх на угол 65 градусов. В этой конфигурации аппарат пролетел 1 минуту 15 секунд и почти вертикально спустился на 4,7 км. Суборбитальный самолёт продемонстрировал отличную устойчивость и управляемость. На высоте 10 км пилоты повернули оперение в обычный, «самолётный», режим и спустя 11 минут 5 секунд после сброса с борта White Knight Two приземлились на взлетно-посадочную полосу.
  • 29 сентября 2011 года SpaceShipTwo испытал систему приземления в экстренных условиях[14].
  • 30 апреля 2013 года был произведен первый полёт с испытанием реактивного двигателя самолёта[2][15]. Отделившись от носителя на высоте около 14 км, SpaceShipTwo включил двигатель, и через 16 секунд достиг скорости 1,2 и высоты 17 км[2][16].
  • 9 сентября 2013 года был проведён второй сверхзвуковой полет ракетоплана. Отделение от носителя произошло на высоте 15 км и, включив двигатель на 20 секунд, SS2 набрал высоту 23 км и начал снижение, достигнув скорости 1,43[17].
Внешние видеофайлы
Первый свободный полёт. Октябрь 2010
Первый полёт с использованием оперения. Май 2011
Первый полёт с включением двигателя. Апрель 2013
Второй полёт с включением двигателя. Сентябрь 2013
Третий полёт с включением двигателя. Январь 2014
Последние секунды полёта 31 октября 2014 года
  • 10 января 2014 года, в ходе третьего сверхзвукового полёта, двигатель ракетоплана опять включился на запланированные 20 секунд, подняв его на высоту 23,6 км. В ходе спуска со скоростью 1,4 была протестирована система управления положением в космическом пространстве Reaction Control System (RCS) и новое жаростойкое покрытие хвостовых балок[5].
  • В мае 2014 года компания объявила об изменении топлива с полибутадиена с концевыми гидроксильными группами, склонного к нестабильности при времени работы двигателя более 20 секунд, на термопластичный полиамид[источник не указан 2086 дней
    ].
  • 31 октября 2014 года SpaceShipTwo VSS Enterprise потерпел крушение в пустыне Мохаве на юге Калифорнии при проведении испытаний обновлённого гибридного двигателя, использующего топливную смесь на основе гранул полиамида и закиси азота[18]. После достижения самолетом-носителем White Knight Two высоты 50 000 футов (15,2 км)[19][20] и отделения от него SpaceShipTwo, через несколько секунд свободного полёта с включенным двигателем аппарат разрушился — по заявлению, сделанному 3 ноября, из-за несанкционированного перевода хвостового оперения в положение торможения[21]. Один из пилотов-испытателей погиб. Другой пилот смог покинуть аппарат с парашютом, и с травмами был доставлен в больницу[22]. Это был первый полёт с новым топливом, ранее испытанным на земле[19]; и четвёртый полет с включением двигателя корабля[23], предыдущий полет без включения двигателя был совершен 7 октября[24]. На момент катастрофы другой SpaceShipTwo — «VSS Unity» (VSS Voyager) построен на 60 %[25].
  • 8 сентября 2020 года «VSS Unity» совершил первый пробный полет, в течение которого корабль был пристыкован к WhiteKnightTwo[26].
  • 3 декабря 2020 года «VSS Unity» успешно испытан в первом планирующем полёте.
  • 5 апреля 2020 года совершил первый полёт «VSS Unity» с включением двигателя. Через 30 секунд после включения двигателя были достигнуты скорость 1,87 и высота 25,7 км (84 271 фута)[27]
  • 29 мая 2020 года при помощи самолёта-носителя White Knight Two VSS Unity был поднят на высоту 14 км, после чего на собственном двигателе достиг высоты 34,9 км (114,501 фута)[28].
  • 26 июля 2020 года VSS Unity успешно прошел третьи летные испытания, на которых он достиг высоты 52 км (170,800 фута), максимальная скорость VSS Unity составила 2,47.[29]
  • 13 декабря 2020 года космоплан VSS Unity класса SpaceShipTwo с двумя пилотами на борту (Марк Пол «Форджер» Стакки и Фредерик Уилфорд Стеркоу) отделился от самолёта-носителя WhiteKnightTwo (VMS Eve) на высоте 13,1 км и достиг высоты 82,7 км, поднявшись выше границы космического пространства по версии ВВС США (80,45 км)[30], но не достигнув линии Ка́рмана (100 км).

Virgin Galactic представила новый корабль для полета в космос

Компания Virgin Galactic и ее основатель Ричард Брэнсон минувшей ночью представили новый пассажирский корабль SpaceShipTwo для суборбитальных полетов. Обновление коснулось в основном оборудования корабля: после катастрофы во время испытательного полета в 2014 году, когда SpaceShipTwo разбился из-за неправильных действий пилота, было решено внести ряд изменений в логику управления кораблем.

Новый SpaceShipTwo получил имя VSS Unity. Ему предстоит пройти цикл наземных испытаний, затем начнутся полеты в планирующем режиме, и только потом — испытания с включением двигательной установки, предусматривающие полеты в космос, то есть на высоту более 100 км от уровня моря.

Ричард Брэнсон анонсировал проект Virgin Galactic в сентябре 2004 года. В тот момент начало полетов было назначено на 2008 год. Стоимость билета — $200 тыс., резервирования места — $20 тыс. Чтобы оказаться в числе первых туристов, необходимо депонировать все $200 тыс.

Вопреки ожиданиям сотен туристов, давно купивших билеты в Virgin Galactic, Брэнсон в ходе премьеры VSS Unity не назвал даже приблизительной даты первого полета корабля с пассажирами.

— Красивый с точки зрения маркетинга и рекламы проект Ричарда Брэнсона оказался в серьезной рыночной ловушке, — констатирует член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Андрей Ионин. — Чтобы реализовать проект достаточно быстро и с минимальными инвестициями, необходимо было воспользоваться уже готовыми технологиями. Поэтому Брэнсон вложился в технологию американского конструктора Берта Рутана, которая попадала под режим нераспространения ракетных технологий. Это означало, что создавать компанию и реализовывать проект нужно было только в США. Там нужно соответствовать строжайшим требованиям по обеспечению безопасности туристов. И вскоре оказалось, что технология Рутана, пригодная для установления рекордов, не подходит для массового туризма. Теперь нужно либо технически совершенствовать систему, со значительным ростом надежности, либо каким-то образом поменять американское законодательство.

Павел Пушкин, глава , развивающей идею космического туризма в РФ, считает, что первый полет с пассажирами на борту VSS Unity совершит не раньше 2020 года.

— Virgin Galactic еще предстоит сертифицировать новый корабль, и это наверняка будет довольно сложный процесс, — говорит Пушкин. — Пару лет назад в США вышел документ, регламентирующий оказание таких услуг как суборбитальный полет. Там пока простые правила в основном по безопасности — например, в случае разгерметизации корабля должно быть обеспечено выживание пассажира. Следовательно, туристы должны быть в скафандрах. С реализацией всех прописанных в правилах мер у компании могут возникнуть трудности. Кроме того, нужно будет показать определенный налет часов, ведь это принципиально новый корабль. Нужно будет проработать аварийные ситуации и схемы полета. С учетом того, что еще предстоит сделать, начало коммерческих полетов в 2020 году выглядит скорее оптимистичным сценарием.

Примечания[ | ]

  1. Создатель SpaceShipTwo пообещал продолжить реализацию программы
  2. 1234
    Суборбитальный корабль SpaceShipTwo впервые включил двигатель в полете
  3. 12
    SpaceShipOne Wins Ten-Million-Dollar X Prize
  4. The rocket plane SpaceShipOne has shot to an altitude of more than 100km for the second time inside a week to claim the $10m Ansari X-Prize.
  5. 12
    News — Virgin Galactic Reaches New Heights In Third Supersonic Test Flight | Virgin Galactic Архивировано 7 апреля 2014 года.
  6. Туристический космоплан совместит бизнес с наукой // Мембрана
  7. Суборбитальный космический корабль SpaceShipTwo
  8. Народный космолёт SpaceShipTwo раскрыл неземной потенциал Архивировано 1 октября 2006 года.
  9. 12
    Космический корабль SpaceShipTwo. Досье к катастрофе 31 октября
    (неопр.)
    . ТАСС (1 ноября 2014). Дата обращения 1 ноября 2014.
  10. Virgin Galactic совершил первый пилотируемый полёт (неопр.)
    (недоступная ссылка). PoshSpace (17 июля 2010). Дата обращения 10 ноября 2014. Архивировано 10 ноября 2014 года.
  11. Аппарат SpaceShipTwo совершил тестовый полет (неопр.)
    (недоступная ссылка). CyberSecurity.ru (19 июля 2010). Дата обращения 10 ноября 2014. Архивировано 10 ноября 2014 года.
  12. Частный ракетоплан «Энтерпрайз» совершил первый полет (неопр.)
    .
  13. Первый частный суборбитальный полет возможен уже осенью (неопр.)
    .
  14. SpaceShipTwo испытал систему приземления в экстренных условиях (неопр.)
    . Lenta.ru.
  15. Video — First rocket-powered flight of SpaceShipTwo (неопр.)
    . NewScientist.
  16. Космоплан SpaceShipTwo на испытательном полёте достиг сверхзвуковой скорости (неопр.)
    . Деловая газета ВЗГЛЯД.
  17. News — Virgin Galactic Flexes Spaceshiptwo’S Unique Feather Mechanism In Second Supersonic Flight (неопр.)
    (недоступная ссылка). Virgin Galactic. Архивировано 4 ноября 2013 года.
  18. Алексей Степин.
    SpaceShipTwo потерпел крушение при тестировании нового двигателя
    (неопр.)
    . 3DNews — Daily Digital Digest (31 октября 2014). Дата обращения 1 ноября 2014.
  19. 12
    Virgin Galactic’s SpaceShipTwo Crashes: 1 Dead, 1 Injured (англ.).
  20. Space Ship Two was tracked on Flightradar24. Signal was lost at 17.12 UTC 10 km north of Mojave (англ.). Flightradar24 (31 October 2014).
  21. M. Alex Johnson.
    SpaceShipTwo ‘Feather’ Tail System Deployed Prematurely (англ.). NBC News (03.11.2014).
  22. Илья Кувакин.
    К крушению SpaceshipTwo могли привести аэродинамические силы
    (неопр.)
    . РБК (03.11.2014).
  23. Virgin Galactic’s SpaceShipTwo Crashes in New Setback for Commercial Spaceflight (англ.). The New York Times (01.11.2014).
  24. SPACESHIPTWO TEST SUMMARIES (англ.) (недоступная ссылка). Scaled Composites (31.10.2014). Дата обращения 2 ноября 2014. Архивировано 16 августа 2013 года.
  25. VIRGIN GALACTIC SPACE VEHICLES FACT SHEET (англ.) (недоступная ссылка). Virgin Galactic (31 October 2014). Архивировано 2 ноября 2014 года.
  26. Прошли испытания новой модели космического корабля фирмы Virgin Galactic (неопр.)
    . ТАСС (9 сентября 2016).
  27. VSS Unity First Powered Flight (англ.). Virgin galactic (5 апреля 2018).
  28. Частный «космический самолёт» поднялся на рекордную высоту
  29. Into the Mesosphere at Mach 2.4 (англ.). Virgin galactic (26 июля 2018).
  30. Richard Branson Welcomes Astronauts Home from Virgin Galactic’s Historic First Spaceflight

Космические корабли

  • Virgin Atlantic Global Flyer
  • WhiteKnightOne
  • WhiteKnightTwo Virgin MotherShip Eve
  • SpaceShipOne
  • SpaceShipTwo — первый из них, VSS Enterprise, потерпел крушение 31 октября 2014 года, погиб один из двух пилотов[3].
  • VSS Unity — создан сменить предшествующую модель SpaceShipTwo. Космический корабль пройдёт серию воздушных и наземных испытаний, после чего планируется его пробный запуск в космос[4].
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: